Интернет против Телеэкрана, 23.02.2017
«Русофобия глубоко укоренилась в европейско-американской идеологии»

 В числе тем первых телефонных переговоров между Путиным и Трампом санкций не оказалось. Это не значит, что санкции не будут отменяться Трампом. Но то, что они не будут темой переговоров первого телефонного разговора и даже второго и третьего – предсказывалось аналитиками и имеет под собой серьезные причины.

Россия не хочет обсуждать санкции по нескольким причинам. Во-первых, Россия не будет просить отмены санкций. Это унизительно для великой страны и не рационально. Россия привыкла жить под санкциями многие десятилетия и даже столетия. Эти санкции были разные. Их предъявляли разные претенденты на мировое господство и все эти санкции канули в прошлое. Россия осталась великой страной. Проживет вполне спокойно и останется великой и под нынешними.

Продолжение или отмена санкций – это внутреннее дело США. Если американцы или европейцы считают, что антироссийские санкции и прекращение сотрудничества с Россией отвечает их национальным интересам, ну что же? Пусть так и делают! А мы просто будем рассматривать их действия как враждебные России и будем строить соответствующую политику, в том числе введение контрсанкций и интенсивное развитие отношений с другими странами, которые не участвуют в этой санкционной агрессии против России. 

Если же США и страны Евросоюза считают, что их национальным интересам больше соответствует сотрудничество с Россией, тогда мы приветствуем это решение и будем двигаться навстречу, отменяя свои контрсанкции, поскольку считаем, что стратегически санкции вредят международному сотрудничеству.

Кроме того, «страдания» России от санкций преувеличиваются западной пропагандой и западными политиками, которые зачастую оказываются жертвами своей пропаганды. Экономика России вовсе не «растерзана в клочья», как это с упоением провозглашал Барак Обама. Экономика России адаптировалась к санкционному режиму. И огромное количество представителей российского бизнеса как раз очень хотело бы продолжения санкций для того, чтобы были продолжены контрсанкции и более комфортные условия для развития реальных секторов экономики.

От санкций, наверное, в наибольшей степени пострадал финансовый сектор, который слишком зависим от Запада. Также пострадали те части экономики, которые сильно зависимы от импорта. В целом же российская экономика значительно, в гораздо большей мере пострадала от падения цен на нефть и от того, что она оказалась слишком зависима от экономики стран Запада. Так что отмена санкций вовсе не вызовет всеобщего восторга населения. Хотя, полагаю, будет воспринята, в основном, позитивно.

И уж совсем неприемлема для России та логика, которую как-то, по ошибке, видимо, Трамп высказал в одном из своих интервью. В частности, о том, что США могут отменять антироссийские санкции в обмен на какие-то уступки со стороны России. Это была бы крайне контрпродуктивная политика, потому что она просто-напросто поощрила бы США к новому витку санкций.

Если Россия в обмен на отмену санкций готова пойти на уступки, то логично через какое-то время опять наложить за что-то санкции на Россию и потребовать у России опять какие-либо уступки в обмен на отмену этих санкций. Поэтому Россия никоим образом не будет обсуждать какие-либо уступки в обмен на отмену санкций. Вот почему вопрос санкций не поднимала Москва.

Но и Трампу тоже крайне невыгодно было поднимать вопрос о возможной отмене санкций в этих переговорах с Путиным. Дело в том, что Трампу, прежде всего, нужно получить от Конгресса одобрение ключевых фигур его администрации, типа госсекретаря Тиллерсон. В Конгрессе довольно сильные антироссийские настроения, как среди демократов, ненавидящих Трампа, так и среди очень многих республиканцев. Тот же Тиллерсон - кавалер российского Ордена Дружбы, получивший этот орден из рук Владимира Путина, считается многим конгрессменами подозрительно пророссийским. В этих условиях «дразнить гусей» в Конгрессе было бы совершенно нерациональным поведением. 

Кроме утверждения ключевых фигур администрации Трампу нужна поддержка большинства в Конгрессе и для реализации его масштабной программы внутренних преобразований. Среди наиболее важных - почти силовое принуждение американского бизнеса перемещать рабочие места из Китая, Мексики, Бразилии на территорию США, строительство стены на границе с Мексикой, резкое ограничение эмиграции в США, отмена «Обамакер». А также отмена запрета на строительство нефтегазопроводов и других экологических ограничений на развитие американского бизнеса.

В этих условиях нет смысла ссориться с большинством Конгресса Трампу из-за антироссийских санкций, отмена которых, как кажется, не находится в приоритете президента США. Это была бы слишком высокая цена для него. 

Значит ли это, что Трамп не будет отменять санкции? Нет. Полагаю, что он будет их отменять, но он пойдет другим, более хитрым путем. Трамп, я полагаю, начнет отмену антироссийских санкций  по запросу какой-то крупной американской компании. Она и попросит его отменить какие-то санкции, например, для развития сотрудничества с Россией по добыче нефти и газа на Арктическом шельфе.

Возможно, Трамп начнет их отменять ввиду борьбы с ИГИЛ (организация запрещена в России) и международным терроризмом. Ведь для совместной борьбы с ИГИЛ необходимо, прежде всего, сотрудничать с Министерством обороны США и России, а ведь американские санкции против руководства Министерства обороны делают такое сотрудничество труднореализуемым. С другой стороны, борьба с международным терроризмом - это же, прежде всего, сотрудничество спецслужб. Поэтому США не смогут бороться вместе с Россией против международного терроризма и одновременно продолжать санкции против руководства российских спецслужб. 

Кроме того, я думаю, что первым логичным шагом нового госсекретаря Тиллерсона могла бы быть отмена высылки российских дипломатов, тех самых, в ответ на высылку которых Путин не только не стал высылать американцев, взял паузу и даже пригласил детей этих американских дипломатов на рождественскую елку в Кремле.

При этом необходимо отметить, что во власти Трампа отменить почти все антироссийские санкции, кроме закона Магнитского, который принят Конгрессом и который президент не может отменить. Но при этом рационально для Трампа отменять антироссийские санкции, не раздражая Конгресс. Если Конгресс будет по-настоящему раздражен такой отменой, то там достаточное антироссийское большинство, чтобы после отмены Трампом указов президента о санкциях в ответ принять точно такие же, но уже принятые Конгрессом.

Более важное значение для развития российско-американских отношений имеют не указы Обамы об антироссийских санкциях, а так называемые неофициальные ограничения. Де-факто правительство США запретило всем банкирам давать деньги российским банкам, американским компаниям запретили передавать высокие технологии в российскую экономику, американским политическим организациям приказали заморозить или ликвидировать все программы сотрудничества с Россией, кроме помощи радикальной оппозиции. Вот послать сигнал об отмене этих санкций было бы значительно более важно, нежели отмена тех или иных указов Обамы. Хотя диалектика здесь заключается в том, что отмена двух-трех указов Обамы и стало бы таким неформальным сигналом о том, что соблюдение неформальных санкций тоже уже не считаются важным для президента США.

В этом молчаливом диалоге с президентом США для России вопрос американских санкций вторичен. Для России важнее связи с Евросоюзом, и поэтому важнее отмена европейских санкций. Здесь от Трампа требуется, во-первых, прекратить давление США на страны ЕС с требованием продления санкций, во-вторых послать хотя бы сигнал о том, что сами США уже встали на путь уменьшения санкций. 

Сразу после этого в Европе начнется настоящий бунт против санкций. Этот бунт проведут те европейские политики, которые уже неоднократно высказывались против них. Самый последний демарш был совершен бывшими премьер-министрами Италии и левого, и правого толка Романо Проди и Сильвио Берлускони. Можем предположить, что многие итальянские, французские, немецкие, австрийские, венгерские политики также достаточно активно выступят за сворачивание антироссийских санкций.

Наиболее вероятно, что санкции начнут поэтапно сворачиваться весной 2017 годапараллельно с развитием кооперации между Россией и США в борьбе против международного терроризма. Европейцам предстоит принять решение о продлении или о не продлении санкций в июле, и на это решение большое влияние окажут результаты президентских выборов во Франции, а также парламентских выборов в Нидерландах. В той и другой стране, по всей видимости, победу одержат противники антироссийских санкций. Помимо этого, ход избирательной кампании в Германии также повлияет на это решение.

Наиболее вероятно, что будет заблокировано решение о продлении всего комплекса антироссийских санкций. Менее вероятно, но также возможно, что в минимальном объеме европейские антироссийские санкции против России сохранятся, а основной их объем получит некоторый график отмены и условия выполнения каких-то действий. Наименее вероятно, что эти антироссийские санкции по итогам решения в июле сохранятся в полном объеме.

В ответ на отмену антироссийских санкций, возможно, мы станем свидетелями и отмены российский контрсанкций. Здесь надо быть осторожными. Полагаю, что российская политика должна быть ориентирована на то, чтобы как можно дольше сохранить контрсанкции, особенно в сфере сельскохозяйственных товаров. Для того, чтобы российские проекты в сфере сельского хозяйства успели встать на ноги и закрепиться на рынке.

Важно понимать еще и то, что в полном объеме антироссийские санкции во всей видимости не уйдут. Связано это с тем, что весь этот кризис показал, что русофобия является глубоко укоренившейся частью европейско-американской государственной идеологии. Без официальной государственной политики по подавлению русофобии страны Евросоюза и США не смогут окончательно выйти на конструктивные отношения с Россией. 

Шокирующий для российских элит удар антироссийских санкций имел такое значение не потому, что эти санкции «растерзали российскую экономику в клочья» или подавляли легитимность российской власти. Напротив, любой может увидеть, что популярность российского президента только укрепилась, как и общая консолидация российского общества.

Дело в другом: в результате антироссийских санкций потерпела крах та стратегия модернизации страны, которой руководствовалась Россия в течение 25 лет. Эта стратегия базировалась на вполне успешном опыте Петра I и других великих российских модернизаторов и предполагала, что мы должны модернизировать нашу страну, получив максимально с Запада технологии, инвестиции и людей. 

Внезапный удар, включающий травлю сочинской Олимпиады, необандеровские путчи в Киеве и массированные антироссийские санкции показал, что мы не можем модернизировать экономику, базируясь только на западных технологиях, поскольку доступ к ним обязательно будет ограничен по тем или иным политическим причинам. Если понадобится, эти причины просто выдумают.

Российская стратегия будет базироваться не только на том, что санкции носят временный характер, но и на том, что их отмена тоже скорее всего окажется недолговечной. Надежды на стабильные стратегические отношения с Западом, к сожалению, у России не будет еще многие годы.

Но это не значит, что сотрудничество между нами невозможно. Оно обязательно продолжится, принимая новые формы. Только сотрудничество будет проходить согласно той поговорке, которая так понравилась в свое время  Рейгану, наиболее уважаемому Дональндом Трампом президенту США: «Доверяй, но проверяй».

Сергей Марков

http://www.km.ru/v-rossii/2017/01/31/otnosheniya-rossii-i-ssha/794537-rusofobiya-yavlyaetsya-gluboko-ukorenivsheisya-

0.26738095283508