На сегодняшний день большинство боевых самолетов, поступающих на вооружение ВВС созданы на платформе Су-27. Это бомбардировщик Су-34, истребитель Су-35С и более традиционный для запада истребитель-бомбардировщик Су-30СМ/Су-30М2.
Уже в самой номенклатуре поступающей на вооружение техники есть разительный контраст с состоянием дел в Европе и США. При огромной стоимости цикла работ по созданию новой боевой машины там стремятся к максимальной унификации. В том числе и на межгосударственном уровне. Следствием чего является максимальная же универсализация. Новых тактических бомбардировщиков в мире уже давно нигде не строят. Эти функции взяли на себя истребители-бомбардировщики. А уж выпускать на одной платформе два(тем более три) разных вида истребителя... Видимо с запада это выглядит безумием. Однако у такой ситуации в нашем авиастроении есть свои причины. Поэтому давайте два слова скажу об особенностях этих машин и истории их появления.
Су-34 является, пожалуй, наиболее противоречивой с моей точки зрения машиной из перечисленных и, безусловно, самым долгостроем. Бомбардировочная модификация Су-27 была задумана еще в советское время и являлась одной из первых. Свою первую книгу по Су-34, по тем временам роскошную, с цветными фотографиями "серийных" машин я приобрел еще аж в 1995 году! А работы по самолету стартовали в середине 80-х! В те времена и с советской точки зрения это был как раз шаг в сторону унификации парка ВВС, так как Су-24, машина которой новый бомбардировщик шел на смену, был оригинальной конструкцией, ничего общего не имевшей с современными ему истребителями. А вот Су-34 был очень сильно унифицирован с Су-27.
Су-34. Возможно последний тактический бомбардировщик в мире.
Тем не менее иметь в наши дни специализированный бомбардировщик, сознательно жертвуя возможностью вести борьбу за завоевание господства в воздухе, ограничиваясь в лучшем случае самообороной в воздушном бою, ради сомнительных преимуществ в применении оружия воздух-земля выглядит спорным решением. Но из всех новых моделей, пригодных для постановки на вооружение в обозримые сроки Су-34 был в наибольшей степени отработан. Вялотекущие попытки наладить его серийное производство предпринимались аж с середины 90-х. Кроме того в виду упрощенной конструкции и радиоэлектронного оборудования машина получилась относительно недорогой. Стоимость Су-34 составляет порядка $30 млн., тогда как ценник на тот же Су-30СМ начинается в районе $50 млн. Наконец, в ВВС существовал значительный парк стареющих Су-24, которые надо было чем то заменять. Благодаря всем этим факторам Су-34 стал первой новой моделью, принятой на вооружение в пост-советское время. Контракт на поставку ВВС 32 таких машин был подписан в 2008 году, а в начале 2012-го было законтрактовано еще 92. Что делает Су-34 потенциально самым массовым самолетом отечественных ВВС ближайшего будущего. Причем в своем амплуа он, пожалуй, единственный во всем мире. Экспортных заказов на Су-34 не поступало и не предвидится.
Су-35С является органичным развитием Су-27 согласно взглядам отечественных специалистов. То есть одноместным истребителем ориентированным на завоевание господства в воздухе и борьбу с воздушными целями. Хотя, как и его прародитель, он может применять оружие воздух-поверхность, отсутствие второго члена экипажа говорит о том, что функция ударного самолета будет для Су-35С не приоритетной, и в этой ипостаси он будет не так хорош. Су-35С являет собой последнее слово отечественного самолетостроения. В настоящий момент законтрактовано 48 машин. По-видимому самолет оказался удачным, поскольку к нему проявил интерес Китай. И это несмотря на то, что китайцы уже располагают Су-30МКК и при этом сами разрабатывают истребитель 5 поколения. В 2012 году Китай выразил заинтересованность в приобретении 48 Су-35С. Однако Россия обусловила сделку отказом Китая от копирования заложенных в самолет технологий. Видимо опасаясь, что Китай применит новейшие российские разработки для оснащения своего самолета 5 поколения. А Су-35С в настоящий момент воплощает в себе именно самые последние разработки отечественного ВПК. Из серийных самолетов, разумеется. В итоге сделка не состоялась, но судя по имеющимся данным, хотя обе стороны неохотно комментируют ход переговоров, в настоящий момент Китай сохраняет интерес к машине и хочет приобрести 24 Су-35С.
Су-35С это реинкарнация Су-27 на сегодняшнем уровне техники.
Зачем же в таком случае, имея хороший ударный самолет и отличный истребитель, русским ВВС нужна еще одна машина? Все дело в том, что Су-35С, являясь шагом вперед не свободен от детских болезней. Фактически принятые ВВС машины находятся в опытной эксплуатации и периодически отзываются на завод для доделок. В то же время отечественная промышленность хорошо наладила выпуск экспортного Су-30МКх, которых произведено уже более 400 штук. Эта машина двухместная, классический в западном понимании истребитель-бомбардировщик. Она создана на базе учебного Су-27УБ и имеет в силу этого несколько худшие летные данные, что видимо и обусловило выбор для Су-35С именно одноместной схемы. Однако второй член экипажа может разгрузить пилота от сложной задачи поиска наземных целей и применения по ним оружия. Построенный для Индии Су-30МКИ, сочетающий отличный планер Су-27 и западную авионику считается многими специалистами лучшим истребителем 4-го поколения. Не раз демонстрировал свое преимущество перед последними модификациями F-15 в учебных боях.
Су-30СМ - вариант экспортного Су-30МКИ для себя.
Поэтому, поскольку выполнение подписанного в 2009 году контракта на поставку Су-35С шло медленно и с проблемами, а возможности Су-34 как истребителя весьма ограничены, при этом стареющий парк самолетов настоятельно требовал обновления, было принято решение принять на вооружение "экспортный" Су-30, в возможности быстрой поставки которого в части никаких сомнений не было. Так появился Су-30СМ - фактически адаптация Су-30МКИ с отечественной электроникой. Хотя контракт на его закупку был заключен позже других - только в 2012 году, он уже обогнал их по объемам поставок. В настоящий момент законтрактовано 65 машин(в том числе 5 для авиации ВМС) и еще 16 Су-30М2. Чтобы не заморачиваться с деталями, Су-30М2 и Су-30СМ можно считать идентичными, если Су-30СМ приближенно можно считать версией "индийского" Су-30МКИ, то Су-30М2 внутренняя версия экспортного Су-30МК2. Контракт на последний видимо обусловлен существовавшим на заводе заделом.
Когда то основу советских ВВС составляли истребители фирмы МиГ. Однако теперь это не так. КБ все еще не доработало новый вариант МиГ-29 - МиГ-35. Из за чего(по другим вариантам из-за финансовых ограничений) контракт на 60 машин никак не может быть подписан. Поэтому в гособоронзаказе продукция фирмы представлена лишь палубными МиГ-29К/КУБ. Они предназначены для обновления палубного крыла нашего единственного авианосца "Адмирал Кузнецов". И то, во многом это стало возможно благодаря индийцам. Самолет был допилен в основном на их деньги для недавно переданного "Викрамадитьи". Злые языки говорят, что злоключения "МиГа" оттого, что во главе ОАК стоит выходец из КБ "сухого" Погосян. Кто знает, может быть отчасти это и так. Для наших, не самых богатых ВВС представляется необходимым иметь легкую и недорогую машину, чего об истребителях "Су" не скажешь. Да и экспортный потенциал такой машины выглядит заманчивее. С другой стороны унификация...
МиГ-29КУБ - палубный истребитель для "Кузнецова"
И если будущее КБ Микояна туманно, то Яковлев кажется нашел себе нишу. В советские времена учебные машины в основном закупались в Чехословакии. Но парк "Альбатросов" устарел и морально и физически. Поэтому КБ Яковлева совместно с итальянской фирмой "Аэрмакки" приступило к разработке учебно-боевой машины нового поколения. Было это еще в начале 90-х. Как это часто бывает, пути-дорожки разработчиков разошлись в результате чего появились два самолета. Итальянский M-346 и наш Як-130. Похоже машина получилась удачной. Читал где то обзор американского эксперта, редактора авторитетного авиационного журнала, который на нем летал - впечатления самые положительные. Як-130 имеет хороший экспортный потенциал, 16 штук поставлено в Алжир, буквально вчера подписан контракт с Бангладеш на 24 машины, на очереди еще несколько стран.
Як-130 - универсальный тренер.
Ну и главным текущим проектом является, естественно, создание истребителя 5 поколения, называемого у нас ПАК ФА и обозначаемого Т-50. В серии видимо название будет другое. Учитывая с какими трудностями столкнулись на этом пути американцы, какие затратили средства, насколько они технологически впереди задача казалась для нашего авиапрома, для наших исследовательских центров совершенно неподъемной. Поэтому когда в 2010 году взлетела первая опытная машина это выглядело абсолютной фантастикой. На сегодня летает уже 5 опытных самолетов, не считая два нелетающих прототипа для прочностных испытаний. Выполнено около 500 испытательных полетов. Учитывая, что большинство из заявленных проектов не осталось пустым звуком на сегодня сомнений в успешном завершении программы практически нет. Конечно, в отличии от американского самолета, наш создается "по частям" То есть опытные машины и первые серии будут оснащены двигателем предыдущего поколения, новый будет создан и внедрен позже. То же касается и оборудования.
С Т-50 связаны основные надежды на модернизацию отечественных ВВС.
Относительно возможности Т-50 противостоять единственному существующему на сегодняшний день истребителю 5 поколения - американскому F-22 Raptor мнения существуют разные. Круги близкие к ОАК, создателя машины, утверждают, что Т-50 будет превосходить оппонента практически по всем параметрам. Обратное было бы странно. Западные эксперты считают, что ПАК ФА не дотянет до "Рэптора", особенно в части незаметности. Где тут правда сказать очень трудно, так как реальных данных по незаметности никто публиковать не будет, а фигурирующие в прессе значения ЭПР той и другой машины как правило получены косвенными методами разной степени достоверности. Собственно и сама ЭПР кардинально зависит от ракурса, с которого самолет облучается и длины волны. Но некоторые соображения заставляют склониться на сторону западных экспертов. Т-50 имеет "дикие" с точки зрения стелт-технологий двигатели и сопла. Есть и другие выглядящие обоснованными претензии.
С другой стороны такую характеристику, как ЭПР, не стоит фетишизировать. Дальность обнаружения цели пропорциональна корню четвертой степени от ЭПР. Поэтому даже десятикратное отставание по этому показателю дает проигрыш в дальности обнаружения менее чем в два раза. Кроме того Т-50 будет дорабатываться в том числе и в плане двигателей. Вероятнее всего, что мирового технологического лидера он не догонит и тогда, но "Рэптор" на сегодняшний день состоит на вооружении только в США и в весьма небольшом количестве. Все остальные имеют только истребители 4 поколения и у них ПАК ФА будет выигрывать. По-видимому как и у китайского конкурента, если тот будет допилен. В значительной степени "китаец" является компиляцией нашего старого проекта МФИ от фирмы МиГ и некоторых решений, примененных на F-35. Двигатели у него наши, даже еще более старой модели, чем на Т-50. Возможность создания Китаем своего современного двигателя под большим вопросом.
Говоря о Т-50 было бы неправильно не упомянуть о его экспортных перспективах. Экспортная модификация, называемая FGFA разрабатывается совместно с индийцами, первоначально для индийской стороны и во многом на индийские деньги. Если для отечественных ВВС пока ожидается закупка 60 машин, то индийцы рассчитывают приобрести 100-200 машин по цене $100 миллионов за штуку. Однако решающим фактором в судьбе FGFA может стать неудача программы F-35. Сомнений в том, что США смогут довести этот самолет, чтобы он выдавал все проектные характеристики нет никаких. Но дело в том, что он задумывался как дешевая в производстве и эксплуатации машина, которая даст возможность иметь на вооружении истребитель 5 поколения небогатым странам и заполнит пустоту там, где применение тяжелых и дорогих истребителей нецелесообразно. Однако программа идет с огромными трудностями и задержками. А главное стоимость серийной машины на сегодня уже вплотную приблизилась к отметке в как раз те самые $100 млн. То есть FGFA будет реальной альтернативой F-35. Рано или поздно все уважающие себя страны захотят самолет 5 поколения. И многие выберут пусть не столь совершенную технически, но полнофункциональную большую машину, чем легкий истребитель с ограниченными возможностями за те же деньги. Не говоря уж о том, что США будут продавать F-35 далеко не всем. Руководство ОАК, возможно излишне оптимистично, оценивает экспортный потенциал FGFA чуть ли не в 1000 штук. Правда у него видимо будет еще более дешевый, но и менее совершенный китайский конкурент.
Ниже я свел данные о итогах работы нашего авиапрома в табличку. Речь идет о боевых и учебно-боевых машинах. Транспортные, разведывательные и т.п. частично войдут в другую, посвященную гражданскому сектору, но там речь идет о единичных машинах. Данные в таблице надо воспринимать как приблизительные, так как ВПК не всегда балует нас исчерпывающими отчетами о своей деятельности, поэтому информация о поступлении новой техники иногда основывается на официальных пресс-релизах, а иногда на деятельности споттеров :). Кроме того в некоторых строках учтены опытные машины, а в некоторых нет. За некоторые бородатые годы достоверных данных по всем машинам нет и была сделана некая экстраполяция. Ну и так далее. Впрочем, в сумме все эти неточности в худшем случае дадут незначительные поправки - возможно какие то единицы.
Модель
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Всего поставлено
Законтрактовано
Су-34
2
1
1
2
4
6
10
14
40
124
Су-35С
2
1
1
8
12
24
48
Су-30СМ
2
14
16
65
Су-30М2
4
4
16
МиГ-29К/КУБ
4
4
24
Як-130
1
2
4
15
20
42
72
Т-50
1
2
1
1
5
Всего
2
1
3
4
7
13
36
69
135
349
Динамика поставок самолетов в отечественные ВВС за последние годы.
Надо сказать, что кроме поступления новых машин модернизируются и уже имеющиеся. Это касается и истребителей МиГ-31, и штурмовиков Су-25, и тех же Су-24 и так далее, и так далее. Чтобы не складывалось излишне благостной картины давайте сделаем несколько замечаний. Во-первых, в таблице речь идет только о поступлении самолетов в отечественные ВВС. Но все эти годы авиапром работал и на экспорт. Как я уже упоминал, одних только машин семейства Су-30 было поставлено, включая комплекты для сборки в Индии и Китае, более 400. Поэтому такого уж взрывного роста производства, как это видно на диаграмме, в реальности нет. В 2009 году было поставлено за рубеж 46 самолетов всех типов, в 2010 - 45, в 2011 - 77, в 2012 - 46.
Во-вторых, качество. При том, что как уже было сказано в начале, достижения ВПК у нас замалчиваются, но среди той небольшой аудитории, что следит за положением дел в авиапроме превалируют шапкозакидательские настроения. Что наша техника самая лучшая, и без проблем наваляет "пиндосам". Не говоря уж о европейцах. Основываются подобные предположения в основном на эффектных выступлениях наших машин на всякого рода авиашоу. Действительно, советские самолеты 4 поколения были весьма маневренными. При дальнейших модернизациях это их качество только усиливалось. Следует признать, что по маневренности машины семейства Су-27 превосходят своих зарубежных конкурентов. Только вот имеет ли это превосходство сколь-нибудь серьезное значение для современной войны в воздухе? Мне кажется, что хвастаться сверхманевренностью наших машин это примерно то же, что хвастаться прекрасной подготовкой армии для рукопашного боя накануне Первой мировой войны. Хорошо конечно, но определит исход противостояния в воздухе отнюдь не это качество.
В настоящих условиях решающей станет способность обнаружить противника а самому при этом остаться незамеченным. Способность сопровождать цель и применять по ней оружие в условиях использования всех видов помех, и самому помехами блокировать возможность атаки противника. И в самом крайнем случае возможно будут иметь значение какие то там защитные маневры. Для наступательного боя в настоящее время - время сверхманевренных всеракурсных ракет маневр практически не нужен, кроме быть может каких то уж совсем исключительных обстоятельств. В противном случае не могли бы существовать такие истребители, как, например, МиГ-31.
Впрочем, ближний маневренный бой, а следовательно и бортовые пушки и ракеты ближнего боя уже однажды пытались списать в утиль, но жизнь заставила изменить поспешные выводы, и все вернулось на круги своя. В любом случае вряд ли маневренность будет иметь решающее значение в воздушных боях будущего. Гораздо важнее совершенство бортовой электроники. А вот в этом компоненте наши машины едва ли имеют превосходство.
Тем не менее, перехожу к подведению итогов, платформа Су-27, на базе которой создано большинство поступающих в ВВС самолетов, является достаточно удачной платформой истребителя 4 поколения с хорошей грузоподъемностью, маршевой скоростью, взлетно-посадочными характеристиками и маневренностью. Имеющей значительные резервы для модернизации. Машины созданные на ее базе будут серьезным противником для любых зарубежных истребителей 4 поколения. Только за последние два года в ВВС поступило 64 таких машины. Может быть не столь универсальных, как бы хотелось, но такие темпы без проблем позволят создать и поддерживать на современном уровне группировку из нескольких сотен новейших машин(в настоящий момент законтрактовано 253 не считая МиГ-29).
Для сравнения в немецкие ВВС поступило с 2003 года 112 истребителей EF-2000S и –T. Кроме того имеется еще 122 "Торнадо", и это все. То же Франция. С 2001 года лишь 87 истребителей "Рафаль" поступили в ВВС и еще 39 машин пополнили парк авиации флота. Тягаться с американцами мы конечно не можем, но зона ответственности американских ВВС весь мир, а в случае конфликта на своей территории ВВС РФ станут фактором, который нельзя сбрасывать со счетов даже американцам.
Разговор об авиационной промышленности получился бы неполным, если бы я не упомянул и гражданский сектор. Ниже идет табличка, отражающая положение в этой области. Включены пассажирские самолеты для ВВС и спецслужб, а так же транспортные.
Модель
2009
2010
2011
2012
2013
Ан-140
1
1
2
3
Ан-148
2
5
5
3
6
Бе-200
1
1
SSJ100
1
2
5
12
24
Ту-154
1
2
Ту-204, 204СМ, 214
6
3
6
1
2
Ил-76МД
1
Ил-96
2
1
1
1
Всего
12
12
19
22
36
Динамика поставок гражданской техники
Говорить в связи с этими успехами о диверсификации нашей экономики, ориентированной на экспорт энергоресурсов конечно пока не приходится, но немалая заслуга в 3% росте экономики за прошлый год при спаде или стагнации во многих других областях принадлежит авиапрому. Что не может не радовать.