Интернет против Телеэкрана, 01.08.2014
Альтернативная история

 В советской историографии тема Ленина являлась основополагающей. Фактически это единственный советский лидер не подвергавшийся дискредитации все годы существования СССР. В советской истории был период октябрьского переворота, период военного коммунизма и гражданской войны, период нэпа, сталинских репрессий, войны и культа личности, период хрущёвской оттепели и брежневского застоя и, наконец, период перестройки. Но через все идеологические перевороты и катаклизмы коммунистический агитпроп передавал Ленина как эстафетную палочку, он был стержневой фигурой советской идеологии.

Сначала Ленин был «Стариком» и «Ильичом» - главой конспиративной партии, пришедшей к власти вследствие кровавого переворота. Затем Ленин превратился в учителя Сталина, «горного орла». Затем в демократа-хрущёвца, «самого человечного человека», предупреждавшего партию об опасности сталинского тоталитаризма и бюрократического перерождения. В период застоя Ленин превратился в государственную абстракцию, часть закостенелого ритуала. Наконец в период перестройки Ленина попытались превратить в реформатора – отца нэпа, правда, без особого успеха.

Во все периоды, кроме разгара сталинизма считалось что Ленин, безусловно, был бы лучшим руководителем, чем теперешний глава государства. Полуофициально шёл рефрен «если бы был жив Ленин». Ленин бы конечно не допустил сталинщины, не допустил войны, при нём не было бы дефицита продуктов, бюрократии, национализма, застоя, развала и т.д. Каждый вставлял в волшебный фонарь фантазий свою картинку.

С точки зрения, так сказать, физиологической такие фантазии имеют своё основание. Ленин пришёл к власти в 47 лет, руководил страной в очень сложных условиях в течение пяти лет и умер в начале 1924 года. Удивительно, что за такой короткий срок ему удалось занять столь заметное место в истории. Гитлер руководил страной двенадцать лет, Муссолини – более двадцати лет, Сталин – около тридцати, Мао Цзедун – тоже.

Смерть Ленина наступила в результате внезапной разрушительной болезни. Не будь её, он вполне мог бы править ещё долго. В 1927 году ему было бы 57, в 1937 – 67, в 1947 – 77. Мао находился у власти до 82, Ленин мог бы дожить до 1953 года.

Перед тем, как совершить наш мысленный эксперимент, давайте вспомним реальный ход событий и воссоздадим контекст для точки отсчёта несуществующих, но вероятных сценариев.

До революции Ленин был главой маленькой парламентской фракции, его имя был неизвестно широкой публике. Внутри достаточно тесного круга российских социал-демократов он был хорошо известен, но его авторитет был скорее негативным. Ленин славился своей склочностью, интриганством, политической беспринципностью и сутяжничеством. Это был один из 20-30 партийных функционеров, как говорил Плеханов, «генералов», имеющий связи среди верхушки европейского Интернационала и живущий большей частью в эмиграции. Авторитета теоретика движения или даже крупного партийного журналиста у него не было.

В 1917 году имя Ленина внезапно стало сверхпопулярным, однако и эта популярность носила негативный оттенок. Крупская вспоминает комичный эпизод:

- Летом 17-го мы решили прогуляться с Ильичом по Невскому. Идём, видим впереди группу агрессивно настроенных женщин, по виду работниц. Одна в центре говорит: «Прямо не знаю, что с этим Лениным делать – в колодезе, что ли, его утопить». Ну, мы повернулись и пошли назад подобру-поздорову.

После нескольких неудачных попыток, в октябре 1917 года Ленин захватывает власть, при этом испытывая необыкновенный кадровый голод. Он буквально на ходу создаёт государственный аппарат из людей, многие из которых были его личными противниками или даже врагами: Троцкий, Бухарин, Пятаков, Чичерин. Сначала Ленина не воспринимают всерьёз, но он разворачивает чудовищный террор и хладнокровно лавирует между ведущими странами мира, постоянно их обманывая. Сначала ставка делается на немцев, потом на Антанту. В свете последующих событий можно предположить, что связи со странами Антанты и, особенно, с Англией были гораздо серьёзнее, чем это принято считать. Иначе прогерманский режим Ленина был бы уничтожен осенью-зимой 1918 года.

После победы в гражданской войне Ленин делает новый неожиданный манёвр и быстро достигает экономической стабилизации. Одновременно он начинает успешную кампанию по отстранению от власти Троцкого, единственного человека с которым ему приходится считаться.

Однако в этот момент триумфа Ленина настигает страшная болезнь. 25 мая 1922 года Ленина разбивает паралич. Сначала положение кажется безнадёжным, но к осени Ленин, ко всеобщему удивлению, восстанавливает работоспособность. Правда речь его плывёт, он производит впечатление больного человека. Во время болезни власть в Политбюро сосредотачивается в тройке Зиновьев-Каменев-Сталин. Это Ленину не нравится, он пытается вновь усилить позицию Троцкого.

Однако 16 декабря 1922 года у Ленина случается второй удар. У него отнимается правая часть тела, возникают серьёзные проблемы с речью. «Тройка» некоторое время скрывает степень тяжести состояния Ленина даже от части ЦК. Сам Ленин ещё сохраняет остатки сознания и, по официальной легенде даже надиктовывает предсмертные записки.

9 апреля 1923 года после очередного удара Ленин окончательно теряет разум и исчезает с политического горизонта. Физическая смерть Ленина наступает 21 января 1924 года, вероятно, его убивают по решению Политбюро, чтобы прекратить ненужные страдания выжившего из ума человека.

Внезапная болезнь Ленина вызвала у соратников состояние шока. Все они были вовлечены в ход событий Лениным, он был автором ситуации и единственным человеком, который знал подоплёку всех событий. Лично Ленин был неприятен и рано или поздно вызывал у общающихся с ним чувство глубокой антипатии. Так было с Мартовым, Плехановым, Троцким, Горьким, Богдановым, Красным, Сталиным. Весьма вероятно у «соратников», к тому же тоже не блиставших человеческими качествами, было затаённое чувство мстительной радости, иногда оно плохо скрывалось. Но надо всем этим доминировало чувство растерянности и страха. Поэтому крайне маловероятно, что имел место заговор против Ленина. Троцкий никогда не был настоящим лидером и самоустранился от борьбы за власть, а Зиновьев, Каменев и Сталин прятались друг за друга. Динамику этим фракциям придавала взаимная неприязнь, в контексте этой борьбы за власть они использовали умирающего Ленина. Но сама власть их страшила. Все они были в положении подмастерья из «Андрея Рублёва» Тарковского. Мастер умер, а побелевший от ужаса ученик стал отливать колокол «на авось».

Как известно, между наследниками Ленина началась ожесточённая борьба, в результате которой все они были убиты Сталиным. Причём из анализа событий видно, что Сталин оказался во главе СССР в той или иной степени против своей воли. Реально претендовать на роль «Ленина №2» он стал только к 1927-1928 году.


Гипотетический ход событий
Чтобы упростить наши умозаключения для начала рассмотрим самый простой вариант. Вместо Ленина в 1922 году смертельно заболевает Троцкий. Например, от полученного во время гражданской войны ранения.

Уход Троцкого внешне ещё более укрепляет власть Ленина – Троцкий единственный человек, с которым Ленин считался и которого называл на «Вы». Но это резко ослабляет общую власть партийцев-эмигрантов, составляющих ничтожную часть партии. На этом фоне бюрократический аппарат начинает саботировать взбалмошные и противоречивые приказы Ленина. Этот процесс, прослеживающийся ещё при жизни Ленина, облегчается постоянными ссорами между Лениным и прочими партийными интеллигентами – прежде всего Зиновьевым и Каменевым. Зиновьева Ленин обвиняет в сепаратизме Северной коммуны, на сторону Зиновьева переходит озлобленный ослаблением своего влияния Дзержинский и курируемое им ГПУ. Сталин внешне устраняется, но фактически поддерживает оппозицию против Ленина. В то же время Ленин окончательно отталкивает от себя остатки образованных классов бесконечными придирками, скандалами и высылками.

Ленин выигрывает дискуссию с «коммунарами», но его изоляция всё более усиливается. Придя к власти в результате мировой и гражданской войны, Ленин любит войны и революционные авантюры, при нём агрессивная внешняя политика СССР усиливается. Он более активно инспирирует германскую революцию, посылает войска в революционный Китай. Это вызывает усиление дипломатической изоляции, страна оказывается на грани большой войны, к которой не готова. События в Германии и Китае оказываются авантюрами, из-за некомпетентного вмешательства Ленина в экономику начинается проблемы с продовольствием. Всё это к 1927 приводит Ленина к острейшему политическому кризису. Впервые он оказывается в изоляции. Идеологическое оформление борьбе с Лениным даёт Богданов. Выясняется, что Ленин никакой не большевик, а раскольник и фракционер, создавший в эмиграции группу ленинистов, ожесточённо боровшихся с настоящими большевиками – Богдановым, Горьким, Луначарским и т.д. Все они поддерживают борьбу с ленинизмом, одновременно опираясь на набирающий обороты культ Троцкого. Умерший Троцкий подаётся как герой гражданской войны, настоящий организатор революции. Имя «Троцкий» по инициативе Зиновьева присваивается Петербургу.

Ленин пытается сопротивляться, пишет несколько неудачных статей о годовщине октябрьской революции, где всячески выпячивает свою роль как соратника Троцкого. К ним придираются, обвиняют в вождизме и снимают Ленина с поста руководителя СНК, параллельно обвинив в экономических трудностях. Одновременно в прессе идёт компания о борьбе с культом личности Ленина и его диктаторскими замашками.

Но партийные интеллигенты рано радуются. Используя левацкие идеи Богданова и Бухарина, аппарат в лице Сталина обвиняет в ленинизме Зиновьева и Каменева, а затем устраняет и группу Богданова-Бухарина. Наступает сворачивание ленинского нэпа, коллективизация, и террор 1937 года. Ленин ссылается в Ташкент, затем высылается за границу и погибает в Мексике в 1940 году.

Если же Ленина оставляют в СССР, то в 1934 он обвиняется в покушении на Кирова, а в 1937 году выступает на показательном процессе, где кается в ленинизме и признаётся в убийстве товарища Троцкого. Ленина казнят, а на его имя накладывается пятидесятилетнее табу.

Если предположить, что Троцкий остался бы жив, то схема, вероятно, была бы более сложной и извилистой. Однако это не изменило бы сути.

Вероятно, после полного выздоровления осенью 1922 года Ленин стал бы опираться на Троцкого, но рано или поздно (для жизненного цикла Ленина это полгода-год) вернулся к начатому в 1921, и расправился руками своих приспешников в стиле «Мавр сделал своё дело». Кампания борьбы с троцкизмом подорвала бы его базис – базис интеллигента-эмигранта. То же касается НЭПа, который он ненавидел и считал манёвром. Экономическая стабилизация тут же спровоцировала бы новый виток экономического террора. Коллективизация при Ленине проходила бы в более мирной форме, но привела к тем же последствиям.

Ленин это катастрофа, его амплуа - кризисный менеджер. В обычной обстановке такие люди беспомощны, поэтому катастрофы он бы создавал искусственно. История с калифорнийским пожарником, который поджигал супермаркеты, хорошо известна. А в состоянии кризиса и хаоса у такого «кризисного менеджера» есть более страшный противник, чем политический враги – политический хаос. То есть объективная реальность. Реальность же заключалась в том, что всю жизнь Ленин пилил сук, на котором сидел.

Будучи человеком относительно культурным и безусловно интеллигентным, он всю жизнь играл на понижение и занимался разрушением того общества и той среды к которым принадлежал сам. В конце концов, менее культурные, но не менее жестокие люди переняли бы у него ноу хау политической демагогии и повернули против него самого. Что и произошло со всеми его соратниками. Ленин был по своему происхождению, национальности и менталитету мало похож на Сталина. Зато очень похож на всех тех, кого Сталин убил. Смог ли бы он справится со Сталиным? Навряд ли осторожный Сталин стал бы осложнять отношения со здоровым и сильным Лениным. Он бы его предал в своём стиле – в последнюю очередь и неожиданно.

Возможно, Ленина могли бы устранить приватно, например, как Фрунзе, и не доводить дело до политических процессов. Но Сталин также имел все возможности для убийства Бухарина, Каменева, да и Троцкого 20-х. Однако он предпочёл длительную «идеологическую борьбу» и показательные процессы. Скорее всего, такой же процесс был бы над Лениным. Собственно Ленин сам начал процесс разрушения партийной верхушки, организовав критику Троцкого. Он же организовал первый показательный процесс (против левых эсеров). В этом смысле Сталин был действительно «верным учеником Ленина». Первоначально Сталин был учеником Каменева, что не помешало ему расправиться со своим учителем. Не помешало бы и расправе над Лениным.

Это и есть наиболее вероятный сценарий гипотетических событий.


Д. Галковский


http://galkovsky.livejournal.com/186608.html




0.055201053619385