Интернет против Телеэкрана, 29.09.2017
Немного готики в богемской стране

 

  Интересно, вызовут ли у читателей какие-нибудь ассоциации нижеследующие изображения:   

 

                                           



                                           


  Человек, не интересовавшийся специально историей пражской архитектуры, вряд ли узнает эти здания. Не буду мистифицировать, они вообще не существуют. Точнее, не существуют (и никогда не существовали) в показанном виде. Это два нереализованных проекта перестройки и реготизации собора св. Вита. В итоге был избран другой вариант, тот, которым ныне восхищаются гости Праги: 


                                           



                                           


  Обычно рассказ о соборе св. Вита начинается с повествования о его предшественниках - романских ротондe и базиликe, последовательно строившихся на этом месте начиная с незапамятного Х века. Нетрудно догадаться, что они не сохранились. Свидетельством их существования являются фрагментарные остатки кладки высотой в несколько кирпичей, находящиеся под собором. Основателем же самого собора называют Карла IV, считающегося в Чехии oснователем всего (Карлова университета, Карлова моста, Карлштейна и т.п.) и носящего в историографии официальный титул Отец Отечества.

  Великий гуситский миф, столь актуальный во времена европейских войн, борьбы всех против всех и границ на замке, в объединённой Европе выглядел бы явным анaхронизмом. Поэтому его  своевременно отодвинули на третий план, а центральной фигурой национальной истории стал Карл из династии Люксембургов, король чешский, римский, ломбардский и арелатский, император Священной Римской империи, воспитанник французского двора и супруг Бланки Валуа. В 2005 он выиграл конкурс "Величaйший чех" (аналог "Имени России"). В ходе обсуждения его кандидатуры возник вопрос: а владел ли Отец Отечества чешским языком? Было мудро решено, что, поскольку нет прямых доказательств обратного,  в принципе мог и владеть, так что быть Величайшим чехом ему ничто не мешает.

  Этот пример показывает, что у людей предусмотрительных национальная мифология бывает многосторонней. Это позволяет им греться на той её стороне, которaя  наиболее щедро освещена солнцем .

  Считается, что строительство кафедрального собора началось в 1344 г. в связи с повышением статуса пражского епископства до архиепископского. Проект возглавил Матье из Арраса, прибывший из Авиньона.  Строил Матье 8 лет и успел, прямо скажем, не очень много. После его смерти дело перешло в руки семьи Парлержей. Большинство источников называет основателя рода Петром Парлером из Германии. Есть однако и версии, что это был Пьер Парле из Франции или Пьетро Парлери из Италии. Впрочем, все сходятся на том, что фамилия произошла от латинского слова parlerius, означающего  "строитель" или "мастер", так что Парлержи - это строители по имени Строители. Кто кому кем приходился в этой семье, тоже не вполне ясно.

  Построить им  за 75 лет удалось неф и апсиду с алтарём в восточной части здания, а также Большую башню с южной стороны. Богослужения проводились в достроенной части храма, с четвёртой стороны отгороженной временной деревяной стеной.

  С началом гуситских войн в 1419 г. активная фаза строительства храма закончилась.  Гуситские войны в чешской истории - это нечто вроде потопа. Разбираться во временах потопных и допотопных крайне трудно. Поэтому я  редко и неохотно затрагиваю богемскую историю перед 1526 г., когда после воцарения Габсбургов в событиях начинает наконец прослеживаться логика и даже некоторая доказанность.

  Естественно, в ходе гуситских бурь и других драматических событий сильно пострадал и собор. В 1541 г. он стал жертвой пожара, опустошившего всю левобережную часть Праги. В 1550 - 1561 его восстановили Паоло делла Стелла, Ганс Тироль и Бонифаций Вольмут. Итогом их усилий стало ренессансное здание, без значительных изменений простоявшее до второй половины XVIII века. Потом в очередной раз сгорела Большая башня, после чего её обновил Николо Пакасси (1771 г.), придавший зданию некоторые барочные черты.

  В середине XIX века собор св. Вита выглядел так:


                                          


  Когда наступила эпоха национального возрождения, было решено, что святыню нужно достроить. О первоначальных замыслах Матье из Арраса и Петра Парлержа никто не мог сказать ничего определённого, но все исходили из того, что собор должен быть готическим. В 1844 г. возникла организация под названием "Объединение за достройку храма". Помимо сбора средств её члены занимались изучением готики в Германии и во Франции.

  В 1859 г. начались работы. Планы неоднократно менялись, но общим оставался подход - ренессансные и барочные элементы заменялись готическими. Процесс касался не только храма св. Вита, он шёл по всей стране и затронул множество объектов.

  Иллюстрация, с которой я начал данный пост - это проект Йoзефа Краннера, руководившего строительством до своей смерти в 1871 г. Он предполагал в первую очередь реготизацию Большой башни, которую планировалось поднять до высоты 160 метров. Второй рисунок - проект Йoзефа Москера, также намеревавшегося реготизировать Большую башню, а заодно пристроить две башни с западной стороны. Моцкер был наиболее значительным из реготизаторов. Ему обязаны своим сегодняшним видом Пороховая башня, обе башни Карлова моста, Староновая синагога, Карлштейн, Крживоклат, Конопиште, храм св. Барборы в Кутной Горе и многое другое.

                                           

                                                                                                      Йoзеф Моцкер


                                          

                                                                  На фотографии 1887 запечатлена одна из фаз строительства.


                                           

                                                                     Сегодняшний вид собора с той же точки зрения

 Моцкер был радикальным пуристом, стремившимся к созданию "чистой, абстрактно сконструированной готики", как пишут сегодняшние искусствоведы. В ареале Карлштейна он не колебался снести целые здания, как стилистически не соответствующие его представлениям, и заменить их новыми. В начале ХХ века его подход подвергался серьёзной критике, но впоследствии она была смягчена. Сегодня пуризм считается выражением духа своей эпохи.

  Но завершить работу над собором св. Вита Моцкер не успел. Он скончался в 1899 г.

  Дело продолжил Камил Хильберт, представитель венской школы, отличавшейся гораздо более тонким подходом к наследию старины. Венская школа полагала, что стилистически разнородные элементы арxитектурных памятников тоже являются ценными свидетельствами былых эпох.

  Поэтому мы видим сегодня, как две готические башни, возвышающиеся над главным входом с западной стороны, сочетаются с барочной Большой башней, украшающей храм с юга.

  Собор был достроен в 1929 г.

 

http://bohemicus.livejournal.com/21696.html#cutid1


0.011679172515869