Предлагаем читателям Контр-тв ознакомиться с речью Ариэля Коэна, произнесенной на конференции «Будущее демократии за пределами Прибалтики». Коэн — член группы по исследованию России и Евразии в Kathryn and Shelby Cullom Davis Institute международных исследований при Фонде «Наследие» (Heritage Foundation).
Эта речь также была зачитана 31 марта 2004 года на заседании субкомитета по Европе Комитета по международным отношениям Палаты Представителей США (в несколько сокращенном виде). После этого Комитетом был одобрен Belarus Democracy Act 2004.
По мере того, как приближаются парламентские выборы в Беларуси в октябре 2004 года становятся основным приоритетом для демократических сил в стране и для западных друзей белорусской демократии, приходит время действовать.
Приходит время объединить всех несогласных с существующим положением дел, протянуть руку помощи людям и дать им надежду. Это – задание, задание первостепенной важности, для белорусской оппозиции, но также и для тех, кто понимает, что на карту поставлено больше, чем будущее Беларуси (хотя оно и важно само по себе). На карту поставлено то, насколько запад готов (желает) или не готов (не желает) сражаться за свободу.
Если запад готов защищать свободу, можно ли найти лучшее место для того, чтобы начать это делать, чем его домашняя база – Европа? На карту поставлено наше собственное будущее. В Беларуси на кону стоит то, насколько мы способны справляться с преступными режимами и с друзьями таких режимов. Александр Лукашенко был избран президентом в 1994 и спроектировал свое переизбрание с существенными нарушениями белорусской конституции и международных демократических норм в 2001 году. Оппозиция отказалась признать легитимность тех выборов.
В 1996 году Лукашенко распустил Национальное Собрание и Конституционный Суд и установил свою собственную конституцию, еще более отдалившись от белорусской элиты. Он поддерживал каждого диктатора от Ким Йонга II (Kim Jong II), до Ясира Арафата и Саддама Хусейна.
В случае с Беларусью необходимо признать, что сторонники жесткого курса в российском правительстве оказывали значительную поддержку мистеру Лукашенко и его про-российской риторике и политике. Несмотря на это, многих представителей российской правящей элиты стали раздражать ужимки Лукашенко, и даже те из них (представителей), кто не придавал большого значения демократическим стандартам могут, в конце концов, признать, что диктатор становится обузой для Москвы.
Борьба за свободу.
Борьба за свободу в Беларуси – это больше, чем сама Беларусь. Это дело того, будет ли Россия помогать демократии, мириться с ней или препятствовать ей в следующем году. Это дело того, чтобы показать хороший пример России и Украине. Это, также, дело предотвращения восстановления Советской империи – независимо от того, с какой симпатией (ностальгией) некоторые люди в Москве относятся к этой идее.
После крушения Советского Союза Беларусь осталась парком юрского периода для авторитаризма в сердце демократизирующейся Европы. Кроме того, это также огромная лаборатория, где реакционные силы старого Советского режима пытаются создать новые модели подавления (модели репрессии), которые они могли бы применить в России и, возможно, в Украине. И не удивительно, что слухи о продлении президентских сроков периодически появляются и страстно опровергаются – что делает их еще более заслуживающими внимания – в Минске, Москве и Киеве.
Это правда, что Беларусь была одной из самых советских среди всех советских республик. Это правда, что антикоммунистическое и националистическое движение было здесь одним из слабейших во всем СССР. Однако я не хочу винить народ Беларуси за то, что произошло вслед за этим.
Есть другие примеры тоталитарных и авторитарных режимов в странах бывшего советского лагеря, где условия, в которых начинались реформы, были ужасными. Румыния, Болгария и Украина начинали в условиях куда менее благоприятных, чем Чехия и Эстония. Несмотря на это, их успехи заслуживают внимания и признания. Румыния и Болгария уже входят в НАТО и находятся на пути к вступлению в ЕС, а в Украине лидер демократической оппозиции Виктор Ющенко продолжает оставаться самым популярным кандидатом в президенты.
Если России будет гарантирована безопасность ее главного интереса в Беларуси – газового транзита, то не составит труда привлечь ее к работе по свержению Лукашенко. Может ли Беларусь стать полигоном для российской политики по интеграции с западом на основе разделяемых обеими сторонами демократических ценностей? В некотором смысле, ситуация вокруг Беларуси становится той лакмусовой бумажкой, которая укажет на возможные перспективы будущих отношений России с западом.
Катастрофические результаты правления Лукашенко.
Исходя из объективных международных критериев, результаты, которые показывает Беларусь под властью Лукашенко, могут быть расценены как катастрофические.
— Неудержимая инфляция. — Не была проведена осмысленная (meaningful) приватизация. — Сельское хозяйство до сих пор коллективизировано. — 70% ВВП страны, создаваемого государственными предприятиями скапливается на складах, потому что никто не хочет покупать белорусские товары. — Негосударственным организациям отказывается в регистрации. — Список нарушений прав человека в стране настолько велик, что в докладе Департамента по правам человека США приходится использовать язык, уместный для описания ситуации в тоталитарных государствах. — Режим громит политическую оппозицию, независимые СМИ и борцов («активистов») за гражданское общество.
Несмотря на это, сами репрессии Лукашенко, возможно, сеют семена его будущего поражения. Последние события в Грузии, усталость в Москве от шутовства Лукашенко и – самое главное – его неспособность обеспечить белорусам путь к достойному будущему может означать, что 2004 год будет годом когда он вернется в колхоз или – еще лучше – будет судим за злоупотребление властью, за исчезновения и, возможно, убийства политических оппонентов и за другие преступления. Еще один выход для Лукашенко – искать политического убежища в Северной Корее, Сирии или Кубе – хотя и эти режимы протянут не на много дольше.
Исторический опыт Советского Союза показывает, что силы, выступающие за независимость, от Центральной Азии до Молдовы, брали пример со стран Прибалтики. Именно после того, как коммунистические лидеры не смогли препятствовать движению к свободе в Вильнюсе, Риги и Таллине, начались события в Киеве и Баку.
Как показали революции в Грузии и Сербии, политические протесты в связи с проведением выборов – с надлежаще организованной через политические акции, общественное образование и международную поддержку подготовкой – могут быть тем волшебным снадобьем, которое заставляет диктаторов исчезнуть. Вирус свободы действительно заразителен.
Что должно быть сделано?
Чтобы облегчить путь Лукашенко от президентства обратно в колхоз или из Минска в Пхеньян, оппозиция и борцы за белорусскую свободу должны предпринять несколько совместных шагов. В том числе:
Объединение или, по крайней мере, устойчивое взаимодействие трех основных групп, составляющих оппозицию в Беларуси. Если более 200 белорусских оппозиционных политических партий и движений и негосударственных организаций будут работать для достижения различных целей (в различных направлениях), режим Лукашенко заставит одних играть против других, делая их неэффективными.
Развитие единой стратегии, программы и проектов по выдвижению единых кандидатов в каждом округе. Провал либеральных партий в России в декабре 2003 года на выборах в Государственную Думу показывает, что отказ от взаимодействия ведет к скоропостижной политической смерти. Личные и групповые амбиции должны быть отложены до тех пор, когда не станет диктатора.
Жесткая общественная критика нарушения избирательных процедур, на которые ранее уже обращала внимание ОБСЕ, направленная на то, чтобы избирательные законы были исправлены в соответствии с рекомендациями ОБСЕ, и на то, чтобы наблюдательная миссия ОБСЕ была допущена на выборы в октябре 2004 года.
Подготовка к тому, чтобы объявить выборы незаконными в случае фальсификации результатов выборов или других нарушений.
Расширение внутренней и международной кампании за общественное расследование исчезновения политических оппонентов Лукашенко; начать работу международного общественного трибунала для этих целей; инициировать уголовные процедуры в Европе и США против тех людей в окружении президента, кто приказал или участвовал в убийстве оппозиционных политиков и журналистов.
Создание оппозиционного молодежного движения; нельзя оставлять пространство для пролукашенковского БРСМ.
Подвергнуть сомнению идею единой армии с Россией. Белорусские мальчики не должны посылаться в Чечню как пушечное мясо, а российские солдаты не должны нести службу на границе с Польшей, границе с НАТО. Такое положение дел – предпосылка для роста нестабильности в Европе. Последствия такого российско-натовского соприкосновения трудно предсказать.
Подготовка кампании «против всех» на парламентских выборах, с концентрацией внимания на молодежи и городских избирателях, которые традиционно не доверяют Лукашенко.
Помощь Европы и США избирателям Беларуси посредством оказания существенной материальной помощи демократической оппозиции, а также посредством использования инструментов публичной дипломатии, таких как международное вещание из сопредельных с Беларусью стран на AM диапазоне оппозиционных радиостанций, запуск оппозиционного ТВ вещания и расширение народной дипломатии и международных обменов по образовательным программам.
Консультации с Россией по поводу смены режима в Беларуси, которая (смена) сделает Беларусь более предсказуемой и принесет пользу России, уничтожив необходимость субсидировать белорусскую экономику за счет более низких, чем рыночные, цен на газ, что обеспечивает ежегодно вливание более 2 миллиардов долларов в неэффективный государственный сектор, и сделав транзит российского газа в Европу более безопасным и менее уязвимым для Минска.
России не нужна обуза в виде слабой экономики, управляемой психом-диктатором. Россияне должны знать, что, будучи интегрированным, вирус белорусского авторитаризма может заразить и их государство стремлением ограничить их свободу.
Вывод
Дело свободы в Восточной Европе еще не закончено. Беларусь, как Украина и Молдова, еще не завершили окончательно переход от советской системы к демократическому капитализму. Долг всех, кто рядом, и всех, кто далеко, — помочь Беларуси завершить этот процесс и достичь безопасного берега демократии, безопасности и процветания.