Интернет против Телеэкрана, 20.07.2014
Виноват ли "социализм" в западном кризисе?

Очень многое говорит о том, что реальный ВВП США практически не рос с начала 1980-х. К такому выводу пришел коллектив экономистов, разрабатывавший экономическую часть «Русской доктрины» еще в 2005 году. И вообще неолиберальная (монетаристкая, неоконсервативная) модель экономики, осуществленная в США и Европе, изначально имела главной целью не высокие темпы экономического роста и не научно-техническое развитие, а банальное шариковское «отнять и поделить». Она решала задачи максимального ускорения процессов перераспределения и концентрации активов экономики. 


Приведу сего один отрывок из нашей (коллектив авторов, 2005 г.) «Русской доктрины»:
«… Распространено представление, что неолиберальная экономика – жестокая штука, что она антисоциальна, но это экономика роста. Отнюдь нет. Это в лучшем случае экономика застоя или почти застоя, а в худшем случае – экономика перманентных экономических катастроф. В зрелом состоянии это всегда экономика кризиса.
Процесс трансформации экономик бреттон-вудского типа в экономики неолиберального типа реально представлял собой процесс трансформации экономик развития в экономики форсированного перераспределения активов с их концентрацией в руках наиболее сильных агентов рынка. То есть транснациональных финансовых и нефинансовых структур. Экономика развития замещалась экономикой перераспределения в пользу наиболее крупных из агентов рынка развитых стран.
Естественно, темпы экономического роста во всем сообществе стран с экономиками, втянутыми в процессы неолиберальной трансформации (или “реформирования”, если использовать имеющий широкое хождение термин), особенно если иметь в виду реальный сектор, резко уменьшились. В том числе и в развитых странах.
В том числе и в США. По планам, разрабатывавшимся в США в 60-е и 70-е годы, при консервации сложившегося там к началу 70-х годов экономического механизма США должны были произвести в 2000 г. 8 трлн. квт•ч электроэнергии и 250 млн. т стали. Но действовавшие в то время государственные программы развития энергетики впоследствии были свернуты. И вот результат: электроэнергии произведено в 2 раза меньше, стали – почти в 2,5 раза меньше, чем могло бы быть произведено. Легковых автомобилей США производят сейчас меньше, чем в 70-е годы. Производство электроэнергии в США с 1980 г. по 2000 г. увеличилось лишь на 3/5. И это за 20 лет.
В обрабатывающей промышленности США, если исходить из дефляторов (индексов, учитывающих реальную инфляцию) промышленной продукции, подсчитанных Пентагоном, в начале текущего десятилетия объем производства в 2000 г. мало отличался от такового в 1980 г.

Рост ВВП США шел в 80-е и 90-е годы преимущественно за счет сектора услуг. По данным статистики США, он за 20 лет якобы все-таки удвоился – в основном за счет роста сферы услуг и ее удельного веса в ВВП. Однако в том-то и дело, что корректное исчисление индекса роста в сфере услуг связано с огромными трудностями. Несомненно, что официальные данные о росте сферы услуг в постоянных ценах в США преувеличивают его реальные размеры. Соответственно преувеличивается и ВВП. По косвенным данным, ВВП США в 2000 г. в расчете на душу населения в лучшем случае соответствовал уровню 1980 г.

Что же касается Европы и Японии, то развитие их экономик после “реформирования” оказалось парализованным.

…Для поздней неолиберальной экономической модели характерно также стремление компенсировать негативное действие застойного характера сверхлиберализованной экономики на объем предпринимательской прибыли за счет увеличения доли чистого предпринимательского дохода (без налогов) в ВВП. В том числе путем дезинвестирования экономики и особенно ее “десоциализации” – снижения в ней доли затрат социального характера. Процесс этот характерен не только для бедных стран (и России). Он распространяется на богатые страны и уже захватил Германию. В США первые опыты по десоциализации экономики предпринимались еще в 80-е годы, попытки в этом направлении осуществляются и администрацией президента Буша-младшего.


Важный аспект трансформации экономики в неолиберальном духе – существенная степень ее десуверенизации после такой трансформации. Если экономика, подвергнутая неолиберальной трансформации, – слабая, то она утрачивает суверенитет в положительной форме и “приобретает” его в отрицательной форме в виде больших масс госдолга, нищеты населения и быстро развивающегося криминального сообщества, отделяющего ее от экономик “приличных стран” в гораздо большей степени, чем высокие таможенные пошлины…»

Неограниченный капитализм и господство либеральных фундаменталистов в 1979-2009 гг. не решили ни одной проблемы человечества. Но зато добавили кучу новых! Произошла явная деградация Запада. Мир был ввергнут в системный кризис.
Монетарно-«постиндустриальный» фундаментализм породил отчетливо выраженную экономику не созидания и творчества, а охоты за трофеями. «Экономику» спекуляций, присвоения и перераспределения. Здесь до бесконечности эксплуатируют то, что создали прошлые поколения, но почти не создают нового.
И сейчас эта система агонизирует.

ГЛЯДЯ ИЗ 2011 ГОДА
Я могу добавить уже с нынешних позиций. Итак, сами западники признают, что реальные доходы трудящихся в США с 1973 года стагнируют – на фоне роста дохода капиталистов и топ-менеджеров (рост в десятки раз). Средний класс Запада (основа демократии) постоянно размывается. При этом ультракапитализм эпохи приватизаций и уменьшения роли государства в экономике совершенно точно добил рождаемость у белых народов (каждый новый ребенок в семье – снижение уровня жизни). Очевидный факт: разрушение самой этики здорового капитализма: этики труда и накопления – ради безудержного потребления. Экономику утопили в долгах.

С другой стороны, уничтожены условия для здорового развития. Во-первых, за годы радикальных рыночных реформ на Западе разгромили образование, стали плодить орды новых варваров. Во-вторых, наука на Западе ориентирована не на прорывы, а на зарабатывание бабла, что привело к мелкотемью и бесконечной эксплуатации задела, созданного до 1979 года.

Персональный комп и Интернет, мобильная телефония – это использование старых запасов, равно как и айпад с айфоном. Принципиально нового нет. Если в 1990-е годы был взрыв новых технологий, порожденных пионерными разработками 70-х и отчасти 80-х (мобилки, Интернет), то теперь, в начале 2010-х, ничего принципиально нового даже не просматривается.

Увеличение ВВП США и Англии? Не вешайте лапшу на уши. ВВП – показатель лукавый, его можно увеличивать из воздуха. Продадим друг другу один кирпич за миллиард долларов друг другу (туда-сюда) тысячу раз за год – увеличим ВВП страны на триллион долларов. На самом деле ни черта не увеличив. На современном Западе ВВП в огромной степени – это дутая цифра, приписки, за которыми кроются финансовые (абсолютно бесплодные) спекуляции или вовсе лохотрон. Типа «приписной ренты» в США: когда в ВВП страны включается несуществующая арендная плата, которую собственники квартир и домов могли бы платить сами себе, если бы арендовали недвижимость (сами у себя). Потому реальный ВВП Америки – не 14 триллионов долларов, а, боюсь, от силы 9-10 трлн. Отчего и бремя долгов США гораздо тяжелее, чем нам говорят.

А вывод таков: на деле (а не в виртуальных иллюзиях) Запад с 1979 г. деградировал. Он никогда не достигал после 1980 года тех темпов роста, что имел в «социалистические» 1960-е. Он зашел в такой тупик, что выбираться придется самой страшной и кровавой ценой. И те ослы у нас, что у нас в 1991 году разрушили СССР и решили «делать, как на Западе», копировали заведомо тупиковую, обреченную модель. 


М. Калашников

http://m-kalashnikov.livejournal.com/967371.html#cutid1


0.052334070205688