Он известен и как участник Ленинградского семинара Бориса Стругацкого, составитель, редактор, автор комментариев книг серии «Военно-историческая библиотека». В настоящее время является руководителем исследовательских групп «Конструирование Будущего», «Санкт-Петербургская Школа Сценирования». Многие сделанные им прогнозы относительно глобального развития мира сбылись.
Недавно представляя свою новую книгу «Дикие карты будущего» Сергей Переслегин дал оценку последним событиям, которые волнуют если не всех, то многих. С любезного разрешения историка мы знакомим вас с его размышлениями.
Первая тема – что же в действительности произошло на Фукусиме ?
-- 11 марта в районе Японских островов произошло землетрясение. Но было ли это землетрясение действительно сильным? Наши СМИ упорно путают разные характеристики землетрясений, и даже ухитряются приводить их вместе, поэтому у людей иногда создается абсолютно ошибочное представление о том, что происходит. Существует две характеристики землетрясений. Одна из них – магнитуда, которая характеризует его общую энергию. И по магнитуде это было очень сильное землетрясение, возможно, четвертое или пятое за всю историю наблюдений. Но совсем другая характеристика – сила землетрясения, которая зависит от расстояния, эпицентра, состояния грунта и массы других факторов. В этом плане землетрясение тоже было сильным, но не чрезмерным. Его магнитуда была равна 8, что близко к пределу, потому что больше 8,5 просто не бывает, а сила, по разным оценкам, составила 9-9,5 балла, но бывают и намного более сильные землетрясения в 11-12 баллов. Поэтому, когда утверждают, что это был невероятной силы подземный удар, в этом есть определенная доля истины, но в том месте, где находится станция, ничего невероятно страшного не было. Почти все японские станции довольно спокойно выдержали этот удар стихии.
Что же случилось конкретно на Фукусиме? Как выразились очень неделикатные корейцы, нельзя было строить станцию на 8 баллов в зоне, где возможность 10-балльных землетрясений является вполне вероятной. По сейсмике эта зона на самом деле относится к 11 баллам. Но построенная 40 лет назад станция, рассчитанная на 8 баллов, прекрасно выдержала землетрясение и не получила никаких повреждений!
Также, отметили корейцы, неправильно строить станцию у воды в опасной в отношении цунами зоне. По российским законам, такое просто запрещено. Каким образом это разрешено по японским законам – другой вопрос… Учитывая, что местность поднимается вверх, убрать станцию от любой возможной волны цунами не составило бы никаких проблем. Но японцы поставили ее прямо на береговой линии! Зачем – непонятно. И кроме того – нельзя строить станции без пассивной системы безопасности. 40 лет назад таких систем не было, но потом все станции были обязаны установить такие системы – это не так уж и дорого. Пассивная система безопасности представляет собой большой бак с водой, которая падает на корпус реактора, нагревается, конденсируется, и снова падает. Технически это не сложно. В Чернобыле, например, она была, просто ее аккуратно отключили перед экспериментом…
Но, даже не смотря на все это, ничего страшного не случилось. Произошло землетрясение, как и положено, сработала система аварийной защиты, упали управляющие стержни и цепная реакция прекратилась. Но есть одна важная вещь – в любой работающей станции в топливных стержнях накапливаются продукты деления. И если работа станции остановлена и цепная реакция прекращена, то процесс деления все равно продолжается. Это обычное явление. Поэтому даже когда станция заглушена, должна работать система охлаждения.
Она бы и работала, но дело в том, что японцы, ухитрившиеся спроектировать станцию на 8 баллов, поставили на ней на линию электропередач, рассчитанную на 6 баллов! И в результате землетрясения подача электроэнергии на станцию полностью прекратилась. Но даже в этом не было ничего страшного. Поскольку станция была спроектирована американцами, и реактор на ней – 70-х годов, который японцы только собрали. Станция была спроектирована так, что могла сутки совершенно спокойно стоять без охлаждения. Но за эти сутки нужно было любой ценой подать на станцию электроэнергию. Случись это в России – раздобыли бы где-нибудь кабель, нашли бы что-нибудь, что даст электроэнергию, и запустили бы! Сутки – это достаточно много времени. По техрегламенту на каждой станции существуют генераторы, которые в подобном случае должны давать энергию. На этом достоверные факты заканчиваются, и мы можем только предполагать, что же произошло на самом деле.
Официально японская версия заключается в том, что дизель-генераторы вышли из строя из-за волны цунами. Есть люди, которые в это верят, и есть, которые не верят совсем, потому что дизель-генераторы последнего уровня защиты строятся так, чтобы выдерживать прямое попадание и цунами, и метеорита. Когда проектируются такие вещи, обязательно предполагают, что может быть разрушено все, включая корпус реактора, но дизель-генератор должен остаться даже среди обломков и работать. Японцы утверждают, что цунами вывело их из строя. Если это так, то General Electric нужно подавать в суд на инженеров, и им придется платить все 29 миллиардов убытков с процентами. Но скорее всего на самом деле все было гораздо проще – за все время существования станции японцы просто не проверили эти генераторы, и, когда нужно было их запускать, выяснилось, что смазка замерзла, топливо куда-то делось, и нет людей, которые знают, как все это быстро ликвидировать и заставить генератор работать… Как бы то ни было, генераторы не были запущены, и за сутки подать электроэнергию на станцию не смогли.
С этого момента все становится довольно плохо, но пока ничего страшного все еще не произошло. Можно было просто начать быстро охлаждать корпус реактора водой, тогда он вышел бы из строя, и радиоактивной катастрофы бы не произошло. Но тогда нужно было бы двигать водоподающую технику со всех концов префектуры, а японцы попытались обойтись единственной пожарной машиной, которая была у них на станции. С тем же успехом они могли поливать реактор ложкой! Дальше все ясно – начался разогрев реактора, началось сплавление, попадание элементов радиоактивного распада в охлаждающую жидкость, вода вскипела. То, что мы называем радиоактивными утечками на Фукусиме – это просто постоянный выброс в атмосферу воды насыщенной продуктами радиоактивного распада.
Есть три версии происходящего. Первая, официальная: кошмарный ужас, невероятное стихийное бедствие, ничего было нельзя сделать, и японцы сделали все, что только могли.
Второй версии придерживается большая часть сообщества – полный провал японской инженерии и системы управления. О том, что с инженерией у Японии большие проблемы – известно давно. Например, прошлым летом они ухитрились уронить болванку весом в 300 кг на один реактор, помяли его корпус, и, видимо, остановили его надолго. А по официальной версии – якобы сломался механизм, перемещающий стержни, который, на самом деле, рассчитан на многотонные грузы, а не на какие-то 300 кг! Скорее всего, инженер просто не вовремя нажал кнопку, обесточившую электромагниты.
По мнению большинства практически то же самое случилось и на Фукусиме: инженеры не смогли решить задачу, начали обращаться к управленцам, но ведь не все работает по команде “сверху”, к тому же связь из-за землетрясения работала скверно. Все решения принимались с опозданием, и из-за этого ситуация постепенно ухудшалась… Это – мнение людей, хорошо знающих ситуацию, но не знающих Японию.
Третья версия заключается в следующем: Что теряют японцы от этой катастрофы? Реактор, которому 40 лет, и который в ближайшее время все равно пришлось бы выводить из эксплуатации, 29 миллиардов, которые платить не им, а компании – владельцу, и есть еще некоторое количество мелких неприятностей, связанное с общественным мнением…
Реактор стоит у воды, соответственно, все спускается в океан и уносится далеко от Японии. Что же они выигрывают? Под такой ужасной катастрофой можно сразу отказаться от ненужных ограничений. И Япония уже заявила, что Киотский протокол она выполнять не будет. Есть еще один важный момент – в отличие от Европы, Япония в принципе не может отказаться от ядерной энергии. Там этот вопрос даже не обсуждается.
Сейчас можно точно сказать, что реакторы старого типа показали свою ненадежность, и нужно строить совсем другие реакторы. Япония, которая в прошлом году выпала из атомной гонки, теперь может в нее вернуться, потому что в сегодняшних условиях легко можно провести через любой парламент, что им нужны реакторы нового типа, потому что старые показали свою ненадежность и опасность. Альтернативная позиция говорит о следующем – если бы японцы справились с ситуацией, то показали бы, какая замечательная в Японии инженерия, а если нет – то появляется возможность перестроить всю атомную промышленность страны.
Что будет дальше? Два реактора из четырех уже никогда не восстановить, а в связи со сложившимся общественным мнением никто не будет восстанавливать и остальные. Станцию выведут из эксплуатации, построят саркофаг, еще немного поиграют на нервах у всего мира, рассказывая, как у них все там взрывается. Это были реакторы корпусного типа, и разрушить их так, чтобы как в Чернобыле на улице валялся уран с графитом – нужно долго стараться. Таких инженеров, которые могли бы нормально их разрушить, просто нет. Поэтому ничего особо страшного не произойдет.
Хотя есть еще один очень важный момент – японцы все время ходят в марлевых повязках – то боятся свиного гриппа, то еще какой-нибудь эпидемии… Они и сейчас ходят точно так, а вот на Дальнем Востоке люди раскупили дозиметры. А ведь от Сахалина станция отделена большим островом Хоккайдо, от Владивостока – японскими Альпами и Японским морем. Сколько раз МЧС ни пыталось объяснить, что сценариев, при которых осадки оттуда могут попасть во Владивосток, просто нет -- народ не слушает. Даже самый неблагоприятный вариант – ветра – и те не могут перенести туда осадки! Но это еще как-то объяснимо, а вот когда при аварии на Фукусиме, приборы по цене в 500 евро раскупают в Германии, то можно начать сомневаться в интеллекте людей. Ведь если теоретически радиация из Японии придет в Германию, то это будет уже означать конец света, когда вероятность выжить будет примерно одинакова и с дозиметром и без.
Кстати, японская авария перечеркнула ядерные программы Швеции, Швейцарии, резко усложнила ситуацию в Германии, Великобритании. В этом плане Фукусима в Японии – это серьезная авария, а Фукусима в Европе – это кошмарная катастрофа.
http://worldandwe.com/ru/page/CHto_v_deictvitelnocti_proizoshlo__na_Fukucime.html
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |