Интернет против Телеэкрана, 17.10.2017
Дефицит и бедность

Как известно, в тоталитарном совке был полный дефицит во всех областях и одновременно массовая бедность населения. Многие удивляются, как так? Откуда дефицит, если все кругом бедны? Тут ведь одно из двух: либо у людей нет денег, либо наоборот денег слишком много и товаров под них не хватает. Где-то в промежутке располагается нормальное состояние, когда количество денег примерно соответствует суммарной цене всех товаров, но ведь крайние не могут быть достигнуты одновременно. Если все бедны, то некому сметать товары с полок, если товаров на полках нет, то их купили. Мы, конечно, могли бы рассмотреть гипотетический случай, когда никому ничего не платят и одновременно ничего не производится, поэтому нет товаров, однако сиё выглядит какой-то запредельной натяжкой.

Хотя благодаря аховому состоянию мозгов некоторых представителей либеральной интеллигенции в их представлении всё именно так и было.

Секретный секрет в том, что действительно дефицит может сосуществовать с бедностью. Правда, в СССР такого случиться не могло, поскольку почти отсутствовало расслоение. Зато сейчас, когда Невидимая Рука Рынка уверенно направляет в народные отверстия Невидимый Этого Рынка Член, с расслоением всё в порядке и с дефицитом, не все знают, тоже. Про дефицит проговариваются даже чиновники в телевизере, застенчиво уточняя: «нет, пацаны, это, само собой, не дефицит, у нас просто нехватка товаров, вы не подумайте».

Продукты питания подороже на полках лежат, продукты подешевле, но съедобные, — на рынках, — быстро раскупаются. Всё как в рассказах про ужасы совка: приходить надо рано утром, а то не хватит. Хочешь скушать не доширак, но что-то полезное для здоровья задёшево — изволь отправиться на рынок часов в девять утра. Или, как вариант, можешь задорого купить себе кусок колбасы, который в единственном экземпляре лежит на витрине уже две недели и его никто не покупает, поскольку как-то слишком.

Кроме шуток, несколько раз в качестве объяснения «с хрена ли так дорого» от непосредственно продающих слышал в разных формах фразу: «так чего-то берут эту штуку мало, поэтому приходится продавать дороже». Ну, типа, чтобы те, кто всё-таки берёт, компенсировали издержки. И самое смешное, что в этой фразе есть своя логика: чтобы стали брать больше, надо продавать сильно дешевле. Так, что будет уже не выгодно. Поэтому выгодно именно что продавать дороже. Желающие купить, купят и за более высокую цену. Рынок. Хотя и не тот, который нам проповедовали.

На дешёвые машины отечественного производства, о чудо, очереди на многие месяцы. На некоторые зарубежные аналогично. Но это, пацаны, не дефицит, само собой. Просто не хватает. Рынок так распорядился. А раз рынок — всё нормально, значит. Так и надо.

Я регулярно наблюдаю дефицит любимого мной гранатового сока. Ну нет его. Регулярно нет в продаже. Другой есть? Ха-ха, так и в СССР пустые полки были только в момент прорыва знатных рыночников к власти, а до этого — обпокупайся. Если ты был готов вместо сока из А купить сок из Б, так вон они, банки яблочного сока рядами. Чего поменялось-то? Ну, кроме того, что в те времена в банках с надписью «яблочный сок» действительно содержался яблочный сок? Этикетки стали красочнее? Ну так людям не этикетки ведь нужны.

Или этикетки? По наблюдениям многим ведь действительно нужны именно этикетки, причём, исключительно на полках.

Конечно, что-то конкретное надо было выискивать, но его надо выискивать и сейчас. Сейчас, правда, благодаря интернету процесс поиска идёт быстрее, но он всё равно весьма долгий. Я, в частности, каждый второй девайс искал по нескольку недель. Ну не было девайса в наличии. Ни у кого. «Только что закончился». Некоторые, конечно, сходу покупались, однако и в СССР много чего покупалось с ходу. Повезло. Попал с первой попытки.

Вот это вот «только что кончилось» во всех магазинах — дефицит и есть. При этом «только что кончаются» и дорогие девайсы тоже. Десятки миллионов человеконаселения вообще отрезаны от покупки этих девайсов своими ничтожными ежемесячными доходами, но всё оно всё равно только-что-кончается. Потому что, когда оно было, его завезли три штуки, ибо «больше не купят», а долго стоящий на полке товар не выгоден. Но не снижать же ради такого цену! Цену снижать только если прямо совсем залежалось и оформлять это как «акцию неслыханной щедрости». В результате соответствующее своей цене во всех сегментах каждый раз уже раскуплено, а хреновое и/или с неадекватной ценой, да, вон оно — на полках.

Вот такое лицо у изобилия. Жаль, в своё время не догадались объявить ряды банок с морской капустой признаком процветания экономики. А что? В неё, в морскую капусту, сейчас «элитные» японские роллы заворачивают.

Дефицит реально есть почти для всех слоёв населения, исключая настолько богатых, что они могут слугу на личном самолёте отправить на покупки куда-нибудь в Японию, чтобы «к вечеру было». Все остальные видят радикально непустые полки, но всё равно вынуждены искать. Каждый своё, но искать. С «доставанием» через знакомых, очередями, записью и так далее. В чуть более щадящем режиме, чем в середине восьмидесятых, но блин, вы же говорили «рынок всё исправит». Это вот ради таких незначительных фиксов надо было две трети населения опустить в бедность?

Когда человек мне рассказывает про царящее вокруг изобилие, я сразу понимаю: он просто ничего не покупает. Он — теоретик потребизма. Он по стечению обстоятельств попал в слои, чуть выше совсем бедных, поэтому на готовый замороженный обед ему денег уже достаточно, а на мега-телевизер или ещё какое чудо техники ему не накопить (или же просто потребность отсутствует). В результате он не ищет высокотехнологичные вундерфафли, не едет в восемь утра за дешёвым мясом, не пытается добыть прочные ботинки за разумную сумму и стильные прочные ботинки тоже. Этот человек, вот неожиданность, отлично бы вписался в советский быт и ровно так же ел бы, что дают, как сейчас. С единственным отличием: этикетка не такая красивая, зато состав не в пример лучше. Его греет мысль, будто захоти он что-то, «сейчас у него есть возможность», но в реальности возможность почти такая же, как в СССР. Разве что импортного больше, а отечественного меньше. И если раньше у него деньги бы оставались при любом раскладе, то сейчас надо сначала накопить, перебиваясь ролтоном, а потом ещё как и раньше «добывать».

Ударившая по Москве жара, отлично расставила точки. Многим стало понятно, что большинство девайсов в каждом магазине существовали в паре экземпляров и лежали на полке только потому, что их собирались продать неразумно для обстоятельств дорого. Обстоятельства поменялись и в +38°С вдруг выяснилось, что кондиционеров и вентиляторов очень мало. Кондиционер ещё можно купить абы какой, правда, установят его в сентябре, а вентилятор уже и абы какой не купишь. Я намедни был на строительном рынке — количество разыскивающих вентилятор зашкаливает. Но их уже нет. Все три штуки уже продали.

Кстати, о мотивированности свободно-рыночных агентов, которые всё время держат руку на пульсе, в отличие, от тупого Госплана. Продавцы сетовали: ах, если бы раньше знать, что будет такая жара, вот можно было бы на вентиляторах приподняться. То есть, что получается, продающие вентиляторы за долговременными прогнозами погоды не следят? Они, выходит, ещё тупее Госплана — тот хотя бы знал, что каждый год бывает лето?

Где обещанная мега-манёвренность рынка? Производство-то, если сейчас начать, наладят к тому моменту, когда эти вентиляторы уже никому не нужны будут. Рыночная манёвренность, выходит, такая же фикция, как изобилие? Ни фига не манёвреннее даже того стародавнего плана. Хотя компов уже завались, кругом интернет — сейчас можно такую плановую экономику забабахать, все в шоколаде будут.


Вот эти три штуки в наличии — замаскированный дефицит в рамках бедности населения. Покупают этот продукт настолько редко, что больше трёх штук в наличии не надо. Зато если вдруг будет локальный всплеск, даже самый ничтожный, замаскированный дефицит сразу станет реальным, а среагирует на него рынок, когда уже никому такого не надо. Когда уже снова неоправданно дорого.

Кстати, всё это в основном ещё и привозное, а не своё. Удивительное дело — тоталитарный социализм тридцать лет назад умудрялся практически того же состояния добиваться своими силами, а чудесный рынок тридцать лет спустя не справляется даже на привозном. И не для всех, а для десяти процентов избранных.

Но поскольку это всё большую часть времени замаскировано, то теоретики потребизма, всего этого не замечают. Для них: вот оно стои́т, могу ж купить, если захочу. И сразу такая гордость за себя по телу разливается. Вроде как состоялся. Вроде как в потенциале уже ни в чём себе не отказывающий хозяин жизни в царстве изобилия.



Статистика потребления продуктов тогда и сейчас. Специально для уверенных, что граждане стали гораздо пипцаче кушать.
Статистика приобретаемых телевизоров.

 

http://lex-kravetski.livejournal.com/310886.html


0.013398170471191