Интернет против Телеэкрана, 02.08.2014
Американцы увидели в законе угрозу своему бизнесу

 

Алексей Владимирович Багаряков, член комитета Госдумы по финансовому рынку:

 

Мы с вами являемся свидетелями развернувшейся в стенах Госдумы войны за серьёзные доходы между банковским лобби и сторонника платежных операторов. Войны за право контролировать платежные операции наших граждан и взимать с них комиссии. Речь идет о громадных суммах: за прошлый год объем операций через платежные терминалы превысил 600 млрд. рублей. Учитывая, что комиссия за операции через терминалы составляет в среднем 5%, речь идет о десятках миллиардов рублей потенциальных сборов.

 

История вопроса

 

В октябре 2008 года Госдума рассматривала в первом чтении закон о деятельности по приему платежей физических лиц. Уже тогда закон вызвал много шума, подвергся критике со стороны Центрального банка, который указал на его коррупциогенность, несоответствие международным требованиям противодействия легализации доходов. Тем не менее, под давлением лоббистов он был принят сначала в первом чтении, а в марте 2009 года почти без изменений и в целом: из 59 поправок приняли лишь 9.

Дальше произошли уж совсем не ординарные события, которые не свойственны современному политическому ландшафту. Совет Федерации – отклонил закон. Была создана согласительная комиссия, куда не пустили посторонних, две группы влияния согласовывали свои позиции за закрытыми дверями.

Восемь раз собирались члены комиссии, но так и не пришли к единому мнению.

В итоге финальный текст закона был выработан в ночь перед пленарным заседанием 22 мая 2009 года, никто из депутатов, не участвовавших в его написании, ознакомиться с ним, разумеется, не успел, и Госдума проголосовала, что называется, “втемную”. Закон был принят и вступил в силу с начала 2010 года.

Откуда же возникли такие страсти вокруг этого закона? Дело в том, что мы наблюдали результаты борьбы двух мощнейших лоббистских групп – банковской и сторонников платежных операторов. Эта борьба велась за право контролировать платежные операции по оплате мобильной связи, коммунальных и других услуг, ни о чем не подозревающих наших граждан и взимать с них комиссии. Аргументы сторонников банковского подхода – надежность трансакций, доводы оппонентов менее убедительны, главный из них – простота платежей, и удобство для граждан, пусть и в ущерб надежности.

 

Первый раунд проиграли банки

 

В итоге этот раунд борьбы банковским лобби был проигран.

А споры все о деньгах. Еще в прошлом году объем операций через платежные терминалы превысил 600 млрд. рублей, в этом же году он, скорее всего, достигнет цифры в один триллион рублей! Учитывая, что комиссия за операции через терминалы составляет в среднем 5%, речь идет о десятках миллиардов рублей потенциальных заработков игроков этого рынка.

Но, конечно же, мысли о таких доходах не давали кому-то покоя.

В прошлогоднем послании Ф.С. Президент заявил о необходимости модернизации нашей экономики. Учитывая то, что модернизацию надо с чего-то начинать, была предложена идея модернизировать нашу платёжную систему, а заодно и перекроить рынок оказания финансовых услуг.

Правительством, совместно с ЦБ был разработан соответствующий закон о национальной платежной системе, который регулировал бы деятельность банковских платежей, платежных терминалов и операций с электронными деньгами.

Посмотрите, у меня в руках нет, это не проект федерального бюджета и не закон о ЦБ, это сто страниц текста, в которых комитет по финансовому рынку выразил свою позицию относительно данной инициативы, в пух и прах было раскритиковано все, каждая глава. Я давненько уже не видел подобных шедевров от комитета, в ответ Центробанк же, напротив, прислал один из самых лаконичных отзывов в своей истории, которые мы видели, цитирую: “Банк России сообщает об отсутствии замечаний и предложений”. Представляете, какой контраст??? Так вот, уважаемые коллеги, мы с Вами становимся снова свидетелями борьбы этих самых лоббистских групп и в этот раз верх скорее всего берёт именно банковское лобби, учитывая то, что это инициатива правительства.

Весь цинизм в том, что, несмотря на замечания, которые по своему объёму превышают текст закона, комитет, большинством голосов решил все же поддержать этот закон. Таковы уж у нас теперь законы политического жанра.

 

Американцы увидели в законе угрозу своему бизнесу

 

Идея закона о национальной платежной системе была в принципе правильная – Президент страны поставил задачу создать национальный аналог Visa или MasterCard, который составит мировым лидерам достойную конкуренцию. Для этого в законе была разработана отдельная глава, предусматривающая создание национальной системы платежных карт.

Но о чудо, самый на взгляд экспертов прибыльный и лакомый кусок, это операции по платёжным картам чудесным образом пропадает из текста закона.  Из ставшего широко известным источника Wikileaks всего за час до заседания Комитета по финансовому рынку мы узнали об утечке информации об конфиденциальных переговорах, в которых американцы выражают опасение и серьезную угрозу для своего бизнеса в России.

«Законопроект еще не передан в Госдуму РФ, в него еще можно внести поправки, и мы продолжим поднимать этот вопрос с руководителями российского правительства», — пишет американский посол и предлагает правительству США «надавить на российское правительство, чтобы оно изменило текст законопроекта и предотвратило негативные последствия для платежных компаний США».

 А масштабы этого бизнеса огромны: доходы операторов Visa и Mastercard в России оцениваются приблизительно в 120 млрд. рублей в год, они контролируют до 90% рынка.

В итоге, мы стали свидетелями того, что из текста закона эти разделы исчезли.

 

Крупные госбанки тоже не упустили свою выгоду

 

Крупные госбанки также постарались с максимальной выгодой для себя использовать сложившееся положение и поставить под полный контроль банков платежные операции населения.

Во-первых, это платежи через терминалы, годовой объем которых, как уже указывалось, достигает 1 трлн. рублей, при росте данного показателя на 40% в год.

Во-вторых, это электронные деньги: годовой объем переводов средств на электронные кошельки превышает 50 млрд. рублей, количество пользователей приближается к 25 миллионам, а темпы роста составляют 40-50% в год.

Наконец, это мобильные платежи, объем которых также можно оценить в десятки миллиардов рублей и, естественно, банки стремятся получить с данного рынка свою долю.

В результате, под давлением как иностранных операторов пластиковых карт, так и отечественных госбанков, текст закона о национальной платежной системе переписывался трижды. На пути в Государственную Думу из закона выпала глава об электронных платежных картах, а электронные платежи и платежи через терминалы попали под банковский контроль.

Таким образом, американские пластиковые карты Visa и Mastercard получили возможность сохранить свое доминирующее положение на отечественном рынке, идея создания отечественного конкурента им была успешно похоронена, а банки,  настаивавшие на монопольном праве приёма подобных платежей, получили такое право.

Эта история классический пример серьёзной лоббистской работы.

 

К чему же приведет принятие закона в текущем виде?

 

Во-первых, теперь платежные агенты, принимающие платежи физических лиц, должны будут получать лицензию небанковской кредитной организации. А минимальный уставный капитал для таких НКО установлен на уровне 17 млн. рублей. Таким образом, неизбежно снижение конкуренции на рынке платежных услуг в связи с уходом многих игроков.

            Во-вторых, будет нанесен серьезный удар по бизнесу платежных операторов. Согласно статистике Центрального банка, на 1 октября 2010 года в стране действовало более 400 тысяч терминалов по приему платеже   й. Нетрудно догадаться, что увеличение требований к операторам приведет к закрытию значительной части этих терминалов, снижению доступности подобных услуг для населения и потере тысяч рабочих мест.

Более того, начиная очередной передел рынка и ломая через колено принятые в прошлом году правила работы на рынке платежных услуг, мы с Вами посылаем очень плохой сигнал бизнесу, подрывая доверие и инвестиционный климат в стране. Как можно начинать бизнес, если завтра правила игры могут измениться на 180 градусов?

В-третьих, как уже говорилось, комиссии от нескольких триллионов рублей транзакций по кредитным картам с темпами роста 40% в год, по-прежнему будут уходить зарубежным акционерам, а идея создания мощного отечественного конкурента осталась утопией. Вот Вам и конструкция нашего мирового финансового центра в Москве.

 

Предложения фракции КПРФ

 

Наше мнение: идея нового ландшафта в части разработки национальной платёжной системы является актуальной. Мы считаем, что она должна включать в себя:

- создание национальной системы платёжных карт, которая будет конкурировать с ведущими иностранными операторами (Виза и Мастер кард)

-  разработка мер, направленных на повышение доступности платёжных услуг для населения, другими словами в законе мы должны четко видеть механизмы ограничения комиссий на услуги для граждан. В противном случае этот закон банальный передел рынка, участникам которого на граждан попросту наплевать.



0.05662989616394