Интернет против Телеэкрана, 15.03.2017
Расходы на строительство олимпийских объектов стремительно растут
 

Расходы на строительство олимпийских объектов стремительно растут, а контроля за их расходованием нет

2011 год – 75 млрд. рублей. 2012 год – 126 млрд. рублей. 2013 год – 70 млрд. рублей. Итого за 3 года – 271 миллиард рублей. Именно такая сумма будет передана госкорпорации Олимпстрой в виде имущественного взноса в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2011-2013 годы.

Три года назад вся программа строительства олимпийских объектов, утвержденная Правительством, предусматривала передачу госкорпорации Олимпстрой 143 млрд. рублей. Теперь же лишь в ближайшие 3 года речь идет о вдвое большей сумме, причем не стоит забывать о ранее полученных корпорацией взносах из бюджета, порядка сотни миллиардов рублей.

По экспертным же оценкам Счетной палаты общие расходы бюджета на проведение Олимпиады в Сочи могут достигнуть астрономической суммы в триллион рублей. И сколько-нибудь строгого контроля со стороны государства за тем, как расходуются эти громадные средства, сегодня, к сожалению, нет.

Этот законопроект, который является продолжением серии законодательных инициатив нашей фракции, направленных на совершенствование контроля за деятельностью госкорпораций, призван повысить прозрачность в работе государственной корпорации "Олимпстрой".

В 2007 году после победы России в конкурсе на проведение зимней Олимпиады – 2014 была создана новая государственная корпорация. В 2008 году за счет бюджетных средств Олимпстрою было выделено в качестве имущественного взноса 72 млрд. рублей. В сентябре 2008 года в своем заключении на проект федерального бюджета на 2009 год Счетная палата особо отметила недостаточную прозрачность расходов, связанных с подготовкой и проведением Олимпиады, другими словами непрозрачность в деятельности госкорпорации.

Уже тогда стоило бы задуматься, если уж Счетная палата жалуется на непрозрачность расходов на Олимпиаду, то стоило бы создать дополнительные механизмы, направленные на совершенствование контроля за госкорпорацией. Однако профильный Комитет в своем заключении на законопроект утверждает, что прозрачность деятельности госкорпорации и так достигается. Наверное, все-таки следует больше доверять мнению нашего контрольного органа, председателя которого мы единодушно переизбрали на очередной срок.

Поскольку имущественный взнос представляет собой денежные средства, непосредственно передаваемые в имущество госкорпорации, которые в дальнейшем, согласно норме закона, становятся собственностью госкорпорации, то потому требуется особый контроль со стороны государства за использованием этого имущественного взноса.

В чем суть наших предложений

На основании этих соображений в ноябре 2009 года мною был внесен законопроект, направленный на совершенствование государственного контроля за деятельностью госкорпорации  Олимпстрой.

Тема повышения прозрачности в деятельности государственных корпораций и оценки их эффективности неоднократно поднималась Президентом страны Дмитрием Медведевым в Бюджетном послании и Послании Федеральному Собранию и на наш взгляд и по сегодняшний день не потеряла актуальности. Наш закон полностью соответствует указанной концепции.

Законом вводится практика ежегодного отчета Олимпстроя перед Государственной Думой. По итогам годового отчёта, Госдума по представлению Президента назначает и освобождает от должности председателя госкорпорации, а также может досрочно прекратить его полномочия в случае признания годового отчёта неудовлетворительным. 

Также законопроектом прописан порядок формирования наблюдательного совета Олимпстроя, который сегодня определяется Правительством. В набсовет предлагается включить 20 членов: четыре представителя Президента, десять представителей Правительства, по два представителя от Государственной Думы и от Совета Федерации, один представитель Счетной палаты, а также генеральный директор госкорпорации. Кстати, в составе наблюдательного совета другой госкорпорации, которая также имеет конечный срок своего существование – Фонда содействия реформированию ЖКХ, уже находятся представители обеих палат парламента. Сделано это было неспроста, поскольку когда речь идет об освоении сотен миллиардов рублей в заданные сроки, определенная степень парламентского контроля попросту необходима. Учитывая, что Олимпстрой просуществует еще 3-4 года, еще не поздно принять эти изменения.

Также в отзыве комитета указывается, что находившийся тогда на рассмотрении новый закон о некоммерческих организациях, якобы решит все эти проблемы. Теперь, когда этот закон принят, мы уже убедились, что это не так. В состав набсовета госкорпораций теперь можно включать лиц, не являющихся госслужащими, а это значит, что и контроль со стороны государства за ними ослабнет. Кроме того, введенное законом регулирование крупных сделок, требующих обязательного утверждения набсоветом, предусматривает установление планки на столь столь высоком уровне – 5% активов корпорации, что для такого гиганта как Олимпстрой эта сумма исчисляется многими миллиардами рублей, а менее крупные сделки выпадают из-под госконтроля. Наконец, сроки утверждения годового отчета теперь растягиваются аж до июля, хотя ранее большинство госкорпораций отчитывались в апреле или мае.

Сам отчет Олимпстроя, к слову, представляет собой невразумительный набор таблиц, не содержащий каких-либо пояснений по существу. Ни одна другая госкорпорация не проявила столь формального и безразличного отношения к составлению годового отчета.

Может, дела в госкорпорации идут столь замечательно, что никакого ужесточения регулирования не требуется? Однако факты говорят об обратном: в госкорпорации сменился уже четвертый гендиректор, возбуждаются уголовные дела по фактам фиктивного трудоустройства, бюджет Олимпиады раздулся до неприличных размеров.

Из открытых источников известно, что дела в «Олимпстрое» идут неважно

Об истинном положении дел в Олимпстрое мы узнаем не из годовых отчетов корпорации, а из заключения  ревизионной комиссии от 24 мая 2010 года по результатам проверки Олимпстроя.

Там указывается, что в 2009 году предусматривалось освоение госкорпорацией капитальных вложений в размере 27,7 млрд. рублей.  Однако темпы строительства оказались настолько низкими, что в декабре 2009 года план на фактически уже закончившийся год был сокращен в 4 раза, после чего руководство объявило о его выполнении на 98%, при том, что начальный план оказался реализован лишь на четверть.

Казалось бы, если в госкорпорации не могут освоить даже те деньги, что им выдали, то стоит думать не об увеличении, а о сокращении финансирования? Однако когда Минфин представил проект бюджета на 2011 год, от цифр  государственных расходов на Олимпиаду мы немного обалдели. За 3 года – 271 миллиард рублей! А учитывая прочие связанные с Олимпиадой статьи бюджета, государственные расходы, как уже говорилось, вполне могут перевалить за триллион рублей. Так почему же председатель Олимпстроя не выходил на трибуну и не обосновывал нам необходимость таких огромных расходов, ведь мы же отдаем ему бюджетные деньги.

Так всегда! Доходы от строительства объектов в Сочи получат олигархи, а риски возьмут на себя рядовые налогоплательщики

Но если вернуться в год создания корпорации, то мы вспомним, что авторы нам расписывали радужные перспективы прихода частных инвесторов, в большей части иностранных, которые в очередь выстроятся за подрядами на строительство олимпийских объектов. На сегодняшний день бремя затрат на подготовку к олимпиаде лежит почти целиком на федеральном бюджете и одна из причин, это высокая стоимость строящихся объектов и большие проблемы с их окупаемостью, что конечно же разочаровало частных инвесторов. Те же немногие частные инвесторы, в основном это совсем небедные люди из списка Форбс, которые строят в Сочи олимпийские объекты, как правило рискуют не своими деньгами, а используют полученные от ВЭБа кредиты из средств Фонда национального благосостояния. То есть за Олимпиаду заплатят налогоплательщики и пенсионеры, а вовсе не частный капитал.

Ну как же можно приглашать частный капитал, когда правила игры установлены теми же людьми, кто является и проверяющими. Отсюда и все проблемы. А надежды на отечественный бизнес так же не оправдываются в связи с повышением социального налога, ведь крупный бизнес так же вынужден все больше экономить?

Система подбора руководящих кадров в Олимпстрое является крайне непрозрачной, если не сказать большего. Первый гендиректор госкорпорации уже к моменту своего назначения на должность фигурировал в многочисленных коррупционных скандалах, связанных со строительством Восточного нефтепровода государственной компанией Транснефть, в ходе которого по данным Счетной палаты были украдены миллиарды рублей, в результате чего стоимость строительства необоснованно раздулась, что мы, кстати, наблюдаем и в Сочи. Но помимо того неоднократно срывались сроки введения трубопровода в строй, а в случае Олимпиады подобная нерасторопность может оказаться роковой.

Следующий глава госкорпорации оказался ставленником местных финансово-промышленных групп, нередко связанных с криминалом. В результате в госкорпорации думали больше не о том, как провести в необходимом объеме инженерные изыскания или соблюсти требования природоохранного законодательства, а о том, как выгоднее разделить контракты со “своими” компаниями. В частности, в письме одного из вице-губернаторов Краснодарского края, которое попало в прессу, содержалась просьба к строителям железнодорожной инфраструктуры не снижать стоимость работ. Тем  самым преследовались местные лоббистские интересы, а вовсе не те цели, которые определены законом.

Результаты оказались неутешительными. Строительство объектов, проводимое без должной подготовки, приводит к высокому риску непоправимого экологического ущерба, не говоря уже о возможности разрушения зданий, как это произошло со строящимся грузовым портом на берегу Черного моря декабре 2009 года, который был уничтожен небольшим, в общем-то, штормом. Стоит ли удивляться, что по итогам 2009 года согласно отчету Олимпстроя в эксплуатацию не был введен еще ни один объект из 34, которые предстоит построить госкорпорации.

Конечно, с назначением нового главы госкорпорации, имеющего опыт работы в аппарате Правительства, и, будем надеяться, не зависящего от клановых интересов, есть надежда, что ситуация будет улучшаться, как это постепенно происходит в Москве, где новый мэр распутывает клубок коррупционных механизмов, которые укоренились за два десятилетия.

Менеджмент госкорпорации не заинтересован в ее эффективности

И все-таки в условиях фактического отсутствия контрольных показателей в деятельности госкорпорации, когда нет элементарных мер контроля со стороны парламента, поскольку нам не положено даже направлять депутатские запросы в корпорацию – вот на днях пришла очередная отписка от Олимпстроя, который отказался даже раскрыть информацию о количестве введенных в эксплуатацию объектов в 2010 году, напомню, что в 2009 году корпорация не запустила ни одного из 34, которые ей предстоит ввести в строй, итак, в таких условиях будет неразумным отказаться хотя бы от минимального контроля со стороны парламента, ведь как в противном случае  может идти речь об эффективном расходовании средств госкорпораций? И все ссылки на то, что Счетная палата у нас все проверит, это иллюзии, максимум, что может сделать Счетная палата – собрать информацию и представить результаты проверки на наш суд. Мы же должны иметь право спросить руководство корпорации об итогах работы, услышать прямые ответы на поставленные вопросы, и в случае необходимости принять то или иное решение.

Но если менеджмент корпорации не будет опасаться возможности потерять своё теплое место вследствие низкой эффективности работы корпорации, то и прогресса в данном вопросе ожидать не приходится, поскольку проблемы в деятельности Олимпстроя, как показал опыт работы трех его директоров, носит системный характер и мы тоже несем за это ответственность.

Чтобы ситуация с контролем за олимпийскими расходами сдвинулась с мертвой точки, необходимо принимать этот закон. Прошу поддержать.


 

17 мая на заседании Госдумы выступил депутат от фракции КПРФ А.В. Багаряков по вопросу о проекте федерального закона «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (по вопросу совершенствования механизма контроля над деятельностью государственной корпорации Олимпстрой"). Законопроект внес А.В. Багаряков, законопроект сегодня рассматривался в первом чтении.



0.0098669528961182