На Кубе действует два вида денег – обычные и конвертируемы песо, их еще называют куками. Иностранцы должны расплачиваться куками, но и кубинцы могут в обменных пунктах приобрести куки. Опять же, по словам кубинцев, средняя зарплата на Кубе составляет 20 конвертируемых песо, что составляет 500 неконвертируемых песо, а за 1 евро дают сейчас около 1,3 кука. При этом зарплата водителя - порядка 18 кука, участкового врача 50 кук, учителя в школе 30 куков, доцента 40-50 куков. Кубинские врачи нередко работают заграницей, и такой врач, возвратившись на родину, получает к своей зарплате дополнительно еще 50 куков ежемесячно.
Работа в туристической сфере не считается престижной. Кубинцы смотрят на туризм как на место, где можно заработать деньги. Это и чаевые, и всякие подарки.
На Кубе существует частная торговля продуктами питания, то есть рынки. На рынке цена 1 кг риса - 6 неконвертируемых песо, 1 кг говядины – 40 песо. Хлеб в магазине стоит 4 неконвертируемых цента – одна небольшая булочка. 1 киловатт-час - 9 неконвертируемых песо, а в месяц за использование холодной воды семья 4 человек тратит 2 песо. А вот сигары известных марок - «Коиба», «Монтекристо» и т. п. для кубинца очень дороги, их стоимость составляет порядка 4-7 евро за сигару, не считая эксклюзива, который стоит еще дороже.
Кроме того, существуют магазины, где государство продает товары по твердым ценам, которые намного ниже рыночных, и, разумеется, действуют нормы продажи товара на 1 человека. Например, 1 кг говядины будет уже стоить 2 неконвертируемых песо, а 1 кг риса 40 неконвертируемых центов, при этом норма по рису составляет 2 кг на человека в месяц, а мясо бывает редко.
А вот бензин по местным меркам очень дорогой -1,1 конвертируемого песо за 1 литр. Нефть Куба частично добывает сама, а частично закупает у Венесуэлы.
На экскурсии в Гаване гид-кубинец заявил: «А теперь мы проезжаем мимо масонской ложи». На эту тему я с ним поговорил подробнее. Он рассказал, что масонская ложа не прекращала свою деятельность после победы революции, что Кастро не масон, а вот некоторые депутаты – масоны. Недавно, по его словам, на Кубе состоялся Панамериканский съезд масонов. Когда я ему рассказал, что в России слово «масон» обычно воспринимается с ухмылкой, что в существование масонов большинство людей не верит, что масон в представлении многих людей – это что-то комической, а над человеком, рассказывающем о масонах, смеются как над параноиком, кубинец сам чуть не упал со смеху. Он был поражен: «КАК! Не верят в масонов???? Почему????». Далее он сообщил, что у них в каждом районе есть масонские ложи, что в масонстве нет ничего плохого, и что он родом из маленького городка, но даже и там есть масонская ложа. Да и вообще исторически борцы за независимость Кубы в XIX веке почти все были масонами. В общем, очень удивился.
Что еще рассказать о Кубе? Только приехав, практически сразу же я столкнулся с кубинцем, который сказал, что вот вы ждали 70 лет перемен, а у нас прошло только 50. Общий смысл его речи сводился к тому, что они ждут - не дождутся, когда закончится коммунизм. Другой кубинец, с которым я говорил на эту тему несколько дней спустя, по сути, сказал то же самое, но в более осторожных формулировках. Он говорил о необходимости перемен, о том, что недостатки социалистической экономики все видят, но видят и плюсы. Я ему рассказал, что произошло в России после отмены социализма. «У вас всё рухнет», - предупредил я его. На что он ответил, что российский опыт они знают, они уже предупреждены. Видимо, надеются избежать российских провалов.
Думаю, что социализм дал максимум того, на что в принципе могла рассчитывать такая страна как Куба. Ведь альтернатива – это отнюдь не США, а соседняя Доминиканская республика, Гаити, Ямайка.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |