Читая выдержки из последней монографии Боба Вудворда (Bob Woodward) "Obamas Wars" (Войны Обамы), постоянно наталкиваешься на мысль о том, что президент, унаследовавший афганский конфликт, ищет стратегию ухода, которая позволит Соединенным Штатам претендовать на определенный успех, и в то же время не разорит американскую экономику и не усилит и без того мощную нагрузку на армию. Возможно, Афганистан станет последним грандиозным американским проектом национально-государственного строительства. Учитывая потребность в "экспорте безопасности" (это термин Дерека Реверона (Derek Reveron)) в многочисленные части нашей планеты, где государства слишком слабы или сталкиваются с проблемами, которыми могут воспользоваться стремящиеся нанести нам ущерб группировки, мы можем оказаться под бременем огромного множества задач, напоминающих нашу десятилетнюю миссию в Колумбии.
В декабре администрация приступит к анализу вариантов своих действий в Афганистане. Но уже сейчас звучат заявления (среди них высказывания министра обороны Роберта Гейтса) о том, что нам следует ожидать лишь косметических, незначительных корректировок в афганской стратегии, но не полномасштабного ее пересмотра. А из-за океана звучат и более откровенные высказывания. Британский генерал-лейтенант Ник Паркер (Nick Parker), являющийся заместителем командующего Международными силами содействия безопасности (International Security Assistance Force) генерала Дэвида Петреуса, так сказал о начале вывода войск, назначенном администрацией Обамы на июль 2011 года: "Вполне разумно провести там некое сокращение сил, хотя я бы предположил, что оно будет не столь значительным, как считают некоторые". Это говорит о том, что афганская миссия будет продолжена и во время возможного второго президентского срока Обамы. Британцы считают, что до 2015 года им оттуда не уйти, и поэтому вполне вероятно, что американцы могут остаться в Афганистане даже после 2018 года. Однако, если Обама решит радикально изменить подходы США, то, учитывая его нынешние трудности в отношениях с правительством Хамида Карзая, ему придется согласиться на "вариант Наджибуллы".
Горбачев предпочел коммунистическому доктринеру Бабраку Кармалю Мухаммеда Наджибуллу, который возглавлял секретную полицию Афганистана (Служба государственной информации). Наджибулла приступил к ликвидации ряда идеологических черт коммунистического государства и молча согласился с усилением роли ислама, пытаясь ограничить рост поддержки моджахедам. Что самое важное, Горбачев предоставил Наджибулле огневую мощь и тыловую поддержку, чтобы тот усилил режим своей власти. Наджибулла удержался у власти и после ухода советских войск в начале 1989 года. Вполне возможно, что он сохранил бы свою власть и далее, если бы с распадом Советского Союза в 1991 году снабжение и поддержка со стороны Москвы не прекратились. Конечно, в нынешней ситуации есть существенные отличия. Первое и самое главное – готовой и ждущей своего часа фигуры нового "Наджибуллы" нет и не предвидится. Карзай, в отличие от Кармаля, вряд ли уйдет тихо и спокойно – а если США усилят давление, он вполне способен осуществить свою угрозу и объединиться с талибами. Кроме того, администрация США не может санкционировать ту жестокую тактику, которую использовал Наджибулла в целях сохранения власти – особенно в рамках нынешней противоповстанческой стратегии, подчеркивающей необходимость защиты населения (а не применения силы в целях его устрашения).
Итак, у администрации Обамы, видимо, нет той альтернативной стратегии ухода, которая ей нужна – стратегии, позволяющей вывести войска из Афганистана, прекратить прямое участие США в афганской войне, оставить после себя "дружественный режим" и показать в 2012 году электорату, что "свет в конце афганского тоннеля" есть. Поэтому у администрации остается лишь два варианта, причем оба весьма непривлекательны с политической точки зрения. Либо она в полной мере соглашается на стратегию наращивания сил и средств в афганской войне, для реализации которой и достижения весомых результатов может понадобиться четыре года; либо решает прекратить американское участие в этой войне, чтобы остановить кровопролитие. И пока неясно, смогут ли прийти к какому-то согласию по данному вопросу политики и представители ведомства национальной безопасности в команде президента