Раздел 1. «Модернизационный класс»: проблема определения
Дебаты о модернизации к настоящему времени оказались сосредоточены на вопросе о том, какая социальная сила может стать ее двигателем. Общество не верит в способность государственной бюрократии сыграть эту роль. Серьезные сомнения возникают и в отношении крупного бизнеса, связанного с экспортными сырьевыми отраслями.
В предыдущем докладе «Модернизация как политическая программа» Цех политической критики выступил с утверждением, что субъектом модернизации может выступить интеллектуальный класс. Острая дискуссия, вызванная обсуждением прошлого доклада, заставляет нас вновь обратиться к проблемам интеллектуального класса, чтобы определить его статус и перспективы как в нынешнем российском обществе, так и в более отдаленном будущем.
Интеллектуальный класс представляет собой общественный слой, который занимается производством знания, его передачей и воспроизводством, а также его критической оценкой и утилизацией. Интеллектуальный класс состоит из людей, занятых интеллектуальным трудом, создающих новые продукты и знания. Он включает в себя в первую очередь ученых-исследователей, производящих новое знание, во вторую очередь – преподавателей вузов, систематизирующих накопленное знание и передающих его новым поколениям, и, наконец, в третью очередь – людей, которых с подачи американо-канадского экономиста Ричарда Флорида принято именовать «креативным классом».
Интеллектуальный класс не тождественен «креативному классу». Передовой отряд первого – люди, производящие новое знание и тем самым расширяющие наши представления о мире и увеличивающие наши практические возможности. «Креативный класс» состоит из журналистов, маркетологов, публичных экспертов – тех, кто производит не знания, а рассчитанные на тот или иной политический, культурный или же коммерческий эффект «концепты» и смыслы. «Креативный класс» связан не с производством принципиально новых знаний и продуктов, но в первую очередь с их коммерческим, политическим, художественным использованием.
В современной социологической литературе как в России, так и за рубежом чрезмерное внимание уделяется «креативному классу» при явном дефиците аналогичного интереса по отношению к классу интеллектуальному. Весьма востребованы концепции о появлении нового типа общественного устройства, в котором ученые неизбежно оказываются на дне социальной иерархии, а «креативные» интеллектуалы взмывают на самую ее вершину. Хотя в России «креативный класс» и в самом деле вобрал в себя наиболее талантливых и энергичных интеллектуалов, нашедших способ выживать в непростой обстановке рыночной и политической стихии постсоветских лет, однако данный слой оказался не способным стать сколько-нибудь весомой социальной силой, создать противовес по отношению к бюрократии и крупному бизнесу.
Подлинная модернизация предполагает ставку на производителей основного интеллектуального продукта – инноваций, то есть на интеллектуальный класс. Центры модернизации – это исследовательские лаборатории, а не рекламные агентства. Потенциально роль модернизационного класса по плечу только интеллектуальному классу. Но готов ли к ней сам российский интеллектуальный класс?
Раздел 2. Готов ли «интеллектуальный класс» к модернизационному вызову?
Трагичность текущей ситуации заключается в том, что вследствие катастрофического обрушения экономики и государственности за последние двадцать лет интеллектуальный класс оказался очень ослаблен как профессионально, так и политически.
Уже много лет не обеспечивается существование и воспроизводство основы интеллектуального класса – ученых и преподавательского состава ведущих вузов. Оплата труда исследователей и преподавателей вузов нередко находится на уровне прожиточного минимума. При этом естественнонаучным вузам и факультетам часто не выделяется средств для приобретения оборудования и реактивов, что резко снижает продуктивность их научной деятельности.
Многолетнее существование в подобном режиме вынуждает представителей интеллектуального класса к выбору: искать дополнительные доходы, уходить из профессии либо эмигрировать из России. В первом случае основным источником дохода становятся «репетиторство», «дарения» и «благодарности» и пр. При выборе второго варианта источником заработка становятся журналистика, участие в политтехнологическом или рекламно-пиаровском бизнесе. Наконец, в третьем случае способом сохранения научной квалификации и обеспечения достойной оплаты труда оказывается научная эмиграция. Все три модели адаптации, выбранные сотнями тысяч ученых и преподавателей, крайне негативно влияют на количество и качество продукции, создаваемой разными профессиональными цехами и группами российского интеллектуального класса.
Режим хронического недофинансирования породил феномен академической коррупции, болезненно ударившей по вузам и институтам РАН. Суть этого явления сводится к ползучей «приватизации» научно-образовательных институций их руководством. В результате вместо интеллектуальной деятельности приоритетом становится финансово-хозяйственная, направленная на получение любыми способами максимума денежных средств от использования всех ресурсов организации и ее бренда. «Приватизация» вузов во многом выступает первопричиной и низовой коррупции на уровне преподавательского состава и превращения интеллектуальной деятельности в их стенах в имитацию и даже в пародию.
Академическая коррупция, имеющая тесные связи с бюрократической коррупцией, во многом обесценивает те усилия, которые государство предпринимает для поддержки науки и образования. Система грантов внутри страны предельно забюрократизирована и затрудняет получение денег непосредственными исполнителями проектов. Система многочисленных «откатов» за гранты слаженно действует на разных уровнях: от научных фондов до факультетов вузов. В итоге исполнителям, которым приходится «брать в долю» «заслуженных и опытных деятелей науки», достаются крохи от и без того не очень большого гранта. Нет ничего удивительного в том, что результаты работы этих ученых не интересуют бизнес и политическое сообщество, ведь они не представляют эвристической ценности даже для фундаментальной науки.
В России имеет место депрофессионализация интеллектуального класса и потеря взаимосвязи интеллектуальной сферы и жизни. Множество выпускников вузов работает не по специальности и не применяет полученные ими знания – так разрывается связь между воспроизводством знаний (вузы), производством новых знаний (научные институты) и их использованием на практике (бизнес).
Интеллектуальный класс, по большей части занятый заботой о выживании, лишен социального веса и политического представительства. Характерно, что интеллектуальный класс в целом лишен возможности повлиять даже на образовательную политику, которая определяется бюрократической камарильей из Министерства образования.
Интеллектуальный класс сейчас находится в нижней точке своего социального, культурного, не говоря уже о политическом, влияния. Остался ли у интеллектуального класса, несмотря ни на что, потенциал изменить нынешнее положение дел?
Раздел 3. Светлое будущее как продолжение хмурого настоящего
Весьма вероятно, что уже в ближайшие годы интеллектуальный класс весьма значительно усилится благодаря пополнению его рядов амбициозной, энергичной молодежью подобно тому, как в XIX веке приток мобильной деревенской молодежи на заводы за немногие годы превратил рабочий класс в основного «возмутителя спокойствия».
Рассматриваемый нами сценарий обусловлен складыванием в России общества блокированной вертикальной мобильности. Довольно монолитный правящий класс контролирует все более-менее важные позиции и в государственном аппарате, и в политике, и в экономической сфере. На протяжении ряда лет в РФ продолжают сужаться возможности для индивидуальной вертикальной мобильности – социальные лифты функционируют все хуже и хуже. Судя по текущему состоянию дел, нынешнее поколение социальной элиты обречено на длительное пребывание на вершине как экономического, так и политического могущества. Эта ситуация максимально жестко отразится уже на поколении 1990-х, которое будет составлять в ближайшие годы основную часть студентов. Едва ли это поколение уже сейчас не задумывается о поиске альтернативных путей доступа в элиту.
Скорее всего, в ближайшие пять лет базовые параметры российской политической и экономической системы не изменятся. Весьма сомнительно, что возникнут новые карьерные возможности в связи с увеличением либо политической, либо экономической конкуренции. Скорее всего, для энергичных людей, не входящих в состав правящего класса, большинство путей продвижения наверх окажутся закрыты.
Единственную возможность быстрого карьерного взлета, причем не только узкопрофессионального, но и рассчитанного на публичный резонанс, новым выходцам снизу предоставит деятельность в области науки, культуры и образования. Поэтому именно интеллектуальному классу предстоит вобрать в себя приток новой амбициозной молодежи, ориентированной на ускоренную вертикальную мобильность.
Такое развитие событий приведет к явному оживлению в профессиональных научных и образовательных корпорациях. Многие цеха академической науки будут перестроены и реформированы новыми поколениями выпускников, ориентированных на карьерный рост в своей профессиональной сфере. Вследствие этих процессов в России оформится не просто новый социальный класс, но и новая контрэлита, остро критически настроенная к правящему слою бюрократии. Через несколько лет в стране накопится значительное количество молодых и образованных людей, лишенных перспективы вертикальной мобильности, – горючий материал для возможных потрясений. В рамках существующей социальной структуры им, по сути, нечего терять и не на что рассчитывать, а вот крупные потрясения являются шансом для продвижения наверх. Пока власть не осознает этой угрозы, которая при правильной внутренней политике может оказаться важнейшим ресурсом развития страны, а в случае инерционного развития событий способна стать важнейшим фактором нестабильности.
Стремление нынешней власти провести модернизацию страны с неизбежностью потребует опоры на интеллектуальный класс и, как следствие, обнаружения способов его интеграции в политическую систему. При этом важно, чтобы осуществлялась интеграция интеллектуального класса именно как класса, с предоставлением его членам возможностей профессиональной самореализации, а не по образцу 1990-х годов, когда из цехов академической науки в политику и экономику были вовлечены отдельные талантливые деклассированные индивиды. Только в случае укрепления, а не эрозии цехов научного производства предвидимое нами в ближайшие годы усиление и омоложение интеллектуального класса окажется не прологом потрясений, а шансом для кардинальной модернизации российского общества.
В ближайшие несколько лет, пока радикализация интеллектуального класса еще не достигла критического пика, власти имеет смысл заняться созданием его дееспособного политического и профессионального представительства. Организованное либо в форме партии национального развития, либо в виде значительного сегмента внутри «партии власти», оно позволит включить интеллектуальный класс в процесс модернизации, обеспечить ему участие в принятии важных решений и реалистичные каналы вертикальной социальной мобильности. Пока интеллектуальный класс не обладает таким представительством, государственные мероприятия по его поддержке будут пробуксовывать из-за отсутствия организованной поддержки со стороны специализированных политических и корпоративных институтов.
Свою позитивную роль в данном случае сможет сыграть и «креативный класс». В вопросе организации двойного представительства интеллектуального класса представители «класса креативного» могут стать эффективными посредниками между академией, рынком и властью. Никто кроме «креативного класса» не сможет оказать эффективную медиаподдержку новой идеологии и установить необходимые связи между научными кругами и той частью бизнеса, которая ориентирована на технологический прогресс. Если представители «креативного класса» осознают свое родство с «интеллектуальным классом» в целом, они обретут самостоятельный политический вес и смогут участвовать в создании субъекта модернизации, который и явится противовесом бюрократии и олигархического бизнеса, деконструирующим их негласный альянс.
Политическое представительство интеллектуального класса одновременно станет важным фактором обновления его профессионального представительства. Интеллектуалы, участвующие в политике, будут заинтересованы в поддержке со стороны сильных научных и образовательных институций, аналогично тому, как политики социал-демократы в свое время были заинтересованы в сильных профсоюзах рабочих. Поэтому они будут искать поддержки основной массы интеллектуального класса, будут конкурировать с коррумпированной академической бюрократией и добиваться прогрессивной образовательной реформы.
Реорганизация профессионального представительства интеллектуального класса должна преследовать цели подавления академической коррупции и стимулирования активности непосредственных творцов инноваций. Подобная реформа в сочетании с созданием политического представительства интеллектуалов в перспективе обеспечит продуктивное, взаимоусиливающее взаимодействие обеих форм представительства, подобно тому, как сила западных социал-демократических партий в свое время заключалась в таком же взаимодействии политического представительства в виде партии и корпоративного представительства рабочих в форме профсоюзов.
Формирование системы двойного – политического и профессионального – представительства интеллектуального класса одновременно является необходимой предпосылкой для эффективного задействования его потенциала в интересах модернизации. Система двойного представительства даст возможность использовать в конструктивных целях развития страны процесс омоложения интеллектуального класса, повысит эффективность государственной научной, образовательной и технологической политики, будет серьезно способствовать процессу модернизации. Подобная система в конечном итоге позволит выстроить долгосрочную модель усиления общественного влияния обновленного интеллектуального класса, соответствующую избранной российским президентом концепции модернизации.
Борис Межуев, Алексей Черняев, Никита Куркин, Александр Павлов
http://russ.ru/pole/Intellektual-nyj-klass-i-perspektivy-rossijskoj-modernizacii
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |