22 июля Международный суд в соответствии с запросом Генеральной Ассамблеи ООН обнародовал заключение по проблеме Косова. Суть его сводится к тому, что односторонняя декларация о независимости «властей Приштины» соответствует международно-правовым нормам. Одновременно в заключении указано, что резолюция СБ ООН 1244 (в которой говорится о территориальной целостности Сербии) также «является частью международно-правовых норм, которые следует иметь в виду». Односторонней независимости Косова и, соответственно, акту сецессии дано, так сказать, «законное» основание (хотя председатель суда Хисаши Овада заявил, что дискуссия о праве народа на самоопределение или сецессию не входит в задачу Международного суда: мол, суд не занимается последствиями провозглашения независимости и особенно тем, стало ли Косово государством).
Последствиями займутся другие – архитекторы и хозяева «НАТО-государства». В момент оглашения заключения Суда «премьер-министр Косова» Хашим Тачи находился в Вашингтоне, где он получил от вице-президента США Джо Байдена заверения в том, что «территориальная целостность Косова останется неприкосновенной», а «будущее Косова – это НАТО и Евросоюз» (1). Международный суд (МС) встал на сторону тех, кто вооруженной силой, политическим и экономическим давлением создавали, подпитывали и укрепляли албанский сепаратизм в Косове.
Интерес к этому процессу в МС был колоссальным. В Палате мира МС места зарезервировали более 40 стран – так велико международное значение правовой квалификации о «косовской независимости». Этот 36-ой процесс в истории МС стал беспрецедентным: по вынесенному решению, по количеству участников стран-членов ООН и в связи с появлением Китая, который прежде никогда не участвовал в процессах Международного суда. До вынесения вердикта в устной дискуссии одностороннюю декларацию о независимости поддержали 14 стран (а также Приштина). Точку зрения Белграда, полагающего, что декларация нарушает международное право, разделили 12 государств. Среди судей МС девять были из числа стран, признавших Косово (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Новая Зеландия, Иордания, Сьерра-Леоне и Сомали).
Нанесен еще один удар по государственности и суверенитету Сербии. Надежды на объективность и профессиональную добросовестность представителей международных институтов, включая ООН, оказались несостоятельными.
Не удалось Белграду найти опору и в Евросоюзе. Несмотря на уверения сербского президента Б.Тадича о том, что Евросоюз желает сотрудничать с Сербией в решении проблемы Косова, действительность его слова опровергла. Позиция ЕС обрела окончательную форму и стала предельно ясной.
Во-первых, из Брюсселя последовало предостережение сербской стороне о том, чтобы та не требовала от ООН открытия переговоров по поводу статуса Косова. Во-вторых, Брюссель настаивает на полном согласовании с ним резолюции, которую Сербия намерена направить в адрес Генеральной Ассамблеи ООН после вынесения заключения МС о независимости Косова. В-третьих, отмечается, что от поведения Белграда в отношении Косова будет зависеть и предоставление Сербии статуса кандидата в члены ЕС. Таким образом, отброшены обещания, щедро выдававшиеся Сербии еврочиновниками о том, что «технический вопрос о кандидатуре Сербии будет поставлен перед Еврокомиссией автоматически». Теперь всё выглядит иначе: ЕС только в декабре может запросить заключение Еврокомиссии по вопросу о кандидатуре Сербии. Но и это - пропагандистский трюк. Окончательную ясность относительно вступления Сербии в ЕС внес бывший посол США в Сербии У.Монтгомери - он заявил, что Сербия в лучшем случае станет членом ЕС через 8 лет, «а может, и в 2018 не станет» (2).
Берлин вторит Вашингтону: хотя Сербия подала прошение о вступлении в ЕС ещё в декабре 2009 г., германское руководство решило этот процесс приостановить. В ЕС должна вступить Хорватия (в 2012-м или 2013 году). А Сербия, «если выберет борьбу за Косово, останется в стороне» - так считают немцы и другие члены Евросоюза (3).
ЕС сосредотачивает усилия на технических переговорах между Белградом и Приштиной «по вопросам взаимного интереса». При этом позиция пяти государств-членов Европейского Союза, не признавших независимость Косова, будет растворена в точке зрения большинства, которое потребует от Белграда отказаться от попыток начала переговоров по поводу статуса Косова.
Питер Фейт, глава Международной гражданской канцелярии и специальный посланник ЕС в Косове, еще до вынесения заключения Суда предсказал, что заключение определенно поддержит Косово, а после вынесения вердикта МС последует новая волна признания независимости Косова (4). Фейт демонстрирует, что позиция ЕС и других международных институтов в отношении сербов - жесткая, бескомпромиссная и не предполагает сотрудничества с Белградом. Она отсекает даже «кипрский вариант»: Фейт утверждает, что Косово не может быть замороженным конфликтом (5).
Позиция США неизменна: полное признание и укрепление независимой «Республики Косово». Одновременно 22 июля Совет директоров Международного валютного фонда (штаб-квартира которого находится в Вашингтоне) одобрил предоставление Косову в течение 18 месяцев финансовой помощи в 108,9 млн. евро, из них 22,1 млн. «власти Косова» могут получить уже сейчас. Всемирный банк со своей стороны выделил более 400 млн. долларов для Албании на ближайшие 4 года: 275 млн. долларов (214 млн. евро) от Международного банка реконструкции и развития и 150 млн. долларов (116 млн. евро) от Международной финансовой корпорации.
Параллельно западные и албанские СМИ активно прорабатывают тему якобы предложенного Сербией размена территориями – Север Косова в обмен на юг Сербии, который албанцы именуют «Прешевской долиной» (большинство населения там составляют албанцы), и якобы готовности Белграда обсуждать вопрос о границах Сербии с Косовом.
В Приштине решения МС ожидали спокойно. Там убеждены, что не менее 35 стран теперь присоединятся к 69-ти странам, признавшим независимость Косова.
Белград настаивает на том, что поощрение косовского сепаратизма кладёт начало цепной реакции создания новых псевдо-государств и ведет к дестабилизации многих районов мира. Сербский президент Б.Тадич говорит, что «вопрос Косова является наиважнейшим национальным вопросом». Сербия намерена на сентябрьской (2010) сессии Генеральной Ассамблеи ООН вынести новую резолюцию по Косову. Сербия, подчеркнул Борис Тадич, ни под каким предлогом не признает независимости Косова ни прямо, ни косвенно.
Однако, в то время как Тадич апеллирует к международному праву, национальным интересам и к стабильности на Балканах, сербская оппозиция отмечает, что после провозглашения независимости Косова сербские власти в течение двух лет лишь отступали и сдавали позиции в этом вопросе. Не кто иной, как Тадич, провозгласив «борьбу за Косово средствами дипломатии», вскоре вернул сербских послов в страны, признавшие независимость Косова, без возражений признал миссию ЕУЛЕКС в Косове, содействовавшую укреплению «косовских институтов власти». В то же время именно Брюссель продвигает доктрину включения Западных Балкан в состав Евросоюза, и важная составная часть этой доктрины - тезис о «европейской перспективе Косова». Вещая о «национальных интересах», сербские власти за два года не провели ни одного заседания парламента, посвященного специально Косову и Метохии, а в преддверии вынесения заключения МС официальный Белград по настоянию Запада продавил принятие резолюции о Сребренице, нанёсшей колоссальный удар по национально-государственным интересам Сербии.
В условиях, когда при самоустранении Совета Безопасности ООН стали возможны агрессия против суверенного Сербского государства, создание на части его территории, захваченной албанскими сепаратистами, крупнейшей в мире военной базы США, поддержка западной элитой так называемых «приштинских институтов власти», заключение Международного суда по Косову, оглашённое 22 июля, предстаёт одним из завершающих этапов разрушения международного правового порядка.
Решение МС растоптало резолюцию 1244 СБ ООН. Оно позволило открыть новую фазу «проекта Косово». Запад сделает всё, чтобы не позволить «заморозить» косовский конфликт. Начнут осуществляться все прежние планы Приштины: полная абсорбция сербов южнее Ибра, интеграция, затем ассимиляция сербского населения в северной части Косова, распространение сепаратистских тенденций на юг Сербии («Прешевская долина»), расползание «албанского фактора» по Балканам, включая если не формальное, то фактическое объединение Косова с Албанией. И всё это - на фоне дальнейшей политико-дипломатической и финансовой поддержки «Республики Косова» с её последующим включением в ЕС и НАТО.
______________________(1) http://www.balkaninsight.com/en/main/news/29613/
(2) http://www.kurir-info.rs/vesti/politika/montgomeri-srbija-nece-uci-u-evropsku-uniju-pre-2018.-godine-42725.php
(3) http://www.politika.rs/rubrike/Svet/Ekonomist-Gradjani-Srbije-sve-vise-gube-nadu.sr.html
(4) http://www.emg.rs/vesti/region/124044.html
(5) http://www.emg.rs/vesti/region/124044.html
Анна ФИЛИМОНОВА
http://fondsk.ru/article.php?id=3165
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |