Интернет против Телеэкрана, 23.07.2014
Ловушка «открытой экономики»
Цивилизационные войны ведутся не только в форме прямого вооружен­ного столкновения, но и, например, в сфере экономических взаимоотноше­ний. Рассмотрение мировой экономики через призму концепта о цивилизационных войнах позволяет провести переоценку всего опыта российского реформирования, преодолеть распространенную иллюзию об абсолютной взаимовыгодности экономической открытости.

Интеграция в мировую экономическую систему международного разде­ления труда предполагает установление внешней зависимости националь­ных экономик. Любой производственный сбой в одной из стран неизбеж­но приводит к кризису связанного с ним производства в другой. Уровень влияния транснациональных корпораций делает возможным инициирова­ние экономического кризиса едва ли не в любой точке планеты. Поэтому специализация «мир-экономик», приносящая, казалось бы, определенные дивиденды, существенно снижает уровень национальной безопасности.

Так, порогом продовольственной безопасности страны считается 40%-ный уровень потребления импортных товаров в общем пищевом рационе. Рос­сийская Федерация уже переступила эту черту. Ее зависимость от импортно­го продовольствия составляет в настоящее время 55%, а по мясу — до 60%87.

Исторически Россия позиционировалась как мировая продовольствен­ная житница. Парадокс ее современного экономического состояния заклю­чается в крайне высокой доле продовольствия и напитков в структуре им­портируемых товаров. Она опережает по этому показателю другие страны «Большой восьмерки», продовольственная база которых, за исключением США, значительно уже российской (Россия — 17,3%; Япония — 10,3; Ита­лия — 8,2; Великобритания — 8,1; Франция — 7,6; Германия — 6,6; Канада — 5,6; США — 4,4%). Это означает неоправданность закупок значительной ча­сти продовольственных товаров за рубежом, тогда как они могли бы быть приобретены и у отечественного производителя. Искусственное установле­ние зависимости от внешних поставок актуализирует проблему безопасно­сти государства.

Долларовая ловушка 

Вне исследовательского внимания в историографии распада СССР оказа­лась тематика трансформации мировой финансовой системы. Между тем пе­реход к Кингстонской системе организации финансов не мог не сказаться на глобальном соперничестве сверхдержав. Финансовые ресурсы играли в этой борьбе не последнюю роль. Именно в истощении этого компонента ресурс­ной базы обнаруживают многие исследователи причину поражения СССР в «холодной войне». Чуть более десяти лет отделяли Кингстон от обвала со­ветской государственности. Взаимосвязь перехода к Кингстонской системе с финансовым истощением Советского Союза находится в режиме жесткой причинно-следственной зависимости. Смысл отказа от модели золотого обе­спечения валют определялся не столько задачами финансовой безопасности (реакция на выходку Ш. де Голля, потребовавшего одномоментного обнали­чивания золотом колоссальной долларовой массы), сколько установкой на создание механизма глобальной экспансии.

Если ранее деньги должны были соотноситься с имеющимся у страны запасом драгметаллов, то теперь эмиссия тех же долларов могла иметь лю­бой масштаб. Причем масштаб определялся не мощью реальной экономи­ки, а ее имиджем. Имиджевые же параметры, как известно, формируются пропагандистским способом, т. е. опять-таки средствами несилового воз­действия. Американский печатный станок был включен после Кингстона на полную мощь. Одновременно многократно увеличила свои обороты пропа­гандистская система США.

В то же самое время руководство СССР, скованное навязанными стереотипами об угрозах инфляции, от эмиссионных механизмов долгое время воз­держивалось. Вместо пропаганды успешности советской экономики была затеяна кампания самокритики. Ежедневно по экранам центрального телеви­дения транслировалась программа «Прожектор перестройки», разоблачавшая системные пороки государства, снижая в итоге рейтинг его инвестиционной привлекательности, а соответственно, и прочность позиций рубля. Действия СССР в решающей стадии «холодной войны» оказались прямо противопо­ложны действиям США. В итоге американцы попросту «задавили» своих противников в финансовом и пропагандистском отношении.

Ловушка страновой недиверсифицированности внешней торговли

С началом Первой мировой войны обнаружилось, что в значительной степени экономика России зависела от поставки германских промышлен­ных товаров, включая ряд элементов, необходимых в производстве вооружения. Отсутствие страновой диверсифицированности внешнеторговых связей стоило Российской империи кризиса военных поставок, обернувше­гося провалом на фронтах в 1915 г. При рассмотрении динамики долевого представительства стран во внешней торговле России в предвоенный пери­од создается впечатление, что она готовилась воевать не с Германией, а со своим союзником по Антанте — Великобританией. Английская компонента торговли резко сокращалась, а германская столь же стремительно возрастала.

Второй раз на грабли недиверсифицированности внешней торговли на­ступило руководство СССР, существенно расширив в 1940 г. долю внешнего товарооборота исключительно с одним торговым партнером, каковым, по иронии истории, вновь выступил будущий противник в войне — Германия. Правда, в отличие от начала XX в., экспорт существенно превалировал над импортом. Советский Союз вывез в Германию в 1940 г. товаров общим объ­емом на 556 млн руб., тогда как ввоз составил только 214 млн руб. Активные торговые поставки продолжались вплоть до 22 июня 1941 г. Находящиеся в германских торговых гаванях советские суда были захвачены в первый же день войны. По существу, СССР своей непродуманной торговой политикой обеспечивал топливно-сырьевую основу функционирования в грядущем конфликте военной машины вермахта.


Принцип страновой диверсифицированности внешнеторговой поли­тики должен быть учтен и современным руководством РФ. Однозначная ставка на ЕС во внешнеторговом балансе чревата для России угрозой национальной безопасности. Изменение условий и путей энергопоставок в Европу, о чем уже сейчас говорят многие европейские лидеры, способно по­вергнуть всю российскую экономику в состояние коллапса.

Ловушка товарной недиверсифицированности внешней торговли

Другой трагический урок руководство России могло бы извлечь из опы­та структурной недиверсифицированности экспортных поставок. Дважды в истории страны — в первый раз с Российской империей, во второй — с СССР она оборачивалась весомым фактором распада государственности.

Первый раз в стратегическую ловушку сырьевой переэкспортизации Россия попала еще в начале XX столетия. Возникла иллюзия возможности эффективного развития преимущественно за счет добычи и продажи сырья. Этим принципиально экономическая модель эпохи правления Николая II отличалась от системы национальной экономики периода царствования Александра III. Для того чтобы убедиться в произошедшей трансформации достаточно сравнить показатели развития различных отраслей промыш­ленного производства в России по отношению к уровню США. Показательно, что динамика роста отмечалась по всем сырьевым направле­ниям, тогда как для обрабатывающих отраслей был характерен вектор усу­губляющегося отставания.

Операцию насаживания России на «нефтяную иглу» нельзя считать исторически беспрецедентной. Нечто подобное было проделано несколь­ко ранее с Российской империей. Только «игла» была тогда не «нефтяная», а «хлебная». Как недиверсифицированность экспорта при падении цен на нефть в середине 1980-х гг. стоила СССР государственного существования, так зависимость от хлебного вывоза явилась одним из важных, хотя и не­учтенных в исследованиях историков, факторов коллапса российской им­перской государственности в начале XX в.

Хлебная доминанта российского экспорта, составлявшая — по данным за 1898 г. — 42,6%, сопровождалась и страновой монополизацией российского внешнеторгового обмена. Число постоянных торговых партнеров России было сравнительно невелико. Около 80% российских экспортных поставок приходилось на восемь европейских стран. При этом доля Великобритании и Германии составляла почти половину всего вывоза хлеба из России. Такая привязка к ограниченному кругу торговых партнеров ставила Российскую империю в зависимое положение от конъюнктуры хлебного рынка. Измене­ния импортного курса Лондона и Берлина (переориентация на иные рыноч­ные зоны) было достаточно для приведения экономики России к кризисно­му состоянию. Абсурд сложившейся ситуации заключался в том, что тренд объема экспорта хлеба шел по восходящей линии, а цена — по нисходящей. Тем не менее, несмотря на очевидные стоимостные потери, Россия не могла расстаться с искусственно сконструированным образом главной зерновой житницы мира.

Сценарий в скором времени повторился. Доля сырья в советских экспортных поставках долгое время не превышала порогового значения зави­симости от них национальной экономики в целом. Провокационную роль для СССР сыграл мировой экономический кризис начала 1970-х гг., связан­ный с резким удорожанием нефти и нефтепродуктов. Возник соблазн обес­печения дальнейшего материального роста посредством нефтедолларовых вливаний. Страна оказалась посажена на «нефтяную иглу». Ослабевает вни­мание государства к передовым инновационным разработкам, обеспечив­шим СССР в предыдущую эпоху передовые позиции в развитии. Послед­ствием даровых денег в духовном отношении явилась коррозия трудовой морали. Труд подменялся трудовой имитацией. Между тем доля сырья и энергоресурсов превысила к середине 1980-х гг. половину всего советско­го экспорта, поставив экономику страны в прямую зависимость от данной внешнеторговой составляющей. И тут-то и грянул нефтяной кризис.


Цена на нефть — как пишут теперь, по договоренности между США и Саудовской Аравией — резко скатилась вниз. Включенный в провозгла­шенное М.С. Горбачевым системное реформирование СССР без традици­онного притока нефтедолларов оказался финансово истощен и рухнул, не в последнюю очередь, из-за непосильного экономического бремени. Сырье­вая составляющая в экспорте Российской Федерации была первоначально существенно ниже позднесоветского уровня. Однако под влиянием нового небывалого по продолжительности повышения цен на нефть страна с конца 1990-х гг. вновь стала стремительно взбираться на «нефтяную горку». Зна­чительно превзойдены максимальные отметки доли сырья и энергоресур­сов в экспорте СССР. Вопрос, по сути, заключался в том, сколько времени необходимо для повторения операции сбрасывания цен на нефть, а соот­ветственно с ним — о долгосрочности существования современной россий­ской государственности.

Оппоненты возражали: сегодня операция по сбросу цен на углеводородное сырье технологически невозможна. Однако кризисный 2008 г. сделал наши прогнозы реальностью. Цены на российскую нефть устремились к ее себестоимости. Новая постановка вопроса о будущем экономи­ки России состоит теперь в долгосрочности поддержания данной ценовой конъюнктуры.

Нобелевский лауреат В.В. Леонтьев, оценивая эффективность совет­ской системы управления экономикой в 1930-е гг., отмечал, что «совет­ские руководители не нуждались в экономистах, потому что сами были экономистами». Действительно, индустриальный прорыв в СССР уда­лось во многом организовать за счет эффективного использования сравнительно ограниченных финансовых ресурсов. Для того что происходило в хрущевско-брежневские времена, другого определения, чем растранжи­ривание золотого запаса — трудно подобрать. Расходование финансовых ресурсов возрастало, а темпы экономического роста только замедлялись. Российская империя имела к началу Первой мировой войны золотой запас в 1338 т. К концу сталинского правления в 1953 г. он возрос до 2050 т. Это был второй, после американского, золотой запас мира. Такой масштаб нако­пления особенно удивителен с учетом того обстоятельства, что государство было вынуждено тратить огромные ресурсы на восстановление разрушен­ного войной хозяйства. Однако к 1985 г. объем находившегося в распоря­жении СССР золота сократился до 719,5 т, снизившись, таким образом, в 2,8 раза. За пореформенный период динамика нецелевого расходования зо­лотого запаса России еще более возросла. За последние несколько лет золотой запас несколь­ко вырос, но не настолько, чтобы выглядеть конкурентным по отношению к ведущим национальным экономикам мира — американской, китайской, японской, германской. Даже в абсолютном значении резервы монетарного золота в России ниже, чем в ряде несопоставимых с ней ни территориально, ни по численности населения европейских стран — Германии (в 8,9 раза), Франции (в 7,7 раза), Италии (в 6,3 раза), Швейцарии (в 3,5 раза), Нидер­ландов (в 2 раза), Испании (в 1,4 раза), Португалии (в 1,2 раза). В среднеду­шевом же выражении золотой запас на отдельно взятого россиянина (менее 30 мг) вообще представляет по отношению к жителям Европы мизерную величину.

«Золотой дождь» нефтяного экспорта последних лет не привел, таким об­разом, к увеличению резерва реального золота. Вместо этого Правительство РФ избрало весьма странную стратегию накопления «бумажной» денежной массы в виде валюты иностранных государств. Целенаправленный курс на увеличение резервных активов находится в явном диссонансе к динамике колебаний государственных запасов монетарного золота. В настоящее вре­мя органы денежно-кредитного регулирования России скопили в своих ру­ках валютных («бумажных») резервов больше, чем в любой стране Запада, включая США и страну банкиров Швейцарию.

Почему же американцы не нуждаются в стабилизационных запасах де­нежной массы такого же масштаба как РФ? В истории США, как известно, тоже были финансовые потрясения. Однако на Западе хорошо осознали, что деньги должны работать. Их не хранят в кадушке (ее современное назва­ние — Стабилизационный фонд), а вкладывают в экономическое развитие. Еще в XVII в. Ф. Бэкон, по праву считающийся одним из главных идеологов утверждения модели общества нового времени, предупреждал: «Если день­ги не служат тебе, они станут господствовать над тобой». «Трать на один пенс меньше, чем зарабатываешь» — так звучал императив экономического человека, выдвинутый Б. Франклином.

Одним из важных археологических компонентов реконструкции ан­тичного и средневекового обществ являются клады, география которых распространялась, по сути, на всю эйкумену. Однако с переходом к ново­му времени феномен кладоположения исчезает. Его исчезновение опреде­лялось утверждением принципиально иной модели экономики, в которой богатство утрачивало свое статичное состояние. Оно достигалось теперь не путем хранения сокровищ, а путем вложения капитала. Переход от бреттон-вудской к кингстонской системе подвел окончательную черту данной транс­формации. Однако синдром кладополагателей иногда еще сублимируется в сознании современного человека. Парадигмой архаического мышления можно, вероятно, объяснить и специфику финансовой политики в россий­ской экономике.

Впрочем, по пути резервирования валюты пошла не только Россия. Круп­нейшим резервом немонетарных активов в современном мире располагает Япония. Ее «стабилизационный фонд» в 6,9 раза превосходит российский. Однако японский пример может как раз явиться иллюстрацией негатив­ных последствий такого курса. По мере возрастания объемов финансовых средств, выведенных из экономики Японии, снижалась и динамика роста валового внутреннего продукта. Когда-то наиболее динамичная экономиче­ская система мира превратилась в наиболее стагнирующую105.

Российский министр экономики Г. Греф объяснял в свое время страннос­ти российской финансовой политики следующим образом: «У стабилизаци­онного фонда есть две функции. Первая функция очень малопонятна — это функция стерилизации избыточных денег». «Верно сказано, — комменти­рует это заявление министра политолог С.Г. Кара-Мурза, — функция мало­понятна. Стерилизовать деньги — как бродячих собак. Да это все равно, что плюнуть на могилу великого философа рыночной экономики Франклина, который завещал потомкам: "Помните, что деньги по своей природе плодоносны!" Да, у американцев плодоносны, у них избыточных денег не бывает, а русские обязаны свои деньги стерилизовать — чтобы не плодоносили».

«Когда в экономику приходит большая масса денег, не обеспеченных то­варами, — раскрывает свою концепцию глава МЭРТ, — то они либо долж­ны изыматься из экономики и не тратиться внутри страны или будет очень высокая инфляция, ну в полтора раза выше, чем сейчас, а это прямое влия­ние на инвестиционный климат имеет отрицательное влияние. И мы эти­ми деньгами ничего не сможем решить, кроме как очень быстро потратить их... Все экономисты, профессиональные экономисты, утверждают в один голос — стабилизационный фонд нужно инвестировать вне пределов стра­ны (!!!) для того, чтобы сохранить макроэкономическую стабильность вну­три страны. Как это не парадоксально, инвестируя туда, мы больше на этом зарабатываем. Не в страну! Это первое. Вторая функция стабилизационно­го фонда — это вот сундук на черный день. Но этот черный день не будет таким черным, что случится какой-то коллапс».

«Вдумайтесь в логику, — продолжает свои комментарии С.Г. Кара-Мурза, — если у нас завелись деньги, то инвестировать их внутри страны ни в коем случае нельзя, потому что это испортит инвестиционный кли­мат, и у нас будет мало инвестиций... Что за чертовщина! Если инвестиции «в страну» вредны, то зачем же нам этот инвестиционный климат? Он же нас совсем погубит. А если правительство ради этого климата старается, то почему же его «профессиональные экономисты» утверждают в один голос, что деньги «нужно инвестировать вне пределов страны»? Ведь это сразу спугнет всех инвесторов. Ну какой дурак будет вкладывать деньги в России, если сам министр экономического развития предупреждает: «Не в страну!».

Сдерживающим фактором будущего экономического развития любой из хозяйственных систем является внешний долг. За кредиты, взятые сегод­ня, в будущем расплачиваются следующие поколения. Причем платят они, учитывая проценты, больше той суммы, которая была получена по креди­тованию. Долг современной России далеко не самый большой в мире. Для государств европейского континента он вообще один из наименьших. Та­кое положение должно, на первый взгляд, вселять оптимизм. Однако на­стораживающим фактом в контексте рассмотрения государственной эко­номической политики является тенденция его роста. Российское государство частично погасило лишь собственные долговые обязательства, тогда как для экономики в целом они по-прежнему возрастают. Между тем задача сокращения внешнего долга должна быть адресована не только орга­нам государственного управления, но ко всей хозяйственной системе стра­ны, включая и частный бизнес. Парадоксально, что возрастающая долговая динамика происходила на фоне нефтедолларового дождя, хлынувшего в экономику России.


Зачем занимать деньги за рубежом, если они имеются у собственного государства? Зачем поддерживать в этой ситуации высокую процентную ставку банковского кредита? Сам факт возрастания совокупного внешнего долга опровергает, кстати говоря, официальный постулат о стерилизации в Стабилизационном фонде лишних денег. Если хозяйствующие субъекты экономики России обращаются за получением кредитов за рубеж, то, следо­вательно, ни о какой избыточности денежной массы не может быть и речи. Напротив, экономика России недофинансируема, и это недофинансирова­ние имеет искусственное происхождение110.

Особенно впечатляет рост внешнего долга хозяйствующих субъектов. За три «успешных» для экономики России годы (2003-2005 гг.) их долговые обязательства перед иностранными кредиторами возросли в 2,3 раза. Если еще в 2003 г. долевое значение долга хозяйствующих субъектов в общей структуре долга страны составляло 29,7%, то уже в 2005 г. — 48,8%111.

Ловушка «сервисного общества»

Традиционное трехсекторное деление экономики существенно редуци­рует реальную хозяйственную инфраструктуру. Сервис, как сфера услуг, структурно неоднороден. В него, как в третий сектор экономики, входят столь функционально различные компоненты, как, к примеру, торговля и наука. Нельзя сказать, что в СССР третичная секторальная группа была в неразвитом состоянии. Как и западные страны, Советский Союз находил­ся в 1980-е гг. в состоянии перехода к постиндустриальной системе. Удель­ный вес населения, занятого в непроизводственной сфере, соотносился с экономическим распределением в ведущих государствах Запада (СССР в 1986 г. — 26%, США — 31, Великобритания — 37, Франция — 23, ФРГ — 28, Япония — 21%). Диспаритет по отношению к ним обнаруживался только по одному индикатору сферы, включающей в себя торговлю, финансовую дея­тельность, весь спектр бытового обслуживания в его узкопрофессиональ­ном значении (СССР — 5%, США — 31, Великобритания — 21, Франция — 28, ФРГ — 21, Япония — 29%)112.

110 111 112


Структурная специфика занятости населения стран «золотого милли­арда» объяснялась их геоэкономическим положением. Установившаяся в рамках капиталистической международной системы модель странового разделения труда предполагала преимущественное размещение финансово-сервисного сектора в неометрополиях, а промышленно-производственного и аграрного — в третьем мире. В этом смысле ориентир «сервисного об­щества» являлся для России одной из стратегических ловушек. Возросшее значение направления сервиса явилось оборотной стороной структурного свертывания сфер промышленности и строительства, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи. О том, что произошедшая трансформация не имеет ничего общего с постиндустриальным переходом, свидетельству­ет сокращение долевого значения в народном хозяйстве непроизводствен­ной сферы, включающей управленческие, социальные и социокультурные направления деятельности. Состояние компонентов третичного сектора экономики оказалось, таким образом, в разнонаправленной динамике раз­вития. Можно констатировать пришедшийся на годы реформ надлом в тен­денциях секторального распределения населения. Из этого можно сделать вывод об их противоестественности.

Об угрозах, содержащихся в провозглашенной перспективе построе­ния общества «сервисного типа», говорят сегодня многие эксперты. Но еще в 1971 г. Л. Ларуш предостерегал, что попытки отказа от Бреттон-Вудской системы и отрыв валют от золотого эквивалента может привести к не­контролируемому росту фиктивного капитала, который в конечном итоге способен похоронить под собой реальные экономические сектора («физи­ческую экономику»). Показатели диспропорционального развития в по­следние десятилетия сферы сервиса, охватившей в США около 80% эконо­мически занятого населения, скрывают угрожающий рост спекулятивных, непроизводственных ниш.


«Сервисная революция» явилась прямым следствием «деиндустриализа­ции» западной экономики, перемещения товарного производства в страны третьего мира. При реализации сценария глобального политического по­трясения, актуализации противоречий «постиндустриального общества» с реальными производителями материальных благ, сложившаяся система международного разделения труда грозит для сервисного Запада, оставше­гося без собственной промышленной базы, большими проблемами. В силу этого, он будет стремиться поддерживать модель виртуальной экономики. Только при ее сохранении сложившаяся де-факто модель эксплуатации За­падом остального мира будет сохранена. Вопрос, таким образом, сводится к вечным категориям конфликта лжи и правды. Интерес Запада сегодня — это репродуцирование системы глобального обмана; интерес остального мира — восстановление правды реального труда.

Ориентиром для России в этом отношении мог бы послужить современный опыт экономического развития Китайской Народной Республики. Предсказывается, что китайская экономика обгонит в ближайшее десяти­летие американскую. В действительности, она ее уже обогнала. 83% в струк­туре валового продукта в США составляют услуги — сектор условного производства, фиктивного капитала и фантомных величин. При обоюдном вычете ВВП, связанного со сферой сервиса, Китай окажется выше в миро­вой экономической иерархии, чем Соединенные Штаты.

На сервисную деформацию показателей ВВП неоднократно обращалось внимание многими ведущими экономистами мира. Сфера услуг играет су­щественную роль в доминировании показателей валового внутреннего про­дукта стран Запада, включая Японию.


Тренд возрастания доли услуг в секторальной дифференциации харак­терен для всего западного мира. В этом направлении структурно развива­ется и экономика России. Крайнюю настороженность вызывают «бешеные темпы» ее сервисизации. С 34% в середине 1990-х гг. доля сервиса в российской экономике возросла к началу 2000-х гг. до 57%. Стремительность такой реструктуризации беспрецедентна. Для сравнения: за то же самое время, когда сервис в России увеличился на 23%, в странах Запада только на 2-4%. По уровню сервисизации РФ подошла вплотную к нижнему уровню западноевропейских стран (превзойдя, к примеру, показатели доли услуг в экономике Португалии — 56%). Однако правильность избранного вектора реструктуризации и снижение долевого значения традиционных для Рос­сии хозяйственных отраслей вызывает сомнение.

Феномен «сервисного общества» не носит универсального характера. Он географически локализован в рамках стран, принадлежащих к мировой «золотомиллиардной» элите. Рост сферы сервиса на Западе коррелирует с его «деиндустриализацией». Спецификой современного развития международ­ной экономики является перенос инфраструктур производящего хозяйства в страны третьго мира. Существующий уровень заработной платы азиат­ских и латиноамериканских рабочих делает более выгодным размещение индустриального производства в Азии или Латинской Америке, нежели в Северной Америке или Европе. Издержки, достигаемые посредством сэко­номленной части оплаты труда, оказываются при таком перемещении су­щественно ниже. В результате реальное товарное производство на Западе стремительно сокращается, приближаясь в перспективе к нулевой отметке. Парадигма современной экспортной реструктуризации промышленности не распространяется лишь на уникальные технологии — как, например, по-прежнему производимую в географических пределах США американскую аэрокосмическую продукцию. Стандартные же, не составляющие эксклюзив конвейерного производства товары более выгодно производить не в Нью-Йорке, а, скажем, в Куала-Лумпуре, где и осуществляется в настоящее время выпуск едва ли не половины реализуемых на мировом рынке микросхем. Высвобождаемые из сферы товарного производства западные индустриаль­ные рабочие переквалифицируются в работников непроизводственных от­раслей.

Таким образом, бурное развитие на Западе сервисной инфраструк­туры есть прямое следствие его деиндустриализации. Высокий уровень развития сервиса на Западе основывается, таким образом, на эксплуатации всего мира, что России недоступно. Поэтому само по себе апеллирование к западной системе сферы услуг применительно к России бесперспективно и ведет к ее реальной деиндустриализации.


В.И. Якунин, В.Э. Бандасарян, С.С. Сулакшин "Новые технологии борьбы с российской государственностью"


0.066231966018677