Интернет против Телеэкрана, 04.08.2014
Тайны корпорации "Навальный"

Оппозиция, вопреки призывам некоторых противников Владимира Путина, не намерена бойкотировать выборы мэра российской столицы. Об этом, в частности, заявил лидер либералов Алексей Навальный, которого не останавливает даже то, что, по данным фонда «Общественное мнение», на грядущих выборах он не наберет и 6% голосов. Борьба за кресло московского градоначальника для господина Навального – не цель, а всего лишь «генеральный прогон» грядущего участия в выборах Президента страны. Для этого у него впереди пять лет, за которые агитационный механизм должен быть не только отлажен до последней пиаровской шестеренки, но и грандиозным «автопробегом» запущен в массы, причем сбои и поломки в его работе должны быть полностью исключены. Для этого в обслуживании пропагандисткой машины Алексея Навального задействованы не только мощные спонсоры, но и профессиональные политтехнологи, уже продемонстрировавшие свое мастерство на территории Украины и других сопредельных стран.

Лозунги

Алексей Навальный намеревается въехать во власть на щите с лозунгом о борьбе с коррупцией, который, по крайней мере, последние 20 лет всегда находит отзыв у российского избирателя. «Я хочу изменить жизнь в стране. Я хочу изменить систему управления страной. Я хочу сделать так, чтобы 140 млн. человек, которые живут в этой стране и для которых нефть и газ течет из земли, не жили в такой нищете и беспросветном убожестве, а жили нормально. Как европейская страна», - говорит он. (ср. с текстом выступления Президента Украины Виктора Ющенко в Верховной раде 4 февраля 2005 г.: «Я знаю, что в этой стране проблемой номер один является коррупция. И начинается она с головы. Я взяток брать не буду. Я красть не буду»). Даже ритм и конструкция этих фраз свидетельствует о хорошо продуманной риторике, а идея просто обречена на сочувствие со стороны электората: в свое время большинство собравшихся на Майдане поддерживали команду Ющенко и Тимошенко только благодаря надежде, что она положит конец пост-советской клептократии Кучмы. «Навальный, как политтехнолог, знает, что самый эффективный способ распространения информации – это скандал, - замечает член Общественной палаты Георгий Федоров. – Вся его жизнь построена на скандалах и радикальности, так в свое время начинал Жириновский. Это был чисто циничный расчет, чтобы (…) получить пиар, а также отвести внимание от своего уголовного дела». По мнению некоторых политтехнологов, манера общения Навального и его речевой стиль могут нанести существенный вред политсистеме страны, и прежде всего, ее политической культуре: «В данном случае меня беспокоит не честь мундира, а атмосфера развязности, которая формируется в политических кругах, - говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Это вопрос не только стилистический, но и культурный. Перенос «подонковского» стиля общения из Интернета в публичную плоскость может плохо сказаться на развитии политического процесса в стране».

Однако авторитет Владимира Путина в стране еще довольно высок, и оставшееся до выборов время Навальный должен сделать все, чтобы убедить электорат не только в коррумпированности, шаткости и ненадежности существующего режима, но и в том, что эта коррумпированность, шаткость и ненадежность – прямое следствие правления Владимира Путина. Основная сложность здесь для него состоит в том, что Путина поддерживает значительная часть российской олигархии, которая заинтересована, прежде всего, в росте своей прибыли, и как следствие в политической стабильности любой ценой. При этих обстоятельствах Навальный его сторонники, скорее всего, попытаются довести существующий в команде Путина внутренний конфликт до уровня коллапса внешней политической активности, как это было достигнуто во время последней избирательной кампании на Украине, а также напрямую связать коррумпированность российских чиновников с существующей властной системой.

Можно заметить, что «прощупывание» ситуации в этом направлении Навальным уже ведется. Последние несколько месяцев на ресурсах, высказывающих откровенное сочувствие Алексею Навальному (Интернет, телеканал «Дождь», «Новая газета», социальные сети) с настораживающей периодичностью появляется вброс материалов, компрометирующих руководство крупнейших российских государственных компаний. Авторы материалов, основываясь на фактуре с разной степенью достоверности, обвиняют госчиновников в коррупции и неэффективности управления. Можно было бы предположить, что сливом информации занимаются противостоящие друг другу кремлевские группировки; однако при детальном контент-анализе становится ясно, что во всех этих сюжетах, статьях или постах основной акцент делается не на собственно нечистоплотности того или иного госслужащего, а на том, что этот человек является приближенным Путина, ставленником Путина, членом команды Путина. Таким образом, проводимая кампания имеет своей целью не проведение журналистского расследования, а формирование негативного образа Президента и его ближнего окружения. Но если за обработку и вброс этого компромата не платят конкурирующие между собой кремлевские группировки, то значит, оплата производится из другого кошелька.

Средства

Наиболее вероятно, что бюджет Навального в немалой степени сформирован рядом американских фондов, официально декларирующих свою деятельность, как исключительно гуманитарную. Но нельзя не заметить, что деятельность этих организаций сильно активизировалась примерно год назад, что совпало по времени с назначением послом в США в России Майкла Макфола. Это назначение вызвало громкий дипломатический скандал, сутью которого стало то, что на столь важное стратегическое направление для США в качестве посла был назначен человек, который не только не обладает опытом дипломатической работы, но и прославился в качестве экспортера «цветных» революций – прежде всего на Украине. Особо отмечалось, что этот посол не карьерный дипломат и не специалист по России, зато он связан со спецслужбами через Демократический институт международных отношений США (National Democratic Institute for International Affairs, также NDI, NDIFIA), главой которого является не скрывающая своих антипатий к России Мадлен Олбрайт. Сразу после назначения посол первым делом встретился с российской оппозицией, что само по себе является знаковым обстоятельством; а кроме того, Макфол вскоре открыто заявил, что США будет поддерживать лишь общественные организации, стремящиеся к честным выборам.

Непосредственно сразу за этим заявлением в России снова появились эмиссары фонда Сороса и фонда Голдмана – последний известен, в частности, тем, что в середине 90-х его сотрудники выступали активными советниками команды Ельцина-Гайдара-Чубайса проводить в России приватизацию. Еще об одном спонсоре российской демократии, симпатизирующего Навальному – фонде Гугла – известно, что он создавался при непосредственном участии ЦРУ. Западные либеральные ценности отстаивают и другие организации, поддерживающие Навального. Среди них - фонд Генри Форда, руководители которого неоднократно заявляли о необходимости воспитания будущих руководителей стран в духе американской экономической мысли. Фонд на протяжении ряда десятилетий поддерживает оппозиционные движения вражеских режимов. Так, он финансирует Организацию непредставленных народов и наций (ОННН) (UNPO), которая объединяет каренов Бирмы, индейцев Лакота, тутси Руанды, крымских татар, абхазцев, аборигенов Австралии, черкесов, огонисов Нигерии, тибетцев, чеченцев, особенно, близких к президенту Дудаеву.

Фонд Макартуров, фонд поддержки еврейских общин, фонд демократии ООН. Все они, действуя через контролируемые структуры, такие, например, как Центр за честность в обществе (Center for Public Integrity) и Международный консорциум журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists), а также Международный центр по изучению коррупции и оргпреступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project) – не только финансируют проект Навального, но и во многом определяют его кураторов. Так, Национальный фонд демократии через NDI нанял известного в Штатах политтехнолога-консультанта Майкла Мерфи, который работает в тесном сотрудничестве со своей российской коллегой и одновременно главным редактором журнала The New Times, ведущей радиостанции «Эхо Москвы» и членом Общественного Совета Российского еврейского конгресса Евгенией Альбац.

Все эти фонды работали несколькими годами ранее и на Украине, где их сотрудники, несмотря на свои заявления о том, что спонсируют исключительно образовательные культурные программы, не стеснялись вмешиваться во внутренние дела этой страны. Несмотря на разные задачи, которые призваны выполнять эти организации, цель у них, что совершенно очевидно, всегда одна: способствовать сокрушению существующего строя в тех странах, лидеры которых пока еще не приведены к единому политическому знаменателю.

Поддержка с мест

Было бы, конечно, ошибкой полагать, что «болотная» революция в России готовится исключительно на заокеанские средства. Алексей Навальный заранее застраховал себя от обвинений подобного рода, учредив в 2011 году Фонд по борьбе с коррупцией, который финансируется российскими гражданами и объединил проекты Навального «Роспил», «Росямы» (поддержание нормального состояния дорог) и «Росвыборы» (наблюдение за выборами). Таким образом лидеру оппозиции удалось не только заявить о пророссийских целях учрежденных им проектов, но и проложить еще один, вполне легальный, путь, по которому либералы могут получать финансирование уже непосредственно из отечественных источников. В числе добровольных жертвователей Фонда по борьбе с коррупцией оказались уволенный из «Альфа-групп» за свои политические взгляды Владимир Ашурков (вскоре ставший одним из основателей партии «Народный альянс»), владелец британских газет Independent и Evening Standard банкир Александр Лебедев, вице-президент «Росгосстраха» Роман Борисович, партнер УК «Росинвестотель» Кирилл Иртюга, первый заместитель гендиректора ЗАО «Большой город» (бухгалтерские услуги) Артем Любимов, председатель попечительского фонда «Династия» Борис Зимин, президент компании «Авиамаркет» Сергей Филонов, финансисты Павел Просянкин и Сергей Гречишкин и другие состоятельные граждане.

Аккумулированные таким образом зарубежные и российские средства позволяют Алексею Навальному чувствовать себя достаточно уверенно даже при том прессинге, которому подвергается сегодня оппозиция. Он делает достаточно смелые заявления и не скрывает своих политических амбиций, даже не пытаясь сделать вид, что стоит не на проамериканских позициях. Эти взгляды были усвоены Навальным, возможно, еще в 2010 году, во время учебы в Йельском университете, взрастившем, как известно, сразу нескольких лидеров мировых держав, беззаветно преданных идеалам демократии (в университете действует специальная стипендиальная программа, призванная реализовать три основные цели: обеспечить современный информативный тренинг по вопросам глобального управления для потенциальных лидеров, работающих в разных сферах и разных странах, наладить коммуникацию этих лидеров между собой и Йельским университетом и тем самым содействовать процессу его интернационализации). Заметим, что обучение в Йельском университете по программе «Yale World Fellows» Алексея Навального было бы невозможно без письменных рекомендаций Гарри Каспарова и Евгении Альбац. Целью программы, как утверждают ее разработчики, является обучение тех, кто в скором времени может управлять Россией.

Серые кардиналы

Учитывая количество лиц и организаций, заинтересованных в проекте «Навальный», было бы также неверным считать, что сам Навальный является самостоятельной фигурой, вольной хоть сколько-нибудь свободно определять свои дальнейшие шаги. Большей частью Навальный – все-таки «лицо» проекта, транслирующий на электорат информацию, подготовленную целым пулом опытных политтехнологов. Идеологическую и содержательную разработку конечного информпродукта ведет все та же Евгения Альбац с привлечением других, зачастую весьма одиозных, а то и просто обиженных режимом Путина фигур, таких, как Гарри Каспаров, Борис Немцов, его брат Игорь Эйдман и экс-министр финансов Алексей Кудрин.

Важнейшим ресурсом, через которого сторонники проекта «Навальный» стараются донести до электоральной общественности, конечно, является пресса. В последнее время сразу несколько российских СМИ, обозначивших свою антиправительственную позицию, получили зарубежные гранты, что, как в общем-то понятно всем, является ничем иным, как завуалированной формой финансовой поддержки печатного или электронного издания. Но завоевать лояльность СМИ, крайне заинтересованных в информации, которая может поднять стремительно падающий читательский интерес, можно не только, и зачастую даже не столько деньгами. Так, «Международный журналистский консорциум по расследованиям» (ICIJ), собравший в этом году досье на владельцев оффшорных счетов из России, передал эти сведения только трем российским СМИ: газете "Ведомости" (основанной и контролируемой американским издательским домом "Independent Media"), журналу The New Times и «Новой газете» (принадлежит Михаилу Горбачеву и Александру Лебедеву). Интересно, что при этом сам ICIJ финансируется за счет Института «открытое общество» фонда Сороса – парадокс здесь состоит в том, что Джордж Сорос сам спекулирует на мировых финансовых рынках через свой зарегистрированный на Нидерландских Антильских островах частный инвестиционный фонд «Quantum Fund».

Кроме того, «Международный журналистский консорциум» активно сотрудничает в России с такими известными медийными персонами, как Илья Барабанов (КоммерсантЪ, ранее The New Times), получившим журналистскую награду в области журналистики из рук консультанта НАТО Питера Маклера, автора книги «Сломать Ось Зла: Как к 2025 году устранить от власти последних диктаторов». В этом довольно интересном труде Маклер довольно подробно описывает 25 условий, выполнение которых обеспечит успешное и «малозатратное» свержение неугодных США политических режимов. Среди этих условий - «проталкивание» в ООН, Европейском Союзе, ОБСЕ, ПАСЕ и других международных организациях резолюций, осуждающих «нарушения прав человека», «наступления на свободу прессы» и т.п. в стране, где планируется «демократическая революция», подготовка (тренинг) оппозиционных групп и организаций «гражданского общества» к проведению уличных «ненасильственных» акций, создание психологической атмосферы внутри страны, парализующей способность сторонников существующей власти к сопротивлению. Не отвергая в принципе неоконсервативную концепцию мировой демократической революции, Палмер предлагает совершать ее не вооруженным путем, не высадкой морской пехоты и даже не путчем а-ля Пиночет, а абсолютно «мирнымии ненасильственными» методами. А главное — дешевым и почти «безболезненным» для США способом: «руками» местных «неправительственных организаций», созданных из лиц, придерживающихся либеральных и прозападных убеждений.

В качестве иных конечных исполнителей и трансляторов в кампании Навального задействованы журналисты Роман Анин (Новая газета), Роман Шлейнов (Ведомости), Алина Черноиванова (ИТАР-ТАСС) и др. Отличительной особенностью всех их является то, что каждый из этих журналистов хорошо известен пользователям российских и международных социальных сетей, ведет собственные блоги и страницы (кстати, владелец агентства «Социальные сети» Денис Терехов тоже был подключен к участию в проекте). Нельзя также не отметить, что все эти журналисты проходили обучение по тем или иным программам, поддерживаемым или спонсируемым американскими фондами, а также получали международные журналистские премии.

Не исключено, впрочем, что, по древней российской традиции, задействованные в проекте журналисты и политтехнологи используют предоставленные им информационные площадки для того, чтобы выполнять и «левые» заказы. Речь, прежде всего, идет о заказных материалах не столько политического, сколько экономического характера, подготовка и размещение которых оплачивается отдельными российскими бизнес-структурами и отнюдь не в кассу проекта. Учитывая эту возможность, далеко не каждый «наезд» в указанных СМИ на того или иного коммерсанта стоит рассматривать как часть выстраиваемой агитационной компании Алексея Навального.

Таким образом, кампанию Навального можно назвать не только хорошо и гарантированно обеспеченным, но и детально продуманным проектом. Агитационная машина российской оппозиции, отправившая в непростой пятилетний «крестовый поход» за властью, имеет на борту все необходимое для того, чтобы к границе 2018 года подойти во всеоружии. При этом, конечно, разработчиками и идеологами кампании будут учтены ошибки, допущенные при провале «померанчевой» и прочих цветных революций. «Американцы не скрывают свое участие в этих революциях, - считает известный российский политолог, доктор философских наук Сергей Лебедев. - Только раньше американцы нанимали дюжину полковников, которые устраивали подобные перевороты в банановых республиках, а сейчас революции совершаются другим способом. В наших атомизированных городах в атомизированном обществе всегда можно найти достаточно большое количество людей, которых очень просто можно согнать на «Майдан». Так что это не настоящие революции, а обычные государственные перевороты, которые ничем не отличаются от верхушечных переворотов в банановых республиках. Настоящая революция - это всегда антисистема, которая выходит из глухой оппозиции, а революции на постсоветском пространстве - это восстания миллионеров против миллиардеров, разборка внутри элиты и сведение личных счетов».

 

По материалам издания “Трибуна”

http://www.apn.ru/opinions/print29867.htm


0.06121301651001