С элитой все понятно. Любая элита в пределе стремится к положению, когда она может ничего не делать, ни за что не отвечать, потреблять львиную долю создаваемых в обществе благ и при этом находиться в безопасности.
В реальной жизни такую «идиллию» обеспечить трудновато, но попытки достичь данного идеала не прекращались никогда. Были и успехи. Только кончались они всегда одинаково — полным крахом этноса, который допустил у себя подобную ситуацию. Всегда наступает момент, когда боевые триремы и авианосные группы, легионы и аэромобильные дивизии, изощренные пиар-технологии на Агорах, Форумах и в электронных средствах массовой информации, отработанные системы перекачки дополнительных ресурсов и из Понтийских колоний и юго-восточной Азии уже не могут этот крах предотвратить.
Кстати, «штатные» демагоги античности дали бы современным пиарщикам сто очков вперед по части изобретательности и хитроумия в охмурении электората.
Последние уж больно избалованы возможностями телевидения, действуют слишком тупо и шаблонно.
Во времена иные все выглядело нагляднее. Какой-нибудь барон, граф или герцог хотя бы понимал или догадывались, что их феодальные владения вручены им не только для того, чтобы пьянствовать в своем замке, ездить на охоту и портить девок по праву первой ночи. К данным правам прилагались и соответствующие обязанности: защищать своих вассалов, выставлять по разнарядке сюзерена под его знамена энное количество конных и пеших воинов и самолично вести их в бой.
А кое-где (в России, например) и того паче: Именно права прилагались к обязанностям. Тут местная специфика. Набор геополитических, климатических и исторических факторов требовал от российских феодалов больше чем от их европейских коллег. В Европе все их обязанности были ограничены и закреплены договорами и неписаными правилами.
В Англии ХIII века срок военной службы вассала колебался от 21 до 40 дней в году. Например, был такой обычай. Отправляясь в поход, рыцарь брал с собой копченый окорок. Кончался окорок — кончалась и служба. Феодал сворачивал шатер, делал королю ручкой и чувством исполненного долга отправлялся домой.
А если король начинал качать права и нести всякую ахинею, мол, военная компания в самом разгаре и тому подобное, то оскорбленный в лучших чувствах барон со своей дружиной просто отъезжал на службу к более покладистому государю.
В России такие штуки не проходили. Из-за перманентно-тяжелой ситуации на границах и существенно более низкой продуктивности сельского хозяйства (вспомним Милова и Паршева) от элиты требовалось куда большее напряжение сил, а привилегий ей полагалось существенно меньше. С четырнадцати лет на коня и в поход, и так до безвременной кончины или полной инвалидности. Объемы и сроки службы — без ограничений. Сколько царь-батюшка прикажет — столько и паши. Царские воеводы могли писать челобитные в Москву с просьбой распустить по домам отощавшее от голода войско, но этот вопрос решался только в Кремле.
Иван III, когда ему доложили, что несколько детей боярских самовольно на несколько дней покинули ряды войска, велит виновных бить кнутом на рыночной площади.
Фельдмаршал Шереметьев, перешагнув за семидесятилетний рубеж, несколько раз обращается к царю со слезной просьбой отпустить его на покой в подмосковную вотчину, которая разоряется без хозяйского присмотра. Петр эти прошения игнорирует. Историк Ключевский пишет: «:Тягловый, неправовой, характер внутреннего управления: Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными». В общем, «государево тягло и служба». Или ты воюешь или кормишь солдат.
Делай или умри. Аминь!
Ясное дело, значительной части российской элиты данная ситуация представлялась совершенно нетерпимой. Тем более, рядом Европа. Польша под боком с ее шляхтетским гонором и одноименными вольностями. Завидно ведь. А мы чем хуже? Живут же люди, как сыр в масле катаются. И никаких тебе «нагрузок». Кто виноват? Царь-деспот и ленивое быдло, которое неспособно обеспечить «красивую» жизнь своему руководству.
А народ? Уж он-то хорошо знал, к чему в России приводят боярские вольности: голод, смерть, вторжение иноземных войск и прочие прелести жизни. И ставил свечки за здоровье государей которые давали окорот аппетитам проглотов-бояр и заставляли их заниматься делом.
Увы, Иван Грозный и Иосиф Сталин вошли в писанную прикормленными летописцами историю как кровавые деспоты и тираны.
Ну, как же, ведь они покусились на самое «святое»: на право элиты бить баклуши и при этом жрать в три пуза. А вот в народной памяти напротив: как идеальные государи.
С тех пор ничего не изменилось. Только вместо Литвы диссиденты бежали в Штаты, а на трон вместо польских царевичей нам садят американских ставленников. Ну не может, блин, Россия обеспечить своей элите такую же вольготную жизнь как за бугром. Просто не в состоянии. По вполне объективным причинам. А элита как раньше не понимала этого печального факта, так и сейчас не понимает. Отсюда и все коллизии с взаимным «непониманием» народа и элиты.
В начале прошлого века «не поняли» — дело кончилось революцией. А чего ждали? Что можно загнать на экспорт хлеб, которого не хватает собственному народу и спокойно кайфовать в Ницце или в Швейцарии? Поставлять на фронт солдатам сапоги с картонными подметками и на вырученные деньги гудеть в роскошных кабаках? Не получилось!
И сейчас, когда «измученное» Сталинским «тоталитаризмом» боярство (надо было дрожа от страха пахать от зари до зари, а все привилегии ограничивались спецпайком, казенной машиной да дачей) устроило новую «вольницу».Результат будет вполне предсказуемый: либо полный финиш, либо выделится контр-элита, которая сумеет исправить ситуацию. В жизнеспособном этносе таковая всегда находится, ибо даже между плевелами частенько появляется пшеница. То есть люди, у которых действительно болит душа за свою страну и которые готовы поступится собственными интересами для ее блага. Это, кстати, и есть истинная элита.