Интернет против Телеэкрана, 12.05.2018
Экономическое чудо по-французски
Зыкин Д., d_zykin.livejournal.com

 Как мы уже говорили в статье о южнокорейском экономическом чуде, сама идея концентрации производства, координации усилий и мобилизации ресурсов - отнюдь не изобретение корейцев или японцев.

Схожие процессы идут и на Западе.

Вот уже несколько десятилетий руководство Франции проводит политику, цель которой - создание гигантских корпораций. Именно на них сделана основная ставка, именно им государство оказывает максимальную поддержку.

Еще в далеком 1965 году компании были освобождены от уплаты налогов на увеличение капитала, потом отменили налог на операции по частичной передаче активов и по слиянию фирм. Это делалось для того, чтобы подстегнуть процесс слияний и поглощений.

В 80-х годах централизация производств шла особенно быстрым темпом. И в 90-е годы Франция вошла со следующими показателями: компании с числом работников более 2000 человек составляют всего лишь 0,8% от общего количество фирм, однако на их приходится свыше 40% занятых, 53,3% валового оборота, и 64,8% инвестиций. Государство не просто помогало ключевым корпорациям, но и буквально выращивало крупные компании из предприятий среднего бизнеса.

В это же самое время в России шел прямо противоположный процесс бесконечных раздроблений с целью создания так называемой конкурентной среды. Декларировалось, что если крупную экономическую единицу разрезать на десятки мелких, то они, начнут бороться за потребителя, снизят цены на свои услуги, повысят качество товаров и услуг. Как и следовало ожидать, результат оказался прямо противоположным. Иначе и быть не могло, поскольку масштаб производства дает значительную оптимизацию ресурсов, недостижимую в рамках мелкой фирмы.

А тем временем во Франции командные высоты в экономике прочно заняли промышленные группы с единым центром управления, которому подчиняются не только производственные, но и торговые, и научно-исследовательские подразделения и, в некоторых случаях, банковские компании.

Собрав в единый кулак столь разнородные возможности, концерны смогли эффективно осуществлять внутреннее планирование своей деятельности, гибко маневрировать капиталом, перебрасывая его из малоприбыльных отраслей в более выгодные, вести агрессивную экспортную политику и так далее.

К XXI веку две крупнейшие компании получили контроль практически над всем автомобилестроением, 70% производства стали, половиной нефтепереработки, половиной производства электронного и электротехнического оборудования.

Флагманы французского бизнеса получают основные государственные заказы, субсидии из бюджета, кредиты, налоговые льготы при экспорте и так далее. Более того, в 80-х годах правительство разработало двенадцать приоритетных программ, прямо направленных на повышение конкурентоспособности французского бизнеса. В них не было словоблудия и пустых деклараций, там прописывались конкретные шаги и выделялось финансирование на переоснащение промышленности. 

Государство также брало на себя расходы по модернизации инфраструктуры, особенно транспортной и энергетической, занималось подготовкой кадров, проведением научных исследований, короче, делало то, что не дает значительной прибыли. На основе чисто рыночного подхода было невозможно быстро реализовать эти проекты. Во Франции, как и во всех экономически развитых странах прекрасно понимали, что расхожие тезисы о невидимой руке рынка не стоят и ломаного гроша. 

Через Фонд помощи и сотрудничества государство субсидирует проекты, способствующие проникновению французских корпораций на рынки иностранных государств, а также инвестирует в добывающий сектор экономик Третьего мира. Затем дешевое сырье экспортируется во Францию. Туда же, в развивающиеся страны, выносятся наименее технологичные производства, а кадры для них готовят в немалой степени на деньги французского государства. 

Под соусом помощи развивающимся странам корпорации ведут особенно активную деятельность в Африке с целью использования ее ресурсов в своих интересах. Это и неудивительно, ведь именно там и находились основные французские колонии. Но сфера интересов Франции не ограничивается ее бывшими колониями, а по сути охватывает весь Третий мир. 

В рамках так называемых «программ помощи» Франция создает для своих корпораций благоприятные условия предпринимательства за рубежом. В частности, «помощь» заключается в том, что французские компании реализуют за границей конкретные бизнес-проекты.

Одно время политика правительства до такой степени определяла экономические процессы во Франции, что получила название дирижизма. Послевоенное восстановление проходило в условиях протекционизма и наращивания государственного сектора экономики.

Государство-дирижер контролировало цены, разрабатывало программы развития отраслей и даже занималось бизнесом. Широко применялось индикативное планирование, которое осуществлял специальный Генеральный комиссариат.

В рамках первого плана приоритетными направлениями стали сельскохозяйственное машиностроение, черная металлургия, транспорт, угольная промышленность и в целом энергетика. В дальнейшем роль планирования увеличилась, и создание гигантских компаний проходило отнюдь не в результате стихийных процессов, а согласно мерам, разработанным руководством страны.

Кроме общенациональных существовали и отраслевые программы; рассчитывались желательные объемы производства, учитывались социальные вопросы, уровень безработицы, размеры зарплат и так далее. Период 1945-75 годов вошел в историю как «славное тридцатилетие», и мир заговорил о французском экономическом чуде.

В дальнейшем роль рыночных методов повысилась, чему способствовала масштабная приватизация компаний, но бизнес-сообщество и государство продолжают действовать в тесном сотрудничестве. Монетаризм по-французски не имеет ничего общего с известными в России псевдолиберальными клише.

Во Франции, как и во всех экономически развитых странах, прекрасно понимают, что расхожие пропагандистские тезисы о невидимой руке рынка не стоят и ломаного гроша.  Идеи безудержного либерализма придуманы на Западе лишь для внешнего использования, проще говоря - для разорения конкурентов.

P.S. При подготовке статьи использовалась работа Вутянова В.В. «Влияние транснациональных корпораций на процесс регулирования национальной экономики» 


0.011407852172852