Интернет против Телеэкрана, 06.07.2014
Искажение речи и мышление
Зыкин Д., d_zykin.livejournal.com

Речь это  отражение мышления. Это банально. Какое мышление, такая и речь. Но и обратное верно. Искажение речи влияет и на мышление. Приведу только одно доказательство.

Слово вызывает набор ассоциаций. Услышав какое-то слово, мы уже мысленно, подсознательно "видим" целый пучек смыслов. То  есть мозг расценивает слово  как сигнал, как условие выполнения программы. 

Программисты прекрасно знают, каким мучением является отладка программы, когда достоточно сделать мизерную описку, и не работает вся программа. Вот и отыскивай часами ошибку.

Это упрощенный пример, ведь мозг - это, конечно, не компьютер, его программы в целом гораздо гибче, поэтому небольшие сбои в речи обычно не приводят к зависанию, но я думаю, все поняли, о чем я говорю.

А теперь представьте, что начинаются искажения в речи, когда старое слово коверкают. Искаженное слово остается узнаваемым для мозга, для мышления,  но и старое слово тоже не уходит из употребления. Поэтому полного замещения старого слова-сигнала, на новое слово-сигнал с сохранением старой цепочки смыслов не происходит.

Приведу пример.

Слово "адский". Услышали это слово, и какая ассоциация возникла? Допустим, это будет слово "огонь". Адский огонь  - привычное словосочетание.

А теперь возьмем слово "аццкий". По ассоциции возникнет слово "сотона".  И это в определенных кругах тоже привычное сочетание.

Но слово "адский" и "аццкий" очень похожи, поэтому могут возникать сбои в распознавании и соответственно сбои в ассоциациях.

То есть видит человек слово "адский"  - а ему в голову лезет не "огонь" , а как раз "сотона".  Конечно, мозг сделает поправку, потому что привычное старое слово не забыто, и более того, на самом деле оно доминирует, а слово "аццкий" воспринимается как шутка, но у мышления теперь появляется дополнительная задача - делать поправку.

Представьте себе, что человека выучили с самого начала неправильное речи, а потом дали прочитать текст какого нибудь классического произведения. Он его поймет не так, как люди, знающие правильную речь.  Это, конечно, крайность, этого нет и близко.

Но что если мы сейчас лившь в начале пути? Что если дальше  будет проводиться целенаправленная политика искажения языка? Историю же исказили до неузнаваемости, заменив искаженной, и мы уже видим дичайшие рассуждения совершенно нормальных людей.

Если же постепенно будет происходить замена языка, это будет означать, что русские останутся без последнего, что у них есть - своей великой литературы.


0.053014993667603