Интернет против Телеэкрана, 23.07.2014
Откровения американца о России

Традиция стояния в очередях – отличительный знак британской культуры, но Россия тоже славится ими. (Всегда, ксттаи, находил противоречивым, что очереди в Великобритании считаются странным признаком вежливости, а во враждебном СССР они же считались символом экономического провала и тоталитарных репрессий). Как русские справляются с очередями, что это говорит о них, и какое отношение это имеет к политике?

Предупреждение: когда речь идет о любой культуре, мы рискуем поддаться стереотипам или расизму. Я прекрасно знаю, что русская культура (как и любая другая) не является бесконфликтной системой совсем уж единых взглядов -- такая культура, лишённая внутренних противоречий, была бы лишена развития. Моя статья -- о культурных тенденциях, а не о механических законах. Если же обобщения вас пугают, я вас умоляю, закройте это окно прямо сейчас.

Недавно, после полугода борьбы, я наконец-то получил книжку (на западе дают карточки, а Россия более «бюрократическая», поэтому нужна целая книжечка), которая позволяет мне постоянно проживать в России. Это значит, что количество времени, которое я провожу, стоя в бесконечных очередях, резко уменьшится.

Тем не менее, проведя в них достаточно времени, я изучал изнутри русскую культуру очередей и то, чем она отличается от моей родной. Надо заметить, что пришедший из времён Советского Союза стереотип о двухчасовых очередях за колбасой уже неприменим к современной России. Покупка колбасы сейчас -- процедура быстрая как никогда, но есть много других вещей, которые заставляют людей сражаться, дабы добраться до окошка №3, например, в государственных больницах или в почтовых отделениях Москвы во время обеда.

(Похоже, кстати, что всё в России строится на личных связях. У меня было столько разговоров о проектах, которые можно было бы обсудить за две минуты по телефону вместо того, чтобы говорить о них за кружкой пива в центре города, куда мне требуется час, чтобы добраться. Новые идеи или бизнес предложения в России не распространяются через Skype!)

Здешние очереди напоминают эту же ситуацию, потому что они также требуют личных взаимоотношений. Первое, что вы должны сделать, когда приходите в миграционную службу (или в любое другое место с длинными очередями), это спросить "кто последний?". С этого момента человек становится вашим новым лучшим другом, потому что он может доказать всем остальным, что вы находитесь на своем месте.

Дело в том, что очереди для получения вида на жительство настолько длинные (и часто намного превышают количество людей, которые могут быть обслужены за день), что многие люди, видя их, сдаются и возвращаются на работу или решают пообедать, пока в течение 4 часов ждут своей очереди. А так как люди постоянно приходят и уходят, то без свидетелей вы просто потеряете свое место. Это делает вас очень зависящим от человека перед вами и теми, кто может спасти вас от разъяренной толпы, сказав, что сейчас действительно подошла ваша очередь, и вы не просто ломитесь раньше всех. Все это также заставляет знакомиться с людьми, узнавать их имена и даже откуда они родом. По сути, это хорошо растапливает лед и превращается в некий социальный процесс.

Часто за несколько часов до того, как миграционная служба откроет свои двери, ранние пташки собираются вместе и образуют список, чтобы вписать в него всех, кто стоит в очереди. С этого момента кто-то становится "хозяином очереди" (я сам придумал этот термин, не думаю, что позиция имеет официальное название), он хранит священный список, записывает туда новичков и называет имя следующего.

Это звучит диковато для человека родом откуда-нибудь из Англии, которая славится способностью своих граждан без единого слова и хранителя списка встроиться в любую очередь (К сожалению, эта традиция растворяется в плавильном котле Евросоюза). В очередях я был втянут в достаточное количество бесед с эмигрантами, чтобы увидеть, что уроки очередей в России не понять тем, кто думает, что Россия безнадежно отстала от стандартов западной демократии.

Вот несколько уроков, которые можно извлечь, стоя в русских очередях:

1) Хотя русские и славятся своим терпением, не следует путать это с терпимостью. Если поставить их в ужасную или несправедливую ситуацию вроде очередей, они не смирятся с этим - вот почему так много людей лезут без очереди и часто игнорируют правила, которые им не нравятся. Это также заметно в экономике России, где её «серая» часть составляет 1/5 от ВВП. Теневая экономика существует из-за того, что малые предприятия и люди чувствуют, что они просто не способны преодолеть всю бюрократию, поэтому они и не беспокоятся о соблюдении правил, которые не могут выполнить. В Советском Союзе работать на себя, заниматься предпринимательством в целом - было запрещено, но думаете, это останавливало людей от производства мебели, если ее не было в магазине?

Можно подумать, что русские не соблюдают очереди или нарушают закон от лени, но на это также можно посмотреть, как на культуру, которая имеет нулевую терпимость к абсурду и несправедливым правилам. Такое неподчинение делает народ трудным для управления. 

2) Ответом на проблему очередей является бюрократия. Барьером для тех, кто хочет вклиниться в очередь, единственным способом обеспечить порядок -- служит создание собственной бюрократии (особенно это касается вопроса создания списка, который переходит от хозяина очереди к хозяину).

Я стоял в очереди в ЕИРЦ, где проверяют все счета за коммунальные услуги по несколько раз, и там была совсем другая история. В одном из таких мест есть автомат на входе, который выдает вам билет с номером, и большой экран, который оповещает каждый раз, когда освобождается окно, показывая номер следующего.

Если бы мы слушали пьяный бред Англичан в пабах Москвы, то, по их мнению, это нововведение ничем бы не помогло изменить этот неотесанный, грубый по своей сути народ, но реальность такова, что стоит обеспечить справедливую систему -- и всё становится на свои места. В любом таком месте, как ЕИРЦ, или в некоторых банках я никогда не видел нарушений, грубости или анархии. Кроме того, очереди в этих местах вообще двигаются довольно быстро.

3) В миграционной службе в очередях стоит много русских, тех, которые не являются этническими русскими, но разделяют с ними менталитет в отношении этикета очередей (поэтому я использую собирательный термин "русские"). Культура очередей в дезинтегрированном СССР вообще кажется почти универсальной. Это должно быть странным для тех, кто приезжает из ЕС или США, и видит очередь полную "иностранцев", которые разговаривают на чистом русском языке и автоматически понимают укоренившиеся культурные нормы очередей в России (должен отметить, с каждым годом там появляется все больше и больше людей из Западной Европы - раньше я был единственным человеком, который разговаривает на ломаном русском).

4) Принудительное построение личных отношений с людьми из очереди, чтобы защитить свое место, является своеобразным способом завязывания знакомств. Люди, стоящие рядом, будут буквально знакомиться с вами, предупреждать о вашей очереди или присматривать за местом, пока вы курите. Были даже люди, которые подталкивали меня к двери со словами: "Иди же, встань рядом с дверью, ты следующий, нельзя никому позволить пробраться украдкой мимо!" Люди становятся группой для борьбы с государственной бюрократией. Можно сказать, этот процесс заставляет людей становиться «своими», но об этом понятии я расскажу в другой раз.

...Если вы дочитали до конца, то, возможно, вы думаете, что я пытаюсь раздуть из мухи слона. Но на Западе Россия часто считается таинственной исключительно потому, что люди запада даже не пытаются её понять. Если бы никто не удосужился задаться вопросом, почему всходит Солнце, этот процесс тоже казался бы весьма мистическим. Россия выходит далеко за рамки заголовков западных СМИ с ценами на нефть и саркастическими высказываниями Путина. Культура проявляется в повседневной жизни и дни, проведенные в длинных очередях борьбы с бюрократией, показали мне многое о нации.

В целом, если судить о русских по очередям, то вывод следующий. Русскими трудно управлять, но если дать им справедливую систему, они будут её слушаться и заставят её работать. А находясь в плохой или репрессивной системе, они будут создавать свои собственные, чтобы обойти ее, и, по всей вероятности, этот "самодельный" вариант будет строиться на "человеческом факторе".


Тим Керби

http://www.odnako.org/blogs/show_23234/


0.058435916900635