Развернувшееся в течении 15 – 21 ноября 2004 года обсуждение планов российского политического истеблишмента отдать Японии Южнокурильские острова (Шикотан и гряду Хабомаи), стало Событием этой недели.
Напомним: за несколько дней до этого, глава российского МИДа С. Лавров в одной из популярных телепередач заявил, что «Москва готова передать Японии два из четырёх спорных Курильских островов». Позднее в своём телевизионном выступлении президент Путин в сдержанной форме одобрил такую «позицию» МИДа РФ, похвалив Лаврова.
Объяснения, что это делается ради «подписания мирного договора с Японией», с которой Россия де-факто находится сегодня в состоянии войны, являются второстепенной и малозначимой деталью. Самое главное озвучено: властная элита РФ обсуждает принципиальную возможность сдачи российской территории другому государству. Территории, полученной в результате Великой Победы во Второй мировой войне.
Происходящее вызывает, как ни парадоксально, не так много вопросов, как можно было бы ожидать. Скорее наоборот – много вопросов снимается и ситуация становится максимально прозрачной и понятной.
Первое, что очевидно: никакой разумный человек не отдаст нечто стоящего за пустые обещания. Если уж говорить о том, что Россия «получает» от сдачи территорий, то следует понять: «мирный договор», вернее, его отсутствие, не является серьёзным препятствием для инвестиций. Если выгодно – будут инвестировать и без договора (в СССР Япония инвестировала немало, т. к. это было ей выгодно). Следовательно, «подписание мирного договора» является отговоркой, призванной хоть как-то легитимизировать антигосударственное по сути своей деяние.
Что касается «инвестиций», то, раз уж речь зашла о фактической ПРОДАЖЕ РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ, имеет смысл сначала эти инвестиции получить. Ведь гарантии, что, отдав острова, Россия инвестиции всё же получит, нет*. Да и не лучше ли вместо чужих «инвестиций» потратить на развитие своих территорий лежащий мёртвым грузом в ожидании, когда его чиновники «освоят», стабилизационный фонд?
А теряет Россия, отдав Курилы (понятно, что на двух островах Япония не успокоится, а будет продолжать свои действия до получения всех «спорных территорий»), немало. Только запасы углеводородов на континентальном шельфе оцениваются в 1,6 млрд. т. условного топлива. Ресурсы золота на островах оцениваются в 1867 т., серебра — в 9284 т., титана — в 39,7 млн. т., железа — в 273 млн. т. Имеются парогидротермы, залежи полиметаллических руд, 117 млн. т. серы. На Итурупе ежегодный вынос с газами редкого металла рения (который дороже золота) составляет 36 т., что соответствует его годовому мировому потреблению. Оценочная стоимость полезных ископаемых всех островов — $45,8 млрд. Однако основная ценность островов Хабомаи и Шикотан заключена в биоресурсах. В районе этих островов возможен ежегодный вылов 800 тыс. т. морепродуктов, что дало бы бюджету до $2 млрд. доходов.
И всё это, что не осваивается исключительно из-за неумной монетаристской экономической политики власти, планируется отдать всего лишь за обещания и мало что означающие, как мы убедились, «договора».
Второе.
Важно помнить, что «Декларация 1956 года», на которую ссылаются сторонники сдачи российской территории, являлась фактическим нарушением действовавшей Конституции РСФСР и волюнтаристски-силовым деянием хрущёвской группировки, отчаянно нуждавшейся на тот момент (из-за протаскивания политики «ХХ съезда и разоблачения «культа личности») в международной поддержке. Если современная российская властная элита начинает оправдывать свои действия, апеллируя к противозаконным актам – это исчерпывающе её характеризует как продолжателя дела Февраля 17-го года и Хрущёва .
Кроме того, имеет смысл помнить, что, в период между окончанием оккупации Японией (в ходе интервенции периода Гражданской войны в России) северного Сахалина в 1925 году и восстановлением российского (советского) суверенитета над южным Сахалином в 1945 году, Япония игнорировала предложения Советской России о возврате Южного Сахалина. Аргументация японцев была совершенно разумной: эта территория была вами утрачена в ходе войны и теперь права на неё принадлежат нам.
Таким образом, утверждения «российских» сторонников сдачи нашей территории, что, дескать, мы острова захватили – а теперь, как «цивилизованная страна», должны их вернуть назад, разбиваются недавними действиями самой Японии. Если они так могли поступать с нами – почему мы обязаны поступать с ними иначе?
То есть, очевидно: все аргументы в пользу сдачи наших островов явно «притянуты за уши». России потеря этих территорий не выгодна – и сторонники этой акции идут на любые возможные ухищрения, лишь бы как-то оправдать свои действия.
И, наконец, третье.
Властная элита, лоббирующая данную «инициативу», проигнорировала даже резко отрицательную реакцию местного населения. Демонстрации, митинги, выступления парламентариев «на местах», обращения к верховной власти профсоюзов и депутатов субъекта федерации – всё это не оказало на властную элиту никакого влияния.
Более того, силы в Кремле (не стоит сомневаться, что эти «начинания» идут именно оттуда) готовы идти даже на сильный риск потерять «ресурс доверия» и свою легитимность как Российской Власти в глазах всего населения страны. Ведь вряд ли реакция российского народа будет сильно отличаться от реакции жителей Курил. А в свете готовящихся властью к принятию безумных радикально-либеральных законопроектов, которые лягут на население мощнейшим финансовым прессом, с одной стороны и подступающим кризисом систем жизнеобеспечения с другой, потеря «электорального ресурса» крайне опасна для власти.
Какие мотивы толкают российскую псевдоэлиту на подобные, труднообъяснимые с точки зрения здравого рассудка, поступки, не столь важно. Возможно – это элементарная корысть, когда Япония ОБЩАЕТ «инвестиции в российскую экономику», но РЕАЛЬНО направит инвестиции в будущее конкретных семей отдельных высших должностных лиц России. Возможно – на российскую власть просто элементарно «давят» её «стратегические партнёры» из «мирового сообщества» (если так – то становится очевидным: у «партнёров» имеется в активе для «договоров» с Москвой нечто, некий «рычаг», противиться применению которого российская властная элита просто не в состоянии).
Какие же выводы следуют из происходящего?
Их два.
Первый.
Япония, как и любой игрок на международной арене, сегодня отчётливо понимает: российская политическая псевдоэлита слаба (или антигосударственна) настолько, что готова отдавать то, что ни при каких условиях отдавать нельзя (а в сегодняшних – и подавно). Отсюда следует совершенно разумная и выгодная для Японии (и для всякого, кто хочет что-то получить от России) политика: не отклоняясь ни на миллиметр, добиваться своего. Рано или поздно цель будет достигнута. Пример Китая, получившего российские территории в обмен на невнятные обещания, тому яркое подтверждение.
Вывод второй.
Всё происходящее – и последовательное допущение или инициирование псевдоэлитой раздачи российской территории – возможно только в одном случае: когда вместо реальной, государственной по сути элиты, Россия имеет как раз антигосударственную псевдоэлиту. Эдаких Горбачевых-Шеварднадзе с либеральной идеологией наперевес. Не важно, почему эта псевдоэлита упрямо сдаёт государственные интересы страны. По слабости, или из-за материальной заинтересованности – не так уж и существенно.
Единственно возможный путь избежания подобных действий в будущем – активизация усилий и объединение истинных российских элит для выработки восстановительных проектов и создания нового, государственнического вектора развития нашего общества.
* – старинная восточная пословица гласит: «оказанная услуга уже не дорого стоит».
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |