Однако показательно другое – резкая активизация внимания к Молдавии и Приднестровью со стороны западных политиков, экспертов и средств массовой информации. Объясняется это просто – как в Молдавии, так и в Приднестровье в конце этого года состоятся выборы высших представительных органов власти. Сегодня уже известна дата досрочных выборов в молдавский парламент – 28 ноября. Спустя две недели – 12 декабря – состоятся выборы в Верховный Совет самоопределившейся Приднестровской Молдавской Республики. Эти выборы призваны изменить политическую ситуацию в обоих регионах бывшей Молдавской ССР. В Республике Молдова правящий правый Альянс «За европейскую интеграцию», потерпевший обидную неудачу в ходе организации референдума по возвращению прямых президентских выборов, может уступить власть блоку левоцентристских сил во главе с Партией коммунистов Республики Молдова. В то же время в Приднестровье парламент может полностью перейти под контроль партии «Обновление», оппозиционно настроенной в отношении действующего президента Игоря Смирнова, поддерживаемой крупнейшим региональным холдингом «Шериф» и тесно связанной с партией «Единая Россия».
Стратегической задачей Запада на молдавском направлении является отнюдь не ликвидация мятежного Приднестровья, существование которого Запад принял как реальность, а планомерное вытеснение России из региона, сведение российского присутствия к абсолютному минимуму, в частности, вывод российских миротворцев из региона и замена их на «международные миротворческие силы». Вполне возможно, что, если бы Приднестровье в своей политике ориентировалось на Запад, оно давно было бы признано в той или иной форме большинством ведущих западных стран, как было признано Косово. И ведь такие варианты, как были в прошлом, так и остались поныне.
После того как в 1997 году в Москве был подписан т. н. «Меморандум Примакова» о создании общего государства Молдавии и Приднестровья, на Западе появилась альтернативная концепция решения приднестровского конфликта. В марте 2000 года была создана американо-украинская консалтинговая группа «Приднестровье» под руководством директора Гарвардского Института международного развития Джеффри Сакса и украинского националиста Дмитрия Корчинского, возглавлявшего Институт проблем региональной политики и современной политологии. Этой группе принадлежит авторство альтернативного Москве плана урегулирования конфликта: Молдова отходит к Румынии, а Приднестровье – к Украине. Этот план в общих чертах был воспроизведён летом 2004 года Станиславом Белковским, активно занимавшимся поддержкой оранжевой революции на Украине, и затем нашёл немало сторонников в Приднестровье.
О вероятном размене, вслед за некоторыми молдавскими политиками (в частности, Сергеем Мокану), высказался и президент Румынии Траян Бэсеску. Однако, по его плану, Украина взамен Приднестровья должна будет вернуть Румынии север и юг Бессарабии, а также Буковину (Черновицкую и значительную часть Одесской области, где проживает смешанное население, а молдаване составляют большинство только в ряде районов). Данный сценарий, в редакции Бэсеску, упомянут и в цитируемой выше статье Роджера Бойеса. Понятно, что нынешние власти Украины на подобный размен не пойдут. Однако, помня о шаткости политической конфигурации на Украине и надеясь на возможное повторение оранжевой революции в ходе ближайших выборов, западные стратеги не прочь потешить себя новыми вариантами переустройства Восточной Европы. Все помнят, как покорно и безропотно президент Ющенко, явно рассчитывая на поддержку Бухареста в вопросе приёма Украины в НАТО, передал судьбу шельфа острова Змеиный в Гаагский суд, который вынес решение в пользу Румынии.
Достаточное число сторонников переориентации региона на Запад можно найти и в самом Приднестровье. Ещё в 2002 году с подобной инициативой выступал тогдашний министр иностранных дел Валерий Лицкай, заявивший, что «100 лет пребывания Приднестровья в качестве российской колонии были не лучшими временами», и что Приднестровье может реализовать свою независимость в рамках курса на сближение с украинскими властями. Спустя 6 лет тот же Лицкай заявил, что «Приднестровью следует откорректировать свою внешнюю политику и сделать её многовекторной». Всем памятен инцидент с попыткой открытия в Бендерской крепости памятника гетману Мазепе в октябре 2008 года.
Однако незамеченным остался другой инцидент – открытие в апреле 2010 года у стен той же Бендерской крепости памятника «первой украинской конституции», автором которой был ближайший сподвижник Мазепы Филипп Орлик. В открытии этого памятника, выполненного в виде открытой книги из чёрного мрамора с отрывками из «основного закона» Орлика на украинском и латыни, приняли участие президент ПМР Игорь Смирнов и заместитель председателя Верховной Рады Украины от Блока Юлии Тимошенко Николай Томенко. Несменяемый в течение без малого 20 лет приднестровский лидер оказался в одной компании с одним из наиболее непримиримых лидеров украинских «оранжевых» уже после инаугурации Виктора Януковича в качестве президента Украины.
Как отмечается в статье Владислава Гулевича, опубликованной на портале Института стран СНГ «Материк», в 2008 году украинское министерство по делам семьи, молодёжи и спорта, возглавляемое представителем «Нашей Украины» Юрием Павленко, содействовало проведению дискуссии на приднестровскую тематику с представителями общественных движений Украины и Приднестровья. В результате этой встречи появился документ под названием «Киевские решения», с конкретными рекомендациями властям Украины по действиям на приднестровском направлении. Радикальные украинские националисты активно занимаются «научно-просветительской» деятельностью на территории Приднестровья – фактически пропагандой украинского национализма в регионе. Среди них можно назвать руководителя Научно-идеологического центра имени Д. Донцова (базирующегося в городе Дрогобыч Львовской области) Олега Багана, который выступил с открытой лекцией в «Украинском доме» в Тирасполе, открытом при содействии посольства Украины в Молдавии. Слушателями этой лекции стали учителя украинского языка в приднестровских школах. По мнению Багана, «Приднестровье – исконно украинская земля», и «возрождение здесь украинских национальных интересов оправданно и необходимо».
Некоторая часть экспертных центров Украины напрямую работает с общественными организациями Приднестровья, такими как Союз украинцев Приднестровья имени Александра Бута, движение «Приднестровская молодёжь Украины» и другие организации. При этом лоббисты украинского влияния присутствуют как в исполнительной, так и в законодательной власти региона. До недавнего времени одним из таких высокопоставленных лоббистов был Леонид Ткачук, бывший председатель Бендерского горсовета, возглавлявший Союз украинцев Приднестровья, который, по мнению ряда наблюдателей, «пробил» указ президента Смирнова об установке памятника Мазепе. После его отставки наиболее значимым украинским лоббистом в Приднестровье остался депутат Верховного Совета ПМР, руководитель общественной организации «Просвiта» Владимир Боднар, входящий в партию «Обновление».
Одновременно активизировали работу в Приднестровье посольства западных стран (в первую очередь Великобритании), фонды Карнеги и Сороса, равно как и другие международные структуры, ориентированные на геополитическое переформатирование постсоветского пространства. В августе 2010 года американский Фонд Карнеги инициировал проект «Негосударственной рабочей группы по разрешению приднестровского конфликта», целью которого должно стать «доверие и понимание между участниками переговорного процесса в формате 5+2». Среди предполагаемых членов рабочей группы упоминаются участники Дартмутской конференции по региональным конфликтам – Збигнев Бжезинский, Дэвид Рокфеллер, Евгений Примаков, Андрей Козырев, Георгий Арбатов и другие. По утверждению авторов проекта, в ходе июньской встречи президент России Дмитрий Медведев и канцлер Германии Ангела Меркель обсуждали возможность трансформации российской миротворческой операции в международную в обмен на безвизовый режим между Россией и Евросоюзом.
Ещё одним проектом по вытеснению России станет уменьшение её удельного веса в переговорном формате. Во время консультаций по приднестровскому урегулированию в Вене министр реинтеграции в правительстве Молдавии Виктор Осипов высказал идею о повышении роли США и Евросоюза от статуса наблюдателей до статуса сторон в переговорном процессе. Таким образом, формат 5+2, по мнению молдавской стороны, должен быть преобразован в «формат 7», где роль США и Евросоюза будет тождественна роли России, Украины и ОБСЕ. Все эти проекты, безусловно, обречены до тех пор, пока Россия остаётся ключевым игроком в регионе, и пока её позиции прочны на обоих берегах Днестра. Западные проекты направлены, в первую очередь, на переформатирование сознания правящих элит и гражданского общества в обоих регионах и рассчитаны да долговременный эффект. Однако, если Россия определит приоритет вхождения в «клуб высокоразвитых стран» выше усиления своего влияния на постсоветском пространстве, её ждёт неминуемая потеря позиции в этих регионах и последующее стратегическое поражение. Модернизация не может являться целью – она лишь средство для внутреннего развития и восстановления мирового влияния государства.