Царьков Ю.
1. Беларусь и Россия – изменения во взаимоотношениях. 12 февраля 2004 года на расширенном заседании Правительства Республики Беларусь Президент Александр Лукашенко обронил фразу, которая может подтолкнуть нас к пониманию действительного смысла происходивших на протяжении последних шести месяцев событий в сфере отношений Беларуси и России. Обращаясь к министру экономики и говоря о недопустимости роста цен на основные группы потребительских товаров, Президент заявил:
«если мы не сможем справиться с этой ситуацией, а вы знаете, что нам помогут с ней не справиться, и с запада, и также вы знаете, с востока, мы не удержим страну».
Несколько ранее, 17 декабря 2003 года Министр иностранных дел С.Н.Мартынов заявил:
«внешняя политика с одним вектором – это птица с одним крылом».
В свете имевших место в последнее время событий в отношениях между Беларусью и Россией, эти слова надо понимать однозначно: курс, реализуемый администрацией В.Путина, не совместим с представлениями белорусской стороны о той России, в интеграции с которой мы можем и хотим идти до конца.
В сфере российско-белорусских отношений было сделано, к сожалению, немало ошибок. В стремлении к объединению стороны не учитывали объективных трудностей, стоящих на пути интеграции: прежде всего, трудностей, связанных с синхронизацией развития экономического пространства двух государств. Можно предположить, что эти ошибки были результатом большого желания поскорей начать восстанавливать единое государство на постсоветском пространстве, что, безусловно, соответствует истинным интересам сторон.
Однако – не будем наивны. Попробуем разобраться, приносила ли такая поспешность и неосмотрительность выгоды, и если да, то кому.
Для начала вспомним, по каким поводам возникали конфликты между сторонами. Их три: вопрос о единой валюте, вопрос о конституционном акте, «газовый» вопрос (отдельно мы его трогать не будем).
Сейчас уже для всех стал очевидным тот факт, что смена схемы интеграции «Союз государств» на схему «Союзное государство» была, мягко говоря, поспешной. Здесь не просто упомянутая выше проблема синхронизации экономического пространства. Здесь – принципиальные расхождения в основополагающих принципах внутренней, в том числе и экономической, политики. Беларусь, ведущая отчаянную борьбу за существование, быстро, за четыре года реформ, поняла истинную цену либерализации и решительно ушла с этого губительного пути. С тех пор, несмотря на сверхсложные условия (отсутствие почти всех видов минеральных ресурсов в стране, вынужденная высокая степень открытости экономики, враждебность Запада), страна неуклонно наращивала объемы промышленного производства, стараясь вложить как можно больше в модернизацию, в поддержку науки, удерживая социальную сферу.
С другой стороны, Российская Федерация, уже в лице нового Президента, подтвердила свою приверженность либеральному курсу (со всеми вытекающими отсюда и хорошо известными всем последствиями).
Вот в таких условиях началась интеграция по схеме «Союзное государство».
Белорусское руководство быстро осознало поспешность этого решения, о чем не раз и заявляло (я, побывав на нескольких встречах с министрами и работниками Администрации Президента, на каждой такой встрече слышал о том, что «речь пока что идет и в ближайшем будущем будет идти о Союзе государств»). Однако российская сторона почему-то твердо настаивала на продолжении процесса сближения двух государств именно в рамках новой схемы.
Вот что здесь необходимо отметить: документы, принятые по этим вопросам, были рассчитаны, очевидно, на то, что к моменту исполнения обязательств по этим документам, все необходимые мероприятия (в том числе предусмотренные другими договоренностями) будут успешно проведены. (И когда некоторые аналитики заявляют о том, что, мол, принятые соглашения надо исполнять во что бы то ни стало, то надо напомнить таким товарищам, что противопоставление целесообразности и законности недопустимо: в условиях, когда речь идет о выживании государств (а именно об этом сейчас идет речь для Беларуси и России), то этот принцип, разумеется, должно трактовать в пользу целесообразности).
Но, с другой стороны, все эти документы – это своеобразные громкие декларации (о едином конституционном акте, о единой валюте). В этой связи, настаивая на исполнении обязательств по этим документам, Россия действительно выглядит как принципиальный сторонник интеграции, а Беларусь – как сторона, цепляющаяся за мелочи. Таким образом, не выполняя обязательства по многим другим документам, принятым в рамках интеграционного процесса, Кремль получил мощное орудие давления на Беларусь – упрекая ее в том, что она не идет навстречу российской стороне в самых, как бы, принципиальных вопросах.
Кроме того, что такая авантюристская политика явно подрывает моральную основу сближения Беларуси и России, которое было задумано как деяние добровольное, это еще и дискредитирует белорусское руководство – как перед лицом самих белорусов, так и перед лицом россиян (в то время как Кремль остается, вроде бы, с чистыми руками).
Очевидно, Президент А.Лукашенко и его команда допустили стратегический просчет, идя на подписание соглашений о конституционном акте и о единой валюте в том виде, в котором они были приняты. Но почему этот расчет оказался неверным? Ответ на этот вопрос можно поставить по-другому: по каким причинам Беларусь не желает идти на продолжение интеграции в существующих ныне условиях (ведь, в конце концов, почему бы и не пойти хоть на непоследовательное, но все же – сближение)?
Отвечая на этот вопрос, пришлось бы затронуть огромное количество фактов из экономической и политической жизни Российской Федерации, которые в принципе, известны всем. Но кратко и четко причину эту можно сформулировать так: Россия не преследует свои национальные интересы, следовательно, служит средством к преследованию чьих-то чужих интересов, а Беларусь этого себе позволить не может (в принципе не может этого себе позволить и Россия, но это уже другой вопрос).
Возьмем хотя бы внешнеполитический аспект: за время «патриотического» правления администрации В.Путина Россия сдала столько позиций, сколько она не сдала, пожалуй, и при Ельцине. Демонтаж баз слежения во Вьетнаме и на Кубе;
допущение, под предлогом проведения антитеррористической операции в Афганистане, строительства американских военных баз в Средней Азии;
пассивное поведение в связи с войной в Ираке (при огромных возможностях для маневра, учитывая противоречия в стане Запада);
полная потеря позиций в Грузии;
дальнейшее ослабление позиций на Украине.
Россия потеряла доверие Северной Кореи и Ирана – из-за своих проамериканских устремлений, а новых союзников не приобрела. США строят сейчас четыре базы в Казахстане, уже разместили контингент в Грузии, в Прибалтике, разворачивают базу в Польше. Петля на шее страны затягивается, а руководители продолжают петь песню о сотрудничестве во имя мира и безопасности, о потребности бороться с терроризмом и исламским фундаментализмом (в стране, где значительная часть населения – мусульмане).
Также мы прекрасно знаем и о положении внутри России. Деградация систем жизнеобеспечения, выкачивание уже и так иссякающих топливных ресурсов, разрушение науки и системы образования, подрыв наукоемких производств, «реформа» (лучше сказать – демонтаж) армии – все эти достижения руководства нынешней администрации, так же, как и другие ее достижения, не нуждаются в рекламе. (Сразу надо сказать о провозглашенном и даже реально достигнутом росте ВВП Российской Федерации. Не секрет, что достигается этот рост в основном, благодаря высоким ценам на нефть и на топливные ресурсы в общем.
Так вот, не надо думать, что США вынуждены мириться с таким объективно сложившимися обстоятельствами. Наоборот, существующее положение выгодно штатам. Во-первых, российская нефть почти вся идет в Европу – а именно против Европы направлен главный удар администрации Буша (для этого и понадобился этот подставной клоун – чтобы получилось, что вроде как не США враждуют с Европой, а «свихнувшаяся» администрация Буша). Во-вторых, высокие цены на энергоресурсы укрепляют положение сырьевой олигархии в России – главного врага нашей страны, самого опасного паразитического элемента – таким образом оттягивая момент полного краха существующего режима и увеличивая возможности как наиболее полного истощения потенциала страны. В-третьих, таким образом наносится удар и по Беларуси – а важно ли это для США или нет, об этом будет сказано чуть ниже).
Говорят, что подобный развал отбрасывает Россию лет на 50-100 назад. Это очень оптимистичный взгляд. С точки зрения геополитики, Россия сейчас в семнадцатом веке. Если же рассмотреть все аспекты в совокупности, то можно смело говорить о новой Смуте (со всеми вытекающими из факта значительного усовершенствования с тех времен орудий уничтожения последствиями).
Иначе говоря, Беларуси есть чего опасаться — ведь признаков исправления курса не наблюдается. Поэтому совершенно понятно поведение белорусского руководства: уладить второстепенные аспекты в рамках интеграционного процесса, пока политический климат в России не станет благоприятным для продолжения движения навстречу друг другу.
Остается лишь один вопрос — почему Кремль именно сейчас начал стремиться к подчинению Беларуси? Не слишком ли яростно он преследует свои интересы (особенно в свете того, что происходит в текущем году в рамках «газового» вопроса, о чем отдельно говорить я сейчас не буду), учитывая его безволие на других фронтах?
2. Беларусь и Запад. Ответ на поставленный вопрос можно было найти, как ни странно, в коридорах Палаты Представителей США. Там 5 мая депутаты Хайд, Берман и Лантос внесли на рассмотрение очередной Foreign Relations Authorization Act (FRAA) на 2004 и 2005 фискальные годы – закон об основных направлениях внешней политики США. В нем есть параграф XVI XV, посвященный Беларуси.
Закон ныне уже одобрен Палатой Представителей, поэтому можно по достоинству оценить заботу американских законодателей о белорусском народе (заметив параллельно, как сильно уверен законодатель – в преддверии президентских выборов, на которых нынешняя администрация, скорей всего, потерпит поражение – в том, что внешнеполитический курс не изменится; и еще заметив, что закон этот принимается во исполнение закона Foreign Assistance Act, принятого в рамках доктрины сдерживания в 1961 году – говорите, «холодная» война закончилась?).
Параграф называется «Помощь в развитии демократии, прав человека и верховенства закона в Беларуси». Речь идет о поддержке неправительственных организаций, негосударственных СМИ, оппозиционных политических партий и движений путем их финансирования, трансляции на территории Беларуси американских радио передач, обучения лидеров оппозиции и движения за права человека методам политической борьбы. Средства, привлекаемые в этих целях, не будут ограничены: Президент вправе привлечь любой объем, при условии, что Конгрессу будет дан полный отчет о расходовании средств.
Обратите особое внимание:
средства НЕ ОГРАНИЧЕНЫ. Для борьбы с социалистической Кубой, например, на тот же период выделено 18.000.000$, а для нас – ничего не жалко (мелочь, но приятно). 2003 год также отмечен другим актом заботы «цивилизованных» стран о белорусском народе: в начале года в США и Великобритании были приняты законы, запрещающие инвестировать в экономику Беларуси всем частным компаниям, зарегистрированным в этих странах, а также всем фондам и финансовым организациям, расположенным в этих странах (за исключением средств, выделяемых в порядке гуманитарной помощи, хотя это и так не инвестиции).
Закон (FRAA) прошел слушания в Палате Представителей, был одобрен и сейчас находится в очереди на рассмотрение в Сенате. И вот что забавно – одобрение закона в нижней палате американского парламента по времени примерносовпадает с началом обострения русско-белорусских отношений (тогда еще в связи с вопросом о единой валюте и о конституционном акте – в конце лета 2003 года).
Не делая никаких далеко идущих выводов (которые все же напрашиваются), нужно признать простой факт: Беларусь подвергается одновременному нформационному, политическому и экономическому давлению с запада и с востока.
3. Особенность текущего момента: внутриполитический аспект. В таких тяжелых условиях Беларусь приближается к 2006 году – году окончания второго срока полномочий Президента Александра Лукашенко. Причем подходим к этой дате мы, будучи обществом, в котором накопилось много противоречий.
Так, очевидны успехи экономического развития страны. Рост ВВП, рост объема инвестиций (при том, что США и СК запретили инвестиции в Беларусь) – все это факты известные. Однако при всем этом нужно признать, что темпы роста уровня благосостояния населения не дают возможности говорить о быстро и решительно улучшающемся положении в социальной сфере. Напряженность в обществе сохраняется, поддерживается враждебно настроенными по отношению к Беларуси западными и, увы, российскими СМИ. Не случайно Президент в последние годы выдвинул вопрос о формулировании и пропаганде государственной идеологии как один из важнейших вопросов государственного строительства.
Общественное сознание, как показывает весь ход истории нашей Родины (я говорю о нашей общей – и для Беларуси, и для России – Родине), – самая уязвимая сфера нашего общества.
Теперь же, когда качественно возросли возможности массовой манипуляции сознанием, задача по обеспечению понимания народом своих очевидных, ближайших интересов, становится задачей
сложнейшей, но, в то же время, в высшей степени важной.
Наше общественное сознание расщеплено, поражено большим количеством мифов. Особенно это видно при анализе взгляда обывателя на характер проблем, стоящих перед его страной. В результате атомизации общества создается уникальная ситуация: кроме того, что население не понимает серьезности внешнеполитических вызовов, с которыми сталкивается государство, создается еще и атмосфера эдакого поиска лучшей жизни, характерная для стабильного, мирного и процветающего общества на фоне довольно серьезных трудностей в экономике (в Беларуси) или полной экономической деградации страны (в России), что как нельзя лучше свидетельствует о мозаичности мышления.
В общественном сознании ставится вопрос: жить хорошо или жить плохо?
Действительность же неумолимо ставит совсем другой вопрос: жить хоть как-то или умереть? Но и это еще не все. Ведь вариант «жить хоть как-то», пусть даже при осознании всем обществом потребности работать на реализацию именно этого варианта, осуществить не так просто. В создавшихся условиях для его реализации понадобится обеспечение настоящего прорыва в экономике, науке, геополитике. Этим ситуация принципиально отличается от Смуты. В семнадцатом веке России хватило двадцати лет спокойного, мирного труда для полного восстановления страны. Сейчас, думается, можно говорить о вызове новой индустриализации (возможно, не в прямом смысле – а только в части тех усилий, которых требует исполнение задачи обеспечения выживания нашей страны).
4. Выводы и основы программы действий. Таковы основные черты текущего положения. Сюда можно добавить некоторые «фоновые» явления, которые также необходимо принимать во внимание при выработке стратегии и тактики действий (та же вестернизация и вообще агрессия потребительства и массовой культуры, разрушение традиционных ценностей и институтов, интеллектуальная и нравственная деградация молодежи как результат всего этого и другие «прелести» переходного общества: переходного, судя по всему, от жизни к смерти).
В создавшихся условиях необходимо привлечь внимание к тому, как может рядовой гражданин помочь своему народу, помочь борьбе за правое Дело. Здесь я вижу несколько перспективных направлений.
Во-первых, необходимо принять посильное участие в идеологической работе. Нет сомнения в том, что задача донесения до простых людей сути происходящего – это важнейшая задача в рамках нашей борьбы. Здесь можно использовать доступ к СМИ (в Беларуси для патриотов он свободен, в России с этим сложнее), личные связи, связи через Интернет. Необходимо разъяснять, в чем состоят национальные интересы наших государств, предлагать конкретную альтернативу действиям официальных властей (в России) и конкретное, связанное с простыми фактами жизни обоснование этих действий (в Беларуси). При этом перед белорусскими патриотами задача стоит весьма деликатная: провести работу по разрушению ассоциации между российским руководством (российской олигархией) и русским народом (народами России), чтобы ни в коем случае не допустить русофобских настроений (а оснований для них, думается, сырьевые и прочие магнаты нам еще дадут немало).
С этим связано также второе направление – организационно-идеологическое.
Есть смысл создать сеть организаций, работающих на единой, предельно общей, идеологической основе – рабочие группы (как Группа Q, например) – с целью консолидации усилий при проведении идеологической работы. Важным элементом этого направление является также сотрудничество между патриотическими командами Беларуси, России, Украины, что позволит создавать, по мере роста количества этих групп, своеобразное параллельное общественное мнение и выступать единым фронтом из разных государств (для начала – на информационном пространстве).
В другой – экономической – плоскости многое должно быть ориентировано сейчас на продолжение интеграции Беларуси и России на микроуровне.
Необходимо выискивать производства (компании или просто индивидуальных предпринимателей), имеющие возможность и желающие осуществлять совместные (русско-белорусские) проекты – в самых разнообразных сферах. Для этого поиска также пригодится вышеупомянутая сеть рабочих групп, которые будут собирать и систематизировать полезную в этой сфере информацию. Также можно ориентироваться на научное сообщество: если появляется стоящая новинка, которую не смогут продвинуть в России – можно попробовать сделать это в Беларуси. В общем, путей здесь много, и их обязательно необходимо использовать.
В заключение хотелось бы сказать о том, что читателю из России, наверное, не понравилось в этой статье. Я согласен с ними в том, что Беларусь сегодня – не воплощение идеала справедливого общества; что Беларусь сегодня не занимается специально тем, что защищает русские национальные интересы. Мы, будучи отделенными от русских, должны думать о своей стране, о своих интересах. Но наши истинные интересы напрямую предусматривают восстановление сильной во всех отношениях России. Без такой России мы как самобытное общество погибнем (эх, прав был товарищ Сталин!).
Именно поэтому Беларусь сейчас является самым существенным союзником русского патриотического движения.
Именно поэтому необходимо самым серьезным образом подойти к вопросу о том, как организовать взаимовыгодное сотрудничество между нами. Наши народы не просто братские (в смысле происхождения), наши народы связаны узами единых интересов и единых вызовов. Так давайте потрудимся вместе на благо нашей будущей общей Родины!