Интернет против Телеэкрана, 10.07.2014
Швыдкой, «Дом-2» и уличная преступность

В начале этой недели президент Академии российского телевидения Михаил Швыдкой на пресс-конференции Интерфакс высказался в защиту телепроекта «Дом-2». Он полагает, что телепроект «Дом-2» отвлекает некоторую часть аудитории от совершения антисоциальных действий, в частности, от правонарушений. «Василий Ключевский писал, что массовая культура хороша уже тем, что она отвлекает людей от чего-то еще более худшего», – заявил он. «В этом смысле, – продолжил М. Швыдкой, – я понимаю, почему этот проект существует: он оттягивает какую-то аудиторию, которая могла бы просто ходить по улицам и стайками грабить прохожих».

У профессионалов в сфере правопорядка, как известно, другое мнение – стоит лишь вспомнить недавнее высказывание министра внутренних дел Рашида Нургалиева о необходимости закрытия проекта. «Первое мнение – то, что показывается в роликах и фрагментах программы „Дом-2“, – это уголовщина, и передачу нужно закрыть, считает Нургалиев. – Второе: поскольку в проекте показываются недопустимые вещи, необходимо ввести существенные штрафы – настолько существенные, чтобы, заплатив их несколько раз, компания оказалась на грани разорения. Третье мнение: говорить надо не столько о нравственности, сколько о психиатрии». Но, как выяснилось, г-н Швыдкой знает, как побороть подростковую преступность лучше всякого МВД – главное почаще кормить молодежь соответствующей «телекультурой».

При этом Михаил Швыдкой против введения в России общественного совета по нравственности на телевидении. «Любой общественный совет станет определенной дубиной, которой все равно будут размахивать. Притом, что в этом совете будут изумительные, чистые, прекрасные и благородные люди, он все равно превратится в цензурный комитет», – сказал он, так как, по его мнению в России есть достаточная законодательная база, «чтобы принять любое решение, запрещающее или рекомендующее каналу снять ту или иную программу». «Я думаю, что есть абсолютно цивилизованный путь любого регулирования со стороны общества, любой продукции средств массовой информации. Путь этот прописан в ряде кодексов, в законе о СМИ. Этот единственно правильный путь – судебный», – полагает М. Швыдкой.

План №1: запереть детей дома и посадить у телевизора

Интересная картина получается, если сопоставить все это с недавно принятым Госдумой законопроектом о введении комендантского часа для несовершеннолетних. Теперь региональные власти могут запретить детям до 18 лет передвигаться по городу с 22.00 до 6.00, а также появляться в ресторанах, казино, барах и кинотеатрах без сопровождения взрослых. Главы регионов имеют право сами снижать возраст детей, на которых распространяется это ограничение, сокращать продолжительность комендантского часа в зависимости от времени года, а также определять перечень мест, где несовершеннолетним вечером нельзя находиться без присмотра.

Получается, что российской молодежи нужно побольше сидеть дома и смотреть «Дом-2» и аналогичные ему телепомои, иначе вся эта молодежь пойдет «просто ходить по улицам и стайками грабить прохожих». То есть молодежь у нас в России изначально дикая, агрессивная и преступная, а предлагая ей дешевые и примитивные медиаразвлечения, мы ее отвлечем и спасем порядок на улицах. А может на самом деле все наоборот – культурная деградация молодых россиян приводит к росту правонарушений? Откуда берется вся эта ужасная молодежь? Кто ее воспитывает, если это не родители? И телевизор тут совсем не последний учитель жизни и проводник культуры. Именно к такому выводу, видимо, успешно пришел министр внутренних дел, но почему-то не пришел президент Академии российского телевидения.

Когда государство вводит запреты на появление молодежи на улице вечером – это даже в случае позитивных результатов и снижения числа преступлений все равно роспись в бессилии. Почему, если ее насильно не удерживать дома, эта молодежь спешит в ближайший круглосуточный магазин за пивом, в ночные клубы за наркотиками, или пытается грабить прохожих? Потому что государство выбрало самый простой способ заниматься молодежью – через телевизор. А учитывая, что подход к телеконтенту у нас осуществляется по принципам, которые озвучил г-н Швыдкой, результат и неудивителен. Странно, что такую молодежь днем на улицу выпускают.

План №2: отнять культуру у «масс» и продать «элите» за хорошую цену

А ведь молодежь в 10 вечера может не только совершать антисоциальные действия, но и возвращаться из спортивной секции, музыкальной репетиции или с подготовительных курсов. Только чтобы было больше именно таких подростков, нужно разворачивать большую систему молодежной политики, и не на бумаге. Открывая те самые секции, кружки, клубы. Звучит смешно – неужели «культурный отдых» сможет составить конкуренцию злачным местам? Сможет, если его инфраструктура охватит большинство населенных пунктов (вспомним – пресловутый советский «Дом культуры» был и в самых отдаленных провинциальных городках), если это будет доступно и бесплатно, или, по крайней мере, недорого. Но это противоречит рыночной логике.

Но сейчас, к сожалению, наше общество пытаются не просто поделить на богатых и бедных, успешных и неуспешных. И если бы от уровня дохода зависело только то, во что человек одет, что он ест, и где живет! Гораздо хуже то, что сегодня приверженцы методов «дикого рынка» пытаются, и небезуспешно, применять их и в сфере культуры. Еще совсем недавно недоступно дорогими могли оказаться разве что билеты на концерт зарубежной рок-звезды, а какая-нибудь консерватория была прибежищем бедной интеллигенции, где старушки в кофточках полувековой давности могли даже на свою скромную пенсию послушать любимую классику. Но вот, «окоммерциализировав» сектор поп-культуры, носители рыночного сознания направили свой взор и на эти заповедники. В недавней статье в «Независимой газете» «Братская могила канала „Культура“» Николай Усков – главный редактор журнала GQ прямо заявил, что высокой культурой сегодня должны заниматься люди состоятельные: «Неужели плохие зубы, немытые волосы и обноски – это „культура“. Неужели жизнь духа – обязательно гниение плоти? Я как-то никогда не верил в понятие „внутренняя красота“. Если ты действительно чувствуешь, что такое красота, то будешь выдергивать волосы из ушей, мыться хотя бы раз в день и не наденешь бесформенный свитер в катышках». Мол, надо уже прекращать всю эту некоммерческую возню, культура – это деньги.

Казалось бы, при чем здесь молодежь? А при том, что в этой неумолимой логике на празднике жизни нет места тем, на ком «свитер в катышках». Все это звенья одной цепи, одной античеловеческой системы. Мечты этих якобы перешагнувших через примитивный «гламур» идеологов сегодня – это союз больших денег и большой культуры: оперные театры, в которых отдыхает исключительно элита, и самый недорогой билет в которые будет стоить столько, что никакие бедные интеллигенты не будут портить своим непрезентабельным внешним видом окружающий пейзаж. Та же логика приходит и в другие сферы. Нет денег – никаких тебе спортивных секций, музыкальной школы, бесплатного образования. А чтобы от скуки и неразвитости не пошел творить «антисоциальное» – вот для тебя уже постарались, заботливо подсовывают «Дом-2» и прочую отупляющую медиажвачку.

Это все не для них

Россиян хотят поделить на касты. В 90-е над «малиновыми пиджаками» культурные граждане посмеивались, оставаясь в плену убеждения, что уж культура-то деньгами не измеряется, и ее они не утратят. И вот сегодня культуру у них отбирают, предлагая взамен «быдлозрелища». И высокие телечиновники так спокойны потому, что они уже причислили большую часть зрителей (в том числе – большую часть молодежи) к быдлу. Которое нужно только для обслуживания интересов элиты и малочисленного ее сателлита – среднего класса. И не нужно этой «низшей касте» учиться, расширять кругозор, стремиться к здоровому образу жизни и приобщаться к культурным ценностям. Это все не для них. Впрочем, во избежание эксцессов, и для снижения уровня уличной преступности самое время эту «пролетарскую» молодежь убрать с улиц, заботливо отправив ее в «телегетто».

Маринэ Восканян

http://win.ru/subculture/1808.phtml?PHPSESSID=e108f321cf8b4cd06dfebfe2cf87e6e1


0.055222988128662