Интернет против Телеэкрана, 01.08.2014
Когда же побратаемся?

Сегодня ни один украинский политик, включая президента, не сумеет со всей определенностью сказать, какой вектор развития избрала страна в качестве приоритета и в какой точке на избранном пути находится. Владимир Путин далеко не случайно не вышел на пресс-конференцию по итогам своего визита.

Всю неделю накануне визита премьер-министра России Владимира Путина в Киев украинские СМИ занимала исключительно тема предстоящих украинско-российских переговоров. Порой создавалось впечатление, что более важных новостей в мире просто нет.

Общество горячо обсуждало возможные темы, а главное - исход предстоящих встреч на высшем уровне. В какой тональности шло обсуждение, дают представление некоторые заголовки информсообщений. Вот, пожалуй, самые мягкие из них: «Есть ли перспективы для Украины в Таможенном Союзе?», «Союз или жизнь?», «Россия обещает заманивать Украину в свой союз только лаской», «Визит Путина крепко озадачил Киев», «Премьер Украины рассчитывает на рост товарооборота с РФ в 2011 году», «Азаров выставил Путину условия создания газового СП», «Украина нашла «рычаги» и против РФ, и против ЕС», «РФ стремится возродить Российскую империю на основе ТС» и т. д. в том же ключе.

Многие известные украинские эксперты тоже не стеснялись в выражениях. Виктор Небоженко, политолог: «Путин будет тянуть в ТС, но пресекать разговоры о справедливых газовых отношениях». Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина: «Таможенный союз для Украины – это каменный век». Александр Палий, политолог, историк: «Украинская власть к визиту Путина готовит сдачу чего-нибудь стратегического». Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «Номос»: «Таможенный союз – это лишь этап для поглощения Нафтогаза». Игорь Бураковский, директор института экономических исследований и политических консультаций: «Таможенный союз – крайне слабый инструмент модернизации даже для России». Но дальше всех в своих «прогнозах» зашел «российско-подданный» Евгений Киселев, подвизающийся на Украине в качестве ведущего телеканала «Интер». В эфире радиостанции «Эхо Москвы» он сказал, что Владимир Путин может попытаться сорвать переговоры Украины с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли, и в случае успеха для российского премьера это будет как победа в войне над Грузией. А замглавы комитета Верховной Рады по иностранным делам Тарас Черновил заявил, что единственное, чего в итоге может добиться Путин в Киеве, – это пиар, но «большая тройка» российских телеканалов подаст визит как стратегическую победу. Сразу замечу, украинский нардеп ошибся в одном: визит Владимира Путина не вызвал у российского ТВ никаких эмоций, вообще. А итог оказался приблизительно таким, как и предвещал депутат. Судя по всему, он хорошо знал настрой правящей элиты.

Российский премьер попытался развеять опасения украинских партнеров. Украина выиграет от интеграционных процессов в Таможенном союзе, отметил Путин: «Прямой выигрыш, по нашим расчетам, составит $6,5-9 млрд.».

И подчеркнул: интеграция соседей добавит украинской экономике 1,5-2% роста ВВП. Россия, действительно, является наиболее привлекательным импортером украинских товаров: например, машинотехнической продукции закупает на Украине примерно втрое больше, чем 27 стран ЕС. При этом ряд товаров украинского экспорта - глинозем, феррохром, трубы большого диаметра, некоторые виды оборудования - играют важную роль в российской экономике. Стабильное обеспечение поставляемыми из России энергоресурсами - важный фактор развития промышленности и сельского хозяйства Украины, а природный газ – в первую очередь. Премьер Украины Николай Азаров очень надеялся на пересмотр газовых контрактов с Россией, которые, по его мнению, «несправедливые». Об этом он сообщил своему российскому коллеге на заседании комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии, в которой оба являются сопредседателями.

В свою очередь, Украина - один из основных рынков зарубежных капиталовложений российского бизнеса. В числе российских инвесторов как государственные, так и частные корпорации. Крупнейшие из них – «Газпром», «РусАл», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», ТНК-ВР, «СУАЛ-Холдинг», «Вымпелком», МТС, АФК «Система», «Вимм-Билль-Данн» и другие. Среди перспективных двусторонних проектов - взаимодействие в сооружении третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС, сотрудничество в космической отрасли (ракеты-носители, навигационное обеспечение двух стран с использованием системы ГЛОНАСС, фундаментальные космические исследования, совместные эксперименты, в т.ч. на российском сегменте МКС), строительство, модернизация и маркетинг самолетов Ан-148 и Ан-124, разработка газовых месторождений Черноморского шельфа. Короче говоря, общих проблем и задач накопилось немало.

На встрече с украинским президентом Владимир Путин особо подчеркнул, что сотрудничество с Украиной является приоритетом для российской власти.

Он также отметил, что за прошлый год российские инвестиции увеличились до 1,1 млрд. долл., тогда как украинские в российскую экономику растут «более медленными темпами» и составили 200 млн. долл. Если о цифрах можно и, видимо, нужно говорить, выясняя, по какой причине они столь значительно рознятся, то насчет приоритетов все однозначно. Виктор Янукович никогда не говорил, что российское направление для Украины главное. Незадолго до приезда Владимира Путина в ежегодном послании к Верховной Раде Янукович четко обозначил украинские ориентиры на международной арене: внеблоковый статус – это краеугольный камень, ассоциация с ЕС - стратегическая цель, а Россия и США – якобы, одинаково значимые стратегические партнеры.

«Для Украины, - сказал он, - нормализация отношений с Россией стала неотъемлемой составной ее европейского выбора», и уточнил, что «евроинтеграционный курс не был и не будет препятствовать развитию стратегического партнерства с Россией». Что касается Соединенных Штатов, то В. Янукович здесь выражается вполне определенно: новая украинская власть сумела найти общий язык с США, причем не только в двустороннем сотрудничестве, но и в глобальных вопросах. И твердо обещает: «Мы и дальше будем развивать отношения с Соединенными Штатами Америки на основе хартии 2008 года».

Этот подзабытый украинским обществом документ, на который ссылается Виктор Янукович, недавно получил новое звучание. В феврале под председательством министра иностранных дел Украины Константина Грищенко и государственного секретаря США Хиллари Клинтон в Вашингтоне состоялось Третье заседание украинско-американской Комиссии стратегического партнерства. Украина и США подтвердили актуальность хартии. Напомним: в хартии задекларирована готовность США оказывать помощь в интеграции Украины в евроатлантические структуры, повышать возможности Украины в этом сотрудничестве и поддерживать ее как кандидата в члены НАТО.

Украина и США будут укреплять сотрудничество в вопросах обороны и безопасности. С использованием программ НАТО США обещают повысить уровень обучения и оснащения украинских вооруженных сил.

И недавно премьер Николай Азаров сказал, что вооруженные силы будут оснащаться и обучаться по натовским стандартам. Интересно также, что углубление интеграции Украины в европейские структуры объявлено обоюдным приоритетом. Но еще более любопытно, что была обещана помощь в модернизации украинской газотранспортной системы. Комментируя подписание Хартии, посол США в Украине У. Тейлор отметил тогда, что документ предусматривает перспективу вступления Украины в НАТО, а отраженные в хартии политические гарантии призваны «заполнить вакуум безопасности», в котором оказалась Украина после войны в Грузии.

На этом фоне как-то совсем не безобидно смотрится факт участия украинской военной делегации во главе с начальником генштаба - главнокомандующим Вооруженными Силами генерал-полковником Григорием Педченко в апрельской встрече начальников генеральных штабов вооруженных сил стран Вышеградской четверки в формате «4 +1», где обсуждались перспективы военного сотрудничества вооруженных сил этой откровенно пронатовской структуры и Украины. Президент Украины Виктор Янукович, выступая в Верховной Раде с ежегодным посланием о внутренней и внешней политике страны, допустил возможность пакетного соглашения о Таможенном союзе тоже по украинской формуле - «3+1», пояснив, что это «позволит обеспечить сотрудничество в рамках европейского и евроазийского экономических пространств». С этой, что называется, «многобашенной» колокольни и следует рассматривать состояние российско-украинских отношений и поведение Украины.

Приход к власти Виктора Януковича не улучшил условия работы российского бизнеса на Украине. Представители российского капитала не смогли получить ни одного более-менее существенного актива, более того, у ряда из них начались проблемы с уже приобретенными предприятиями.

Так, генпрокуратура Украины начала добиваться решения о возврате в госсобственность Запорожского алюминиевого комбината, приобретенного ранее структурами компании РУСАЛ, акций «Лугансктепловоза», купленных российским Трансмашхолдингом, а татарские акционеры окончательно потеряли надежды вернуть себе акции компании «Укртатнефть», владеющей одним из крупнейших украинских НПЗ, часть которых странным образом были аккумулированы структурами украинской группы «Приват». Стоит отметить, что эти вопросы последовательно выносились во время встреч на самом высоком уровне между Москвой и Киевом. Однако эффекта не возымели. Не имея возможности конкурировать ресурсами, представители крупнейшего украинского бизнеса заручились активной поддержкой официального Киева в борьбе с российским капиталом на территории Украины. Тут важно отметить, что под гребенку попадает не только российский, но и любой другой бизнес, который не имеет территориально-клановой привязки к так называемым «донецким».

Не произошло сложения к ногам Кремля ни украинской ГТС, ни лакомых кусков украинской экономики, ни даже послабления в работе фискальных органов по отношению к российскому капиталу на украинской территории. И уже не произойдет. Украинские чиновники с фантастической активностью реализуют принцип «ни пяди родной земли» в отношении российских представителей. А что касается Россия, то она, как в лучшие ельцинско-кучминские времена, остается главным «снабженцем» Украины. По данным госкомстата Украины, в январе 2011 г. импорт товаров из РФ составил 51,3% и достиг $2,583 млрд. Экспорт украинских товаров от общего объема экспорта увеличился почти в два раза - до 25,7% ($1,187 млрд.) Отрицательное сальдо торговли Украины с Россией оценивается в $1,396 млрд. Импорт товаров из Европы был около 24,8%, Америки — 3,9%. Экспорт в Европу в январе составил 29,8%, Америку — 3,5%. Положительное сальдо внешнеторговых операций с Европой – $130 млн. В Киеве Владимир Путин, говоря о том, что Украина ведет переговоры с ЕС о создании зоны свободной торговли, отметил, что уровень таможенной защиты, который оговаривает Украина, более чем в два раза ниже, чем единый таможенный тариф. «Если Украина создаст эту зону свободной торговли с ЕС и вынуждена будет уступить по многим чувствительным позициям для украинской экономики, то она будет рассчитывать, что эти товары пойдут на российский рынок, а мы не можем этого позволить и будем вынуждены выстраивать границы, иначе нас завалят этими товарами. Я уверен, что Казахстан и Беларусь немедленно поставят перед Россией вопрос о закрытии границы».

Украина продолжает уходить от России на Запад. Более того, если раньше это был просто дрейф, то теперь уже почти бегство.

И на это есть веские причины, считает киевский политолог Юрий Романенко. По его словам, впечатление о «близорукости» украинских элит ошибочно. Команда Януковича просчитывает для себя все риски. А они, так или иначе, связаны со вступлением мира в эпоху войн за ресурсы и повсеместным разрушением института государственности. Народный депутат Евгений Царьков считает, что вступление в Всемирную торговую организацию превратило Украину в товарно-сырьевой придаток: «67% нашего продовольственного комплекса фактически отданы на откуп иностранным компаниям». Украинская элита зависит от Запада и не хочет оказаться в стане его врагов, то есть на стороне России. И это важнейшая причина, по которой Киев, не называя главного мотива, так прилежно дистанцируется от любых интеграционных проектов с Москвой.

Украина не имеет будущего. Такой неутешительный прогноз высказал директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, академик НАН Украины Юрий Пахомов. По его мнению, Украина являлась одной из самых успешных республик СССР. Она была больше насыщена высокими технологиями даже по сравнению с Россией, но все позитивные наработки безвозвратно утеряны. «Европа – это катастрофа, которая вытесняет слабые страны, такие как, например, Греция», «За два года будет создан четкий механизм отлучения слабых от ЕС. Поэтому все мантры, что Украина будет в ЕС, это ложь», — полагает он. Пахомов уверен, что у Украины есть один выход – интеграция с РФ, «поскольку Россия – это жертвенная страна», «и как минимум 70% украинцев выступают за интеграцию с РФ».

Президент Украины Виктор Янукович должен признаться, что морочит голову России с интеграцией в Таможенный союз.

Об этом заявил политолог Михаил Погребинский. А одной из главных причин затягивания переговоров по соглашению об ассоциации Украина-ЕС в Евросоюзе считают кризис доверия. Там сомневаются в искреннем стремлении Украины к евроинтеграции и подозревают, что Киев проводит с Россией диалог о вступлении в Таможенный союз, заявила руководитель торгово-экономического отдела представительства Евросоюза на Украине Ульрике Хауэр и заметила: «Киев ведет двойную игру». Руководитель украинского представительства Фонда Аденауера Нико Ланге выразил мнение о том, что Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном и договор об ассоциации и Зоне свободной торговли с Европейским Союзом одновременно реализовать невозможно. Глава делегации Еврокомиссии на переговорах по созданию ЗСТ Украина-ЕС Филипп Куисон напомнил, что переговоры с Украиной по ЗСТ, включая их подготовительную часть, длятся уже четыре года. Исходя из практики Еврокомиссии, если переговоры ведутся дольше этого срока, они терпят поражение, подчеркнул он.

Владимир Путин далеко не случайно не вышел на пресс-конференцию по итогам своего визита. Его пресс-секретарь объяснил это тем, что премьер намерен продолжить общение с президентом Виктором Януковичем. Согласимся, но оставим за собой право и на собственную версию: а о чем было говорить, если в Киеве ни одного конкретного решения не принято, ни одного документа не подписано? Зато очевидно другое: братство опять не состоялось. Украинские власти не оправдали пока чаяний большинства своего народа.

Валерий Панов

http://www.stoletie.ru/print.php?ID=86818

0.052000045776367