Интернет против Телеэкрана, 02.08.2014
За полетом «миротворца» Руста торчали уши Юрия Андропова
Поэтому провокатору позволили спокойно долететь до Красной площади, считает писатель Максим Калашников

 Вот уже четверть века многих волнует вопрос: ну как, как смогли пропустить немца к Кремлю потомки сталинских соколов, трижды Героев Советского Союза Покрышкина и Кожедуба, сбивших в Великую Отечественную  по шесть десятков фашистских самолетов каждый? Почему не принудили фрица к вынужденной посадке, не сбили, в конце концов? Почему проморгала дерзкого нарушителя доблестная советская ПВО? Только ли потому, что в войсках праздновали День пограничника?

Ведь точно также янки попытались использовать в 1960-м более массовый праздник Первомай, запустив на СССР сверхсекретный самолет-шпион У-2 на высоте, недосягаемой для советских истребителей-перехватчиков. Его сбили ракетой. Ну, а главным позором для «сгнившей» советской армии и всей Красной Ядерной Империи стало то, что у Кремля сел не матерый разведчик-ас, типа пилота У-2 Пауэрса, а 19-летний недоучка. Ныне его представляют героем. 

- Это был шок, удар под дых, мы ходили тогда, как в воду опущенные, - вспоминает писатель, политолог Максим КАЛАШНИКОВ. – Я как раз заканчивал срочную службу, ждал дембеля. И еще не знал тогда, что эта провокационная посадка на Красной площади станет началом конца моей великой страны.

-  Как думаешь, за Рустом кто-то стоял или это была личная авантюра странного паренька с явно неуравновешенной психикой?

-  Конечно, за ним стояли умные люди. Которые ненавязчиво смогли внушить ему идею-фикс о полете на Кремль. В спецслужбах, прочих подобных организациях умеют закладывать в головы психически неустойчивых людей нужные мысли, идеи. Особенно молодым. Приемы такие существуют. Я хорошо помню первый зафиксированный случай использования женщин в качестве смертниц. Весной 1985-го 16-летняя Хайадали Сана врезалась на грузовике в израильский военный конвой. Заранее записав обращение на видео. Кто бы мог тогда подумать, что вскоре подготовка террористов-смертников встанет на поток. И не только против Израиля. В Москве тоже были подобные акты терроризма.

  Думаю, и Рустом кто-то ловко манипулировал. Но не стоит винить во всем пресловутую «руку Запада». Не забывай, шла холодная война. Они обязаны были насылать на нас всяких Пауэрсов, Рустов. А мы – засекать, не пускать на нашу территорию любой ценой. Либо наносить ответный удар. В случае с Рустом можно было направить с Кубы такой же легкий самолетик  на лужайку к ихнему Белому дому. Лету меньше, чем Русту с Финляндии. Однако Кремль не стал конфузить Америку, а занялся самобичеванием, добиванием растерянной советской армии.

Автограф-сессия закончилась быстро: очень скоро самолет окружили люди в плащах и фуражках...
Автограф-сессия закончилась быстро: очень скоро самолет окружили люди в плащах и фуражках...

Я позже провел расследование, как великий СССР докатился до Руста. Чтоб не повторяться, предлагаю «Комсомолке» взять главу из моей книги «Битва за небеса».  

  - Спасибо!

                         Феномен Руста в историческом разрезе.

   28 мая 1987 года гражданин Федеративной Республики Германии Матиас Руст на легкомоторной "цессне" пролетел над русскими просторами и сел на Красной площади в Москве. Теперь и внукам нашим в школе, поди, будут вдалбливать: советская система противовоздушной обороны настолько сгнила и погрязла в халатности, что через нее свободно прошел спортивный самолетик. Что это случилось из-за того, мол, что русская ПВО состояла в основном из плохо обученных солдат, призываемых на два года. А вот, мол, на Западе, где служат профессиональные наемные солдаты...

   Но не слушайте бесов. И выводы всегда надо делать, обладая лишь полным знанием о предмете. Истина же такова, что русская ПВО подверглась действию иезуитски коварной, многолетней операции по ее уничтожению. И в этой операции кремлевские верхи действовали как бы заодно с Западом.

   Но прежде чем рассказать об этом, зайдем-ка с другого боку. А как западная система ПВО? Была ли она такой уж непроницаемой? И как блок НАТО пресекал нарушения своих небесных границ?

   4 июля 1989-го (спустя ДВА ГОДА после «подвига» Руста) полковник Н.Скуридин, взлетев с аэродрома группировки советских войск в Польше, увел свой старый МиГ-23 в сторону Балтийского моря. Внезапно на высоте 130 метров двигатель захлебнулся и смолк. Летчик рванул рычаг катапульты. Он был уверен, что истребитель с заглохшим двигателем рухнет в волны. Но когда пилот уже качался в воздухе на стропах парашюта, никем не управляемый истребитель вдруг снова взревел турбиной и стал стремительно набирать высоту, направляясь в сторону юго-запада. Все это напоминало эпизод из кошмарных романов Стивена Кинга, в которых объятых ужасом людей преследуют ожившие автомобили или бульдозеры, и когда жертва, прежде чем попасть под колеса, с шевелением волос на голове видит, как в пустой кабине сам собой ходит руль или двигаются рычаги.

   Казалось, этот МиГ-23 ведет таинственный невидимка. Истребитель пересек границу Западной Германии и прошел почти шестьсот километров над самыми передовыми линиями обороны НАТО, над группировками американских и британских войск, предназначенных для отражения русского нападения из Польши и Восточной Германии. Потом он перелетел через границу с Бельгией, и, когда горючее в баках иссякло, МиГ упал близ города Куртрэ, на дом почтенного семейства Делауэр.

   МиГ-23 - самолет конца 1960-х годов, порядком устаревший к тому дню. Его корпус сделан не по малозаметной технологии, как машины нынешнего времени, и потому "23-й" прекрасно виден на экранах радиолокаторов. И он, летя по воле случая, свободно прошел через натовские рубежи! Его никто не засек, не поднял на перехват авиацию, не выпустил  зенитной ракеты. А ведь мчался-то наш боевой самолет не через пустынные арктические просторы Аляски или северной Канады. Он шел над самой густонаселенной землей мира, над самой нашпигованной войсками Запада страной!

   Потом немцы будут ужасаться: МиГ в любой момент мог врезаться в одно из химических предприятий, которых так много в том районе Германии, в хранилища натовских ядерных зарядов. И случай с Рустом просто меркнет на фоне этого происшествия. Вся их суперэлектроника, все их суперпрофессионалы-наемники оказались пустым местом! Их уделал всего лишь один старый советский самолет, летевший без пилота, по воле воздушных потоков, двигавших его рулями!

   Нет, их ПВО идеалом никогда не служило. В начале 1980-х латиноамериканские наркодельцы перебрасывали в США героин, используя управляемые ракеты. Они свободно перелетали через южный рубеж Америки, падая в нужных для мафии точках. И никто их не перехватывал, не сбивал. Не менее активно наркомафия использует и легкомоторные самолеты, подобные машине Руста, пролетая с товаром в США со стороны Мексиканского залива. И янки со всеми своими радарами да суперистребителями наркопилотам почти не помеха.

   Заметим, что ПВО всего мира не в состоянии засекать низколетящие цели: из-за кривизны земной поверхности локаторы не видят цели, снижающиеся ниже ста метров. На это, кстати, рассчитаны и крылатые ракеты. И уж тем более не засекаются тихоходные низколетящие цели вроде легкомоторных самолетиков. В случае с Рустом обделались бы и западники. Однако наша демократическая интеллигенция норовила заметить в русском глазу соломинку, а вот в западном бревна не замечала. Инцидент же с Рустом вовсю использовала для того, чтобы обильно полить грязью русскую армию.

   И все-таки провалы западной ПВО не оправдывают того, что случилось с нами в мае 1987. Оправдать нельзя. А вот понять, что тому причиной - надо.

   В середине 1970-х имперская ПВО испытывала расцвет. Мы построили глубоко эшелонированную оборону Союза. Зенитное оружие прикрывало не только крупные центры страны, но и создавало рубежи вдоль всей границы Империи. Управление было единым, централизованным. Намечалось скрещение ПВО с противокосмической обороной, поскольку именно в семидесятые Запад стал мечтать об обходе русских защитных поясов "сверху", через околоземное пространство.

   И вдруг тогдашний генсек Брежнев, эта беспомощная пародия на Сталина, отдает чудовищный по некомпетентности и последствиям приказ: расчленить единую ПВО на отдельные группировки. Моментально образовались уязвимые "стыки", через которые стал возможен прорыв. Под сокращение попало множество толковых генералов и офицеров, дело обороны оказалось отброшенным на добрых двадцать лет назад. Из системы вытравили решительность и инициативу. Параллельно вокруг советской ПВО давно уже раскручивал темную интригу Запад.

      КОРЕЙЦЫ НАД КАРЕЛИЕЙ

    20 апреля 1978 года в воздушное пространство СССР над Карелией вошел южнокорейский «Боинг-707» с пассажирами на борту. Борт компании KAL (рейс № 902) летел по трассе «Париж-Сеул» через Северный полюс. Командир экипажа Ким Чанг Кью - опытный пилот, во время Корейской войны 1950-1953 гг. - истребитель, дравшийся с советскими МиГами-15. Опытен был и штурман Ли Чин Син.  Позднее они признаются, что действовали по наущению американцев. Самолет отклонился от установленного воздушного коридора  и, следуя на высоте в 9 километров на скорости в 900 км/час в 21 час 19 минут вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска. То есть, оказался в самом средоточии советских военно-морских и военно-воздушных баз. Корейцы перли курсом на Североморск.

Момент для операции американцы выбрали удачный: в тот день шли масштабные учения в 10-й армии ПВО, с участием сил и средств Северного флота. В воздухе было множество военных самолетов. Североморск - командный пункт флота, база подводных ракетоносцев,  база дальних разведчиков Ту-95РЦ. Возвращаясь из полетов над Атлантикой, их экипажи частенько забывали сменить код ответчика «свой-чужой», сверяясь с графиком его изменения.

Но радары нашей ПВО заметили «Боинг-707» в трехстах километрах от берега. Цель не отвечала на запросы системы распознавания «свой-чужой». Начался переполох. Не транспортный ли это Ан-12? Не разведчик ли Ту-95, идущий назад? Команды на применение зенитных ракет на дали: может, и вправду свой идет, забыв сменить код ответчика. Переговорами установили: нет, скорее всего - чужак. Обстановка была накаленной: в районе учений над морем вились самолеты-разведчики НАТО RC-135 (сделанные на базе «Боинга-707») и вражеские противолодочные самолеты «Орион».  

С аэродрома Африканда на перехват неизвестной цели поднялся истребитель Су-15 365-го авиаполка с капитаном Александром Босовым. Тогда же взлетает Су-15ТМ 265-го ИАП в Подужемье (5-я дивизия войск ПВО). Его пилотирует Сергей Слободчиков.

Первым обнаружил нарушителя Босов, опознав его как бело-голубой «Боинг-707».  Он увидел большие иероглифы на борту четырехмоторного лайнера. К тому времени корейцы уклонились от назначенного курса на 800 км и не подавали сигналов о том, что потеряли ориентацию. Босов перед лайнером включал огни, давал предупредительные очереди трассирующими снарядами по курсу нарушителя. Как он сам радировал на КП, едва хвост с красной звездой в форточку кабины пилотов не совал - «а они морду воротят». И тогда в 21 ч 42 минуты последовала команда: сбить наглеца.

Выпущенная Босовым ракета пошла на лайнер, вошедший в правый разворот. Инфракрасная головка захватила самый горячий двигатель корейца - крайний левый. Но кореец успел завершить поворот, головка ракеты потеряла цель - и сработал ее самоликвидатор. Как раз под левым крылом «Боинга». Взрыв оторвал  конец крыла (консоль) - примерно три метра. В разные стороны разлетелись осколки. Часть их прошила фюзеляж корейца, убив одного пассажира. Он умер от потери крови, ему никто не оказал помощи на борту. Потом погибнет еще один: от инфаркта.

Все-таки командир «боинга» был пилотом от Бога. Он начал снижаться по спирали, кружить над местностью, выискивая место посадки, покуда запас скорости это позволял.  И это - при оторванной консоли левого крыла! Совсем рядом с финской границей. Перехватчик Сергея Слободчикова тоже по команде с земли выпустил ракету - по кувыркающемуся в воздухе обломку крыла. Уж больно он походил на экранах радаров на выпущенную нарушителем крылатую ракету.

«Боинг» продолжал полет. С оторванной оконечностью крыла и одним заглохшим двигателем он находился в воздухе еще сорок минут после поражения ракетой. Норовил лететь на бреющем, над самыми деревьями. Сбрасывал скорость до самой малой, чтобы русские перехватчики проскакивали мимо. И они его потеряли из виду! Пришлось поднимать в воздух новые самолеты 265-го авиаполка, чтобы перекрыть границу с Финляндией и найти нарушителя визуально. Это удалось капитану Анатолию Керефову. Подбитый лайнер на фоне земли с выключенными огнями следовал курсом к финской границе. Керефов снизился до пятисот метров, корейцы его заметили - и развернулись на 180 градусов, теперь полетев вглубь нашей территории.

-  Подхожу к нарушителю с левой стороны, со стороны командира экипажа, подаю условные сигналы, - вспоминал капитан Керефов. - Выполняю, как положено в таких случаях, разворот с пересечением его курса в сторону нашего аэродрома. А он словно меня и не видит, прет себе дальше. Ну, думаю, так дело у нас не пойдет. Передал на КП: "Объект не выполнил команду!" Сделал еще три захода, и каждый раз летчик самолета-нарушителя также совершал маневр. Опытный, как позже выяснилось, был боец Ким Чанг Кью, сражавшийся с нашими "МиГами" еще в корейскую войну. А тогда закралась мысль: возможно, он не видит моих команд и маневрирует, что называется, на всякий случай. Взял и прошел у него перед носом с включенным форсажем. Теперь-то он должен заметить и следовать туда, куда я показал. Но мой "подопечный" выполняет разворот опять в другую сторону. Ох, и разозлился я. Набрав высоту, начинаю заходить противнику в хвост. Он тут же выполняет маневр в обратную сторону на курс 270 градусов. Но я прочно "сижу" у него на хвосте. Занимаю исходную позицию для атаки. Запрашиваю КП: "Команды не выполняет, разрешите уничтожить цель". С КП: "Подождите минутку". Через 1-1,5 минуты приказывают принудить противника к посадке в районе нахождения. Ведь нарушитель снова пошел в сторону Финляндии. С земли не давали команды на добивание цели. Скомандовали: принудить к посадке!»

Увидев впереди белое пятно - замерзшее озеро Копиярви южнее местечка Лоухи - Керефов смог принудить корейцев к посадке на лед. Угрожая столкновением с лайнером, как бы «накрыл» его левое крыло своей правой плоскостью и включил посадочные фары. Начав снижаться, заставил нарушителя пойти на посадку. Керефов дожимал лайнер до самой поверхности. Корейцы блестяще посадили почти неуправляемый двухсоттонный лайнер на застывшее озеро - на брюхо. При свидетелях-рыбаках.

Нарушитель взят с поличным. Командира и штурмана самолета-нарушителя допрашивали офицеры КГБ - военная контрразведка. Они во всем сознались, пели о том, как их инструктировали американцы. Имелись все доказательства, что перед нами - самая грязная шпионская операция, затеянная как раз в тот момент, когда над районом учений прошли шесть разведывательных спутников США, а в районе маневров вертелись многочисленные воздушные разведчики.

Казалось бы, лучшего подарка, чем инцидент 20 апреля 1978 года, СССР получить не мог. Западная пресса, еще не получив толком информации о происшествии, на весь мир сначала взвыла, что русские уничтожили лайнер со ста двенадцатью пассажирами. Никто и подумать не мог, что пилоты смогут посадить пораженный ракетой пассажирский самолет в лесистой местности, вне аэродрома. И действительно - то было чудо из чудес. В том числе и подвернувшееся по пути замершее озеро. Но вой смолк, как только стало известно, что СССР приютил пассажиров и дал возможность забрать их спецрейсом «Пан Америкэн».

И Сталин, и Хрущев разыграли бы ситуацию по полной! Налицо гнуснейшая операция американских и южнокорейских спецслужб, фактически пославших пассажиров почти на верную смерть, прикрывшихся ими, словно живым щитом. Казалось бы: устраивай громкий судебный процесс, снимай документальный фильм и «экспортные» телепередачи, выпускай гневную книгу-разоблачение с фотографиями, выставляй в Москве на всеобщее рассмотрение сам лайнер с пассажирским салоном, забрызганным кровью. Именно это сделал Хрущев в 1960 году. Когда советская ракета сбила самолет-шпион U-2 над Уралом, было все: и яростная кампания в масс-медиа, и выставка обломков машины в Москве, и открытый судебный процесс над пилотом - Пауэрсом. И всемирное креймление американских «поджигателей войны». Потом Пауэрса обменяли на нашего легендарного разведчика Абеля. Обмен был явно в пользу СССР.

    А в 1978-м все было тихо. Корейских пилота и штурмана никто не судил, на них никого не поменяли - просто выслали мерзавцев из страны. Не было громких пресс-конференций и хорошей кампании в СМИ. Кремль все спустил на тормозах.

Ходят упорные слухи, будто бы верхушку Кремля уговорил не поднимать излишнего шума ни кто иной, как тогдашний шеф КГБ СССР Юрий Андропов.

                 ОТ 20 АПРЕЛЯ 1978-ГО - К 1.09.83

А вот американцы в такой ситуации использовали представившиеся возможности по полной программе.

Дело в том, что история с южнокорейским «Боингом» в Карелии почти один к одному повторилась 1 сентября 1983 года, когда южнее Сахалина советская ракета прекратила полет опять же южнокорейского «Боинга-747». И опять: вторжение пассажирского самолета в особо охраняемые, напичканные военными объектами пространства Советского Союза. Умелые маневры экипажа-нарушителя (вплоть до  полетов на фоне гор ради укрытия от радиолокации), полное молчание пилотов в эфире, неподчинение командам русских перехватчиков. С одной только разницей: на сей раз все закончилось трагически - и никто из пассажиров не спасся.

  Видимо, американцы хорошо изучили опыт 1978 года. Они знали, какой переполох поднялся в военном и высшем политическом руководстве Красной России  после карельского инцидента. Никто из русских пилотов-перехватчиков не был даже награжден. ПВО и пилотов замучили проверками и объяснительными. А самое главное - стало очевидно, что Кремль не хочет делать никаких резких движений. Не желает «выносить сора из избы». И тогда они решили повторить удачный опыт - в разгар нового витка холодной войны.

   В 1981 к власти в США пришел ярый ненавистник русских - бывший актер Рональд Рейган. Специально для запугивания Москвы ЦРУ разработало особую программу создания образа Рейгана - бесноватого президента, недужащего болезнью Альцгеймера (а попросту говоря, старческим слабоумием), способного в любой момент начать войну. И одним из главных инструментов Штаты делают новую волну угрожающих маневров в воздухе.

   Особенно жарко было на Дальнем Востоке. Здесь американские самолеты с авианосцев вторгались в наш воздух, развернувшись в боевые порядки. В 1982-м они нарушили границу пятикратно. К сентябрю же 1983 - целых десять раз...

   К тому времени в Кремле (1982-1984 гг.) сидел преемник Брежнева - бывший глава КГБ Юрий Андропов. Человек с темным прошлым, сделавший карьеру на терроре. Именно он вытащил Горбачева в состав Политбюро - высшего органа власти в тогдашней Империи. И именно он окружил себя различными советниками-американолюбами. Казалось, будто Андропов умело и расчетливо расставлял на ключевых постах Империи коварных подрывников.

А вскоре он подыграл Рейгану.

   Свет лампы вспорол вечную ночь океанской пучины, пробежав по волнисто-песчаному дну. Сноп лучей вырвал из мрака кусты водорослей, опрокинутое кресло с подлокотниками, вспугнул копошащееся месиво больших крабов. Оператор глубоководной телекамеры содрогнулся - из-под кучи клешней, лап и колючих панцирей возникла женская полуобглоданная рука с золотым браслетиком часов на мертвом запястье. А вот и чей-то скальп с длинными волосами. Обломки самолета и то, что осталось от людей на его борту, лежали на дне Японского моря...

   То было в ночь на 1 сентября 1983 года, когда русский истребитель сбил южнокорейский пассажирский "Боинг-747", забравшийся в наше пространство. И когда весь мир возопил о лживости и бесчеловечной жестокости русских, этой империи зла.

   Но наши мозги не чета мозгам серого обывателя. Давайте-ка вспомним, что предшествовало тому злосчастному дню.

   В конце марта 1983 года три ударные авианосные группы США входят в воды Алеутских островов близ нашей Камчатки. Всего - сорок кораблей, приданные им бомбардировщики-"стратеги" Б-52, разведывательно-командный самолет типа "авакс". В небесах ревели Ф-15, и впервые американские ударные субмарины вместе с противолодочной авиацией принялись рыскать в районе обычного патрулирования наших лодок. А 4 апреля семь тяжелых палубных штурмовиков А-7 "Корсар", взлетев с авианосцев "Мидуэй" и "Энтерпрайз", шесть раз вторгаются в наше воздушное пространство на глубину от 2 до 30 километров, отработав учебное бомбометание по нашему острову Зеленый в Курильской гряде! Говорят, они хотели спровоцировать ответный вылет новейших Ту-22М3, которые тогда только появились на Тихоокеанском флоте и дюже интересовали америкосов.

   Будь это в сталинскую пору - и янки встретили бы в воздухе эскадрилью перехватчиков, и многие из них летели бы в волны пылающими кометами. Ибо любой командир ПВО знал, что оставить безнаказанным такое попрание имперской чести, - это пойти под трибунал. Но то случилось после брежневской реформы ПВО, когда нерешительность и боязнь проявить инициативу поразили командный состав. И наши перехватчики остались на земле.

   Однако Москва, тогда еще не скурвившаяся до конца, дала указание строже пресекать посягательства на рубежи Союза. Дальневосточное ПВО стало жить лихорадочной жизнью. Вдоль границ, норовя перескочить за их незримую черту, чуть ли не каждый день летали американские самолеты электронной разведки RC-135. Здоровенные махины, здорово смахивающие на пассажирский "Боинг-747".

   Обстановка накалилась до предела. Русские пилоты были злы. Они устали от постоянных тревог и уже во снах видели, как вгоняют ракеты в брюхо какого-нибудь наглеца "135-го". И вот тогда янки пошли на чудовищный по своей расчетливой, холодной жестокости шаг. Они принесли в жертву двести шестьдесят девять человек.

Вечером 31 августа 1983 года из Нью-Йорка в Сеул рейсом KAL-007 вылетел огромный "джамбо" - пассажирский "Боинг-747". Его трасса проходила через Аляску, от которой он по установленному воздушному коридору должен был следовать в Корею. Пассажиром этого рейса, кстати, летел американский конгрессмен Ларри Макдональд, славный тем, что предложил выдвинуть в лауреаты Нобелевской премии мира гитлеровского сподвижника Рудольфа Гесса. (Потом эту премию получит Горбачев.)

   В ночном мраке "джамбо" был очень похож на разведчик RC-135. На экране же радара лайнер и самолет-шпион выглядят совершенно одинаковыми пятнами "засветки".

   В 2 часа 45 минут по камчатскому времени неподалеку от полуострова наши радары засекли RC-135, ходивший параллельными галсами вдоль русской границы. Обычно эти электронные шпионы торчали здесь в ожидании ракетных испытаний: именно по камчатскому полигону с Кольского полуострова через всю огромную страну били баллистическими ракетами, отрабатывая точность поражения. И янки не пропускали ни одного теста, оценивая наши возможности. Хотя в тот день стрельб не было, появление соглядатая особо нас не взволновало. Американец не отвечал на запросы и маневрировал северо-восточнее острова Карагинский. Значит, прилетел "щупать" систему ПВО по развернутой американцами программе "Кобра Дейн". Обычно такие "гости", побарражировав вдоль берегов Камчатки, уходили на юг, через Охотское море подлетали к нашему Сахалину и, не решаясь пересечь русский рубеж, сворачивали в открытый океан.

Так Матиас Руст выглядит сейчас.

Так Матиас Руст выглядит сейчас. Смотрите фотогалерею

Однако в 4 часа 51 минуту экран радара показал, что к одному чужаку присоединился второй - точно такой же самолет. Во всяком случае, его отметка на фосфоресцирующем индикаторе РЛС была абсолютно идентична уже привычным "засветкам" RC-135. Оба самолета сблизились настолько, что их отметки на экране слились - они шли вплотную друг к другу параллельными курсами. И с борта одного транслировались короткие шифрованные радиосигналы. Через десять минут один чужак резко развернулся и пошел в сторону Аляски. А второй взял курс почти строго на восток. Аккурат на Рыбачий, нашу стратегическую ядерную базу к югу от Петропавловска-Камчатского. Он шел прямо к месту сосредоточения пятисот водородных боеголовок...

   И этим вторым "гостем" был тот самый пассажирский Б-747, пилотируемый корейским экипажем во главе с опытным пилотом Чоном. Сев в аляскинском Анкоридже на дозаправку, он задержался с вылетом на сорок минут. Потом окажется, что благодаря этой заминке он будет у наших рубежей именно тогда, когда над Камчаткой и Сахалином будет проходить по орбите американский спутник-разведчик "Феррет-Д". Да, операция планировалась американцами особо тщательно. (События той черной ночи мы восстанавливаем по воспоминаниям бывшего первого заместителя министра иностранных дел СССР Георгия Корниенко и еще по некоторым источникам.)

   Вылетев из Аляски, пилоты "боинга" с самого начала запрограммировали свой компьютерный автопилот на курс в 246 градусов. То есть повели самолет прямиком к Камчатке и Сахалину, уклоняясь к востоку на 500-600 километров от отведенного им коридора движения, по которому, собственно, и летали самолеты трассы "Анкоридж - Сеул". Потом международные эксперты установят: бортовая навигационная система сигналила экипажу об отклонении от законного курса, но они не обращали на нее никакого внимания и не сделали ни одной попытки связаться с диспетчером мощного аэронавигационного узла в Анкоридже. Командир экипажа, бывший полковник южнокорейских ВВС Чон передавал на землю ложные координаты своего полета. Ошибка приборов исключалась: для этого должны были "сойти с ума" все три бортовых компьютера и даже метеорадар, который был просто обязан показать, что самолет летит не над морем, а над Камчаткой. Толпы американских идиотов, демонстрировавшие тогда с плакатами "Русские - убийцы", талдычили, будто бы мы сами сбили с курса пассажирский самолет работой своих радиоэлектронных установок. Но это версия для пациентов психбольниц. Ибо никакие средства РЭБ не могут сбить показания гирокомпаса или спутниковой навигационной системы, которые были у корейского экипажа.

   В тот момент этого не знали ни в Москве, ни в руководстве ПВО Дальнего Востока. Ни американские, ни японские службы управления воздушным движением не сделали ни одной попытки, дабы одернуть южнокорейских летчиков или хотя бы сообщить нам об изменении трассы полета. Хотя только один Хабаровск тогда имел два специальных канала связи с Токио и Саппоро, не считая уж и прямой аэронавигационной связи "Токио - Москва". Когда "боинг" ушел с назначенного курса, это неминуемо заметили мощные радары американской ПВО на островах Алеутской гряды, которые, как хвалятся сами янки, могут засечь бейсбольный мячик в центре Тихого океана.

   Мы были уверены - в небо Камчатки вошел военный разведчик. В октябре 1983, когда мы поднимем со дна морского останки кабины лайнера и расшифруем записи в "черных ящиках", то всему миру станет известно: погибшие пилоты, говорившие по радио на английском языке, при сближении с барражирующим у Камчатки американским самолетом вдруг перешли на телеграфный ключ, отбивая загадочные шифрованные точки и тире. А потом уверенно повели "боинг" вглубь русской земли. И это было в 5 часов 30 минут по местному времени.

   Цель оказалась в радиусе боя зенитных ракет ядерной базы. Неожиданно самолет стал выполнять заправский маневр обхода простреливаемой зоны. Чон бросал свой "боинг" под прикрытие камчатских вулканов, то и дело загораживаясь ими от луча нашего радара. И тогда в воздух поднялись старые перехватчики Су-15, которые попытались посадить нарушителя. Не знаю, кто правил штурвалом лайнера - отлично подготовленные агенты или обработанные каким-то зомбирующим средством люди, но они (и это потом покажет "черный ящик") даже словом не обмолвились о том, что видят русские истребители. А служба нашего радиоконтроля стала ловить радиограммы загадочного гостя на английском языке.

   В 6 часов 5 минут самолет вышел из нашего пространства и направился к Сахалину. Спустя пять минут с его антенны полетела в эфир радиограмма: "Мы благополучно прошли юг Камчатки". Через час уйдет другое сообщение: "Пересекаем южную часть Сахалина". Предполагали, будто летчики оказались под наркотическим влиянием. Но анализ записанных речей показал: говорили они абсолютно нормально, незаторможенно. Установили даже, что второй пилот говорил, не снимая кислородной маски.

   Уже над Сахалином пассажирский лайнер попал в зону действия ПВО Японии, под лучи их локаторов с базы в Вакканае. И тут - еще одна тайна. Облучаемый военной РЛС самолет всегда посылает ей сигнал ответчика системы "свой-чужой". Он - как визитная карточка, которая позволяет операторам определить, кого они засекли: своего вояку, русского, или же гражданскую машину. Однако ответчик "боинга", который должен был пискнуть кодом "2000", выдал ответ "1300". Именно так обозначали себя американские разведчики, которые возвращались из рейдов к нашим рубежам: чтобы японцы не спутали их с русскими боевыми машинами. Если бы он ответил как положено, то японская ПВО, поди, завопила бы: "Вы что там, на лайнере, спятили? Вы же влезли в русскую военную зону!". Но ответ был иным - и Вакканай промолчал. Это было за 14 минут до гибели Б-747.

   В 6 часов 13 минут пилот нашего Су-15 майор Геннадий Осипович, сопровождавший лайнер на подходе к Сахалину, передал: "Цель на запрос не отвечает". В темноте (а до рассвета оставался еще целый час) истребитель не различал силуэта нарушителя и не мог видеть характерный "горб" на фюзеляже "джамбо". Ему и так было нелегко: скорость Су-15 почти вдвое выше скорости Б-747, и приходилось кружить вокруг летящего во мраке "гостя". Зато на экране бортового локатора Осипович видел до боли знакомую метку, как две капли воды похожую на метки RC-135.

   Спустя минуту командир 24-й дивизии ПВО генерал Корнуков получил приказ из штаба округа: цель опознать, постараться посадить при подходе к границе страны и при отказе садиться - уничтожить. В 6 часов 16 минут, когда Б-747 видели японские радары, южнокорейский "джамбо" пересек наши рубежи на Сахалине. Через две минуты Осипович услышал: "Цель нарушила государственную границу. Цель уничтожить". Однако потом пошли другие команды - помигать фарами, дать предупредительную очередь трассерами из пушек. Словом, постараться заставить его приземлиться.

   Корейцы опять ни словом не выдали, что видят перехватчик. Но они его действительно видели: когда наш майор дал очередь в 120 снарядов и она пронеслась вперед по курсу нарушителя, "боинг" пошел в весьма резкий набор высоты. Сомнений у наших не оставалось: перед нами наглый разведчик, безнаказанно ускользающий с нашей территории. И тогда, получив приказ, Осипович выпустил в цель две ракеты. Он бил по чужаку сзади-снизу. Он даже не видел, поразил ли самолет. Ведь когда наш пилот настиг нарушителя, тот сбросил скорость до минимума. Хитрый прием: "боинг" с его мощной механизацией крыла, которая превращает плоскость в сильно вогнутую штуку, позволяет самолету буквально зависать в небе. Сверхзвуковой Су-15 поэтому начал проскакивать мимо - он не мог развить такой же малый ход без угрозы сорваться в штопор. Но ракету он все-таки выпустил. Мне страшно представить то, как пережили свои последние секунды ни о чем не подозревавшие пассажиры...

   После того, как ракета поразила лайнер, его экипаж вышел в эфир. В Токио поймали странный сигнал: вместо того, чтобы радировать SOS (или аналогичный код бедствия "Мейдей"), пораженный самолет через 38 секунд передал свой стандартный позывной. Еще через десять секунд последовало последнее сообщение: "Быстрая разгерметизация... Падаем в квадрат 1-01".

   Есть мнения иностранных экспертов о том, что Осипович мог и не сбить тяжелый лайнер. Ведь ракеты Р-60 Су-15 слишком слабы, они не были рассчитаны на такую громадную цель. В 1978 наш Су-15 атаковал такой же ракетой южнокорейский "Боинг-727", нарушивший нашу границу в Карелии. Тогда лайнер, получив попадание, все-таки сел. Есть предположение, что лайнер рейса 007 тоже не был сбит, а получил лишь пробоину, и что потом его добили сами американцы.

   И все-таки в одном сомнений не остается. Полет "боинга" стал иезуитски спланированной американской акцией. Янки, кричавшие о том, что это русские ни в грош не ставят жизни людей, что только их свобода-демократия гуманна до чертиков, тогда хладнокровно использовали жизни ни в чем не повинных людей.

   Да, все расписано как по нотам. Уже утром 1 сентября, когда в Вашингтоне была еще ночь, наше посольство в Вашингтоне сообщило в Москву, что заместитель госсекретаря США обратился к нам и заявил: южнокорейский пассажирский самолет потерялся где-то в районе Сахалина. Потом на связь вышло посольство США в Москве, заявив об исчезновении лайнера в точке под 147 градусами 28 минутами восточной долготы и 42 градусами 43 минутами северной широты. То, что это указанное ими место находится почти в шестистах верстах от Сахалина, американцев не смущало.

   Кстати, через несколько часов после гибели лайнера из Вашингтона по миру полетело ложное сообщение: самолет посажен на Сахалине, и все его пассажиры живы. То была расчетливая ложь: янки знали об уничтожении Б-747. Просто им нужна была небольшая отсрочка для организации пропагандистского залпа. Они лгали расчетливо, так как точно знали о катастрофе. И даже поисково-спасательные работы начали с задержкой в шесть часов.

   Еще через восемь часов нашего поверенного в Вашингтоне вызвал заместитель госсекретаря США Иглбергер.  Без обиняков заявил: ваши зенитчики засекли лайнер в небе Камчатки, два с половиной часа за ним следили и потом сбили истребителем над Сахалином. Георгий Корниенко с возмущением вспоминает: "Соответствующие американские службы не только следили за действительным маршрутом полета южнокорейского самолета, но и фиксировали работу советских средств ПВО...

   Вслед за этим госсекретарь США Шульц провел срочно созванную пресс-конференцию. Ссылаясь на имеющиеся у американского правительства записи переговоров пилота, сбившего самолет, с наземным командным пунктом, Шульц изобразил дело так, будто и пилоту, и тем, кто наводил его с земли, было совершенно ясно, что они имеют дело с пассажирским самолетом, и хладнокровно решили уничтожить его. Шульц прямо утверждал, что "нет свидетельств того, что Советский Союз подавал какие-либо предупредительные сигналы корейскому самолету или требовал от него посадки", а также "попытался предупредить самолет путем пуска трассирующих снарядов". Соответствующие части магнитофонной записи, свидетельствующие об обратном, были вырезаны...

   "Когда через некоторое время американская сторона вынуждена была предать гласности более полную версию записи, эти пропуски пытались объяснять лингвистическими трудностями. Например, восклицание пилота "елки-палки" перевели как "чепуха". Но ясно, что такие доклады пилота, как "у меня уже горят предупредительные огни" и "даю очередь из пушек", были опущены... по чисто политическим соображениям. Лживая версия тиражировалась в многочисленных инструктажах для журналистов, проводившихся представителями государственного департамента и Белого дома", - пишет Корниенко.

   Тогда на нас было обрушено, быть может, самое страшное оружие американцев - промывание мозгов, так называемые "средства массовой информации". Так мы столкнулись с информационной агрессией, которую потом с успехом применят и против югославов.

   То, что американцы заметали следы, очевидно - ведь спустя две недели они уничтожат пленки с записями радарных сканирований этого района происшествия, которые были в системе их ПВО. Нам представляется самой вероятной такая версия: они наняли корейца Чона и его экипаж, чтобы использовать их лайнер в роли пассивного зонда, который спровоцирует русских на "высвечивание" своей системы зенитной обороны и радаров в глубине Дальнего Востока. Корейцев убедили в том, что им грозит максимум принудительная посадка на территории Союза, но они всегда отбрешутся тем, что, мол, совершили навигационную ошибку. В пользу этой версиии говорит то, что Чон "наследил" - оставил в Анкоридже план перелета в Сеул со своими рукописными заметками. Напротив контрольной точки "Neeva" он написал: 250 миль. И действительно: именно от нее он сместился на такое расстояние, вторгаясь в наше пространство, и именно от нее стал передавать диспетчерам свои ложные координаты.

   Будь на месте Андропова Сталин, и все могло повернуться иначе. Достаточно было сразу сказать правду. Да, сбили нарушителя. Это был гражданский самолет? А почему он тогда ушел в сторону? Почему не реагировал на запросы? А еще устроили бы международное расследование, после которого Штаты показались бы миру поистине Сатаной.

   Андропов же сделал иначе. Кремль выступил с двумя идиотскими заявлениями ТАСС. Сначала мы утверждали, что самолет "исчез с экранов радиолокаторов", потом - что мы делали предупредительные выстрелы, но что было далее - опять-таки не ведаем. И только 6 сентября, наконец, заявили, что уничтожили его ракетами.

   Лучшего подарка Америке и быть не могло. Они во все горло завопили: глядите, русские лгут, и только наши данные заставили признать преступление! СССР – империя зла! В этом крике потонули все попытки умных людей задать простой вопрос - а почему американцы, следившие за полетом лайнера до последней его секунды, не сделали попытки спасти его, не скомандовали пилотам бежать из опасной зоны, когда "боинг" начал уходить из установленного коридора? Под этот шум Западная Европа, объятая негодованием, отдалась дяде Сэму: разрешила развернуть на своей территории ядерные ракеты средней дальности и "крылатки". Президент Рейган получил карт-бланш на развертывание гонки космических вооружений. В конечном итоге, все обернулось гибелью СССР. 1 сентября 1983 года стало одним из самых сокрушительных поражений нашей страны на информационно-пропагандистском фронте. И это - целиком на совести Юрия Андропова. Он откровенно подыграл Вашингтону, продемонстрировал Западу слабость Империи. Дал ему понять: Кремлем можно управлять и через кампании в мировой прессе. Кремль подчиняется ударам западных информационных технологий.

   Но было и другое. Бездарно обделавшись, Кремль отдал еще одну команду - днем и при хорошей видимости огня по пассажирским и спортивным самолетам-нарушителям не открывать. Лишенные воли и энергии имперских вождей, карлики в Кремле очень боялись "мнения мировой общественности". Будто бы  не знали, как делается это «общественное мнение».

   Мне же лично кажется, что Андропов уже вел закулисные сделки с Западом.

       «ДЕЛО БЫЛО НЕ В БОБИНЕ»

   Эта идиотская "западобоязнь" и породила случай с Рустом 28 мая 1987 года. Андропов уже покоится в могиле, но правит его ставленник - Михаил Горбачев. Сегодня мы знаем, что Руста вели и могли сбить, но, с одной стороны, никто «наверху» не отдал такого приказа, а с другой - после 1 сентября 1983 года военные были так затюканы, что не решались отдавать приказа на уничтожение невоенных самолетов. Полет Руста имел самые катастрофические последствия. Русские оказались деморализованными: выходит, наша обороноспособность - фикция? Выходит, мы зря отказывали себе во многом, отдавая столько денег и ресурсов военным? То же самое творилось и в мире: глядите-ка - СССР сгнил! Он - колосс на глиняных ногах! Его военная сфера - это блеф и неконкурентоспособность.

Пользуясь этой истерией, Горбачев и его присные устроили настоящую чистку в Вооруженных силах. В отставку отправили многих генералов. Возвращаясь с заседаний Политбюро, горбачевский пособник Александр Яковлев хвастливо потрясал руками: мол, они по локоть в крови военных. На пост министра обороны поставили покорного Горбачеву Язова. Того, кто потом беспрекословно будет переводить войска из Германии во чисты поля во глубине России, оставляя военных без жилья и элементарных условий службы. Тот, кто послушно пойдет на всяческие односторонние разоружения и сокращения. Тот, кто не решится подавить ельцинщину в августе 1991-го.

Как видите, полет Руста себя полностью окупил и оправдал. И в том, как Кремль играл здесь в поддавки с Западом, и в том, как все это использовали для внутриполитических игр в СССР, чувствуется почерк на тот момент уже покойного Юрия Владимировича...    Нет, с техникой и мощью космического размаха у Советской Империи все было в порядке. А вот те, кто сидел на самом верху, этой силе соответствовать перестали. Мой друг Леня Баталов имеет на сей случай великолепный афоризм, прекрасно объясняющий причины гибели СССР. "Дело было не в бобине - то мудак сидел в кабине".

Е.Черных

http://kp.ru/daily/25889.5/2850467/


0.058238983154297