Интернет против Телеэкрана, 31.07.2014
Военно-воздушная мегаломания

Как наверно уже заметили постоянные читатели моего журнала, я имею непреодолимую склонность к атомарным фактам. То есть фактам хотя и незначительным, но трудно фальсифицируемым. Из таких атомов и строится моя вселенная. Это единственный способ иметь хотя бы более или менее адекватное представление о мире, в котором мы все живем, в век информационных войн.

В связи с только что прошедшим 70-летием начала Второй мировой войны случился и новый виток, гм, не могу определиться, как правильно будет написать, советско-польского, или русско-польского противостояния. Связанный, как мы помним, с высказанными официальными кругами РФ в адрес Польши обвинениями в подготовке польско-германской агрессии против СССР.

Думаю интересно будет в этой связи обсудить некий весьма симптоматичный перекос в польской оборонной политике, связанный с комплектованием их ВВС.

Вообще Польша до войны была одной из очень немногих стран в мире, которая имела развитую национальную авиапромышленность. Трудно в это поверить, но довольно многочисленные польские ВВС (порядка 600 боевых самолетов первой линии) комплектовались исключительно не только построенными, но и сконструированными в Польше самолетами. Это ставило Польшу в число восьми ведущих авиационных держав того времени (Великобритания, Германия, Италия, Польша, СССР, США, Франция, Япония)!

Но отметив это выдающееся достижение, приходится констатировать вопиющий дисбаланс в отношении комплектования польских ВВС. Вообще состав ВВС явным образом указывает на наступательный или оборонительный характер задач, которые эти ВВС должны решать. Например, у немцев, в начале войны, в составе военно-воздушных сил преобладали бомбардировщики. Однако по мере того как Германия теряла господство в воздухе и вынуждена была переходить к обороне, доля истребителей все увеличивалась, вплоть до того, что в 1944 году Гитлер распорядился полностью прекратить выпуск бомбардировщиков, сосредоточив все усилия промышленности на истребителях. У США и Англии, наоборот, доля бомбардировщиков увеличивалась, причем значительную долю составляли тяжелые, четырехмоторные машины.

Кажется очевидным, что каких бы успехов не добилась польская авиация в межвоенный период, ее основной задачей должна была быть оборона, так как вероятные противники Польши – СССР и Германия явно могли выставить большие по численности ВВС. Однако это не было очевидным для польских военноначальников. Они придерживались того мнения, что на любом из возможных фронтов Польша будет наступать. Исходя из этого и комплектовались польские ВВС.

Главным и единственным польским истребителем к началу войны был PZL.7 и его модификация PZL.11. Созданный в начале 30-х, он имел устаревшую конструкцию – открытую кабину, неубирающееся шасси, снабженное подкосами высоко расположенное крыло – парасоль. Польское командование прекрасно понимало неполноценность своего основного истребителя, но попытки заменить его предпринимались вялые. Все усилия по переоснащению истребительных эскадр свелись на практике к созданию, следуя модной концепции последних предвоенных лет, двухмоторного истребителя PZL.38 "Волк", который, впрочем, не успел попасть на конвеер.

Дорогая и сложная в производстве машина годилась для сопровождения бомбардировщиков, то есть по сути была оружием так же наступательным. Для воздушного боя эти самолеты подходили мало, во время Битвы за Англию немцам пришлось эскортировать "истребители" Bf.110, созданные одновременно PZL.38 одномоторными Bf.109!

Совсем по-другому обстояли дела с бомбардировщиками. Для непосредственной поддержки войск поляки имели неплохой PZL.23 "Карась". Этот самолет так же не был на уровне требований времени, и не мог равняться со своим немецким аналогом – знаменитым Ju.87 "Штука", но при должном истребительном сопровождении свои задачи вполне смог бы решать. Правда с сопровождением было, как мы видели, не ахти.

Новейшим и без сомнения лучшим самолетом польских ВВС был двухмоторный бомбардировщик PZL.37 "Лось". Именно на его выпуске были сосредоточены все усилия польской авиапромышленности предвоенных лет. Их выпустили столько, что лишь меньше трети эксплуатировались ВВС – 36 из 124 выпущенных! Нельзя не отметить, что машина получилась очень удачной. "Лось" поднимал до 2,580 кг бомб и нес их со скоростью 412 км/ч на дальность 1500 километров. Лицензию на производство самолета приобрели Бельгия и Турция. Болгария, Румыния и Югославия достигли соглашения о покупке этих самолетов, готова была присоединиться к ним и Финляндия.Вопрос состоит только в том, что использовать эти самолеты в оборонительной войне было весьма неудобно. Они предназначались совсем для другого. В итоге 79 машин, более половины от числа выпущенных, так и остались невостребованными! И это в то время, как польским ВВС позарез требовались истребители и самолеты непосредственной поддержки войск.

Если бы нашелся человек, с воображением и темпераментом Резуна, он бы несомненно выстроил на основании изложенного целую теорию. Я этого делать не буду. Факт, в отличие от домыслов, тем и хорош, что он есть факт. А уж интерпретировать его каждый может как ему заблагорассудится.

http://oldadmiral.livejournal.com/17122.html#cutid1


0.056527137756348