В рекламе существует специальный термин – «информационный повод». Это когда для рекламирования какой-либо компании или продукта находится (а зачастую просто придумывается) любое более-менее подходящее событие, «повод». Например для рекламы собачьих консервов можно организовать выставку собак. Вот вам и превосходная возможность заявить по телевидению: проходит интересная выставка редких собачек. Её организовал производитель собачьих консервов «Х». Кстати, расскажем немного о них…
Передача «Времена» от 23.11.03 представляет собой превосходный образец подобных «рекламных технологий». Для того, что бы «телепродвигать» определённых Кремлём партий или лиц, нынешнее ТВ, на словах пекущееся о свободе слова и «объективной информации» (доносить которую до зрителя, по словам того же Познера, «его прямая обязанность»), использует всё, что угодно – от внутренних разборок в грузинской верхушке, до демонстраций «неприглядностей» нашего футбола. Всеядность ТВ вообще и Познера в частности просто поражает – создаётся впечатление, что для получения реального «профиту» но готов на всё и для него никаких моральных сдерживающих норм просто не существует…
Однако по порядку.
Реклама Рогозина
«А вот кому Рогозин! Покупаем Рогозина! Товар отменный – берите, не пожалеете!» – примерно так можно вкратце сформулировать основную задачу первой части передачи. Власть сейчас из кожи вон лезет, лишь бы создать новую тупиковую ветвь «патриотической оппозиции», популярную, но полностью Кремлю подконтрольную… Вспомним программу «Времена» от 5 ноября – там для «раскрутки» Рогозина-Глазьева на заклание были отдан аж целый Гайдар с Черниченко в придачу. Сегодня Познер использует сходный приём.
Мы видим Рагозина – сильного, энергичного, напористого, говорящего что-то маловразумительное, но очень патррррриотичное! Сразу видно: он может спасти страну!
А на фоне квёлого и анемичного Бывшего Посла В Грузии этот «перспективный лидер» смотрится ещё выигрышнее. Не беда, что сказанное им – если вдуматься хорошенько – является как минимум проигрышным для России алгоритмом действий. Главное – что бы «электорат» посмотрел и как зачарованный поплёлся в условленный день отдавать свой голос такому «патриоту», который на самом деле шагу без разрешения Кремля не ступит. Грузия в данном случае не играет никакой роли. С таким же успехом можно было бы дать Рогозину возможность говорить о чём угодно ином – тонкость «информационного повода» в том и заключается, что важно этот повод найти. А уж как потом «подать товар лицом» — это дело техники. То есть на лицо откровенная реклама по заданию Власти. Простенькая, но со вкусом.
Вспоминая разглагольствования В. Познера о «свободе слова», «неправильности избирательного закона», который «сковывает независимость журналистов» и пр., и одновременно наблюдая за «серо-чёрным ПиАром», можно констатировать: это было бы смешно, если бы не было так грустно…
Однако из всего мы можем попытаться извлечь хоть какую-то пользу. В данном случае нужно лишь внимательно проанализировать то, что говорится «рекламируемым товаром» о Грузии.
Обратим внимание: в качестве самого ужасного варианта развития событий Рогозин упоминает возможность распада Грузии на «составные элементы». Безусловно – сценарий прискорбный, грузинам после этого мало не покажется.
Однако совершенно не говорится о таком сценарии, при котором в Грузию вводятся подразделения НАТО (а точнее США) и закрепляются там прочно и надолго. Например, под предлогом «защиты мирных жителей», «сохранения Кавказа для всего мира» или «в целях сохранения демократии». После этого на перспективе воссоединения братских народов можно ставить крест. А влияние России на Кавказе становится величиной, как говорят математики, «бесконечно стремящейся к нулю».
Рогозин говорит: «Стремительный бросок Игоря Иванова в Тбилиси – в каком-то смысле подтверждение того, что сейчас у нынешнего Российского руководства появилась политическая воля, демонстрация своей силы и своих намерений». На самом деле, рассказывая про «появление политической воли», он даже не рассматривает сценарий, при котором в Грузию российский министр иностранных дел едет не по просьбе американцев и в их интересах, а по распоряжению своего президента и в интересах своей страны. Причём ко времени этого визита Черноморский флот мог бы находится непосредственно у грузинских берегов, а Абашидзе вел бы серьёзные переговоры на высшем уровне в Москве… Вот сценарий, при котором Россия действует в своих интересах, а не в интересах «цивилизованного мира», и так обобравшего нашу страну до нитки. А «политическая воля», которая якобы «появилась» у «руководства»… Она у него «появляется» уже более десяти лет – но при этом мы успешно сдаём одну международную позицию за другой. Прогресс, однако…
Получается: Рогозин переживает об «отсутствии политики России», одновременно демонстрируя немалое мастерство в недопущении появления этой самой политики. То, что политики нет, давно понятно всем. И говорить об этом крайне полезно для Рогозина в свете грядущих выборов; это положительно сказывается на рейтинге. Но своей «патриотичной» болтовнёй «рекламируемый объект» просто забалтывает важный вопрос и вряд ли можно сомневаться: при таких защитничках ситуация пойдёт по самому худшему для нас сценарию. И Россия опять потеряет всё, что только в силах будет потерять в Грузии и на Кавказе…
Спасибо, хоть Познер даёт нам возможность разобраться в том, что происходит на самом деле. Честный он всё-таки человек. Хоть сам об этом и не догадывается…
Реклама «Единой России»
А это уже просто топорная работа. Сразу видно – выборы на носу, время поджимает. Тут не до тонких ходов – электорат просто бьют по лбу, объясняя: ты, тупица, понял наконец, за кого голосовать нужно!? Смотри мне!...
Под благодатной темой «спорта №1» протаскивается реклама партии власти – «Единой России». Тут и Путин даёт «ценные указания» тренеру сборной, глядя в камеру глазами, исполненными добротой и мудрой заботой о нас, неблагодарных… Тут и «свежая голова» Лужкова – на это раз без кепки, зато с упоминанием о его должности «сопредседателя «Единой России». Тут и вся верхушка «Едра», «совершенно случайно» собравшаяся у камеры в спортивных костюмах цвета российского триколора…
Если обратить внимание на те правильные и «бескомпромиссные» вещи, которые говорят все указанные «единороссы», если приглядеться к прямо-таки сияющим энергией и оптимизмом лицам «болельщиков» Шойгу и Грызлова (последнего, походе, даже научили улыбаться так, что бы это не вызывало содрогания у зрителей), если вспомнить о неустанной заботе Путина об отечественном спорте (выпяченной в сюжете про беседу Главного тренера и Президента), становится понятно цель всей темы. Это – однозначная реклама «Единой России» и всех, кто сейчас к ней прицепился. Все «рекламируемые товары и услуги» показаны исключительно выигрышно. А предмет разговора – футбол, наиболее популярный в нашей стране вид спорта – является гарантией, что передачу будут смотреть очень и очень многие.
Грубость конструкции вполне понятна – непосредственно перед выборами не до сантиментов. Нужно набирать голоса. Похоже, что Познеру было даже несколько неудобно за такую грубую и откровенную рекламу. Он привык работать тоньше, а тут тупая прямолинейная агитация. Казалось – ещё немного, и Познер принесёт извинения зрителям…
Кстати, в этом же сюжете показателен ещё и такой аспект. Обсуждение борьбы с коррупцией и «заказными играми», прошедшее в конце темы, не случайно заканчивается объяснением Лужкова, как с этой коррупцией нужно бороться. Его «рецепт» — монополизация и централизация управления и финансовых потоков. Похоже, что «гуляющие» по футбольным клубам миллионы долларов не дают покоя «футбольным олигархам», собравшимся в студии. Ну в самом деле – чего это такие деньги мимо нас ходят? – решили они. Ведь сейчас эти деньги им не подконтрольны, каждый клуб действует сам и только в своих личных интересах. А вот если под предлогам «борьбы с коррупцией» централизовать все финансовые средства, замкнуть на себя оборот футбольных денег – то с одной стороны можно сделать коррупцию внешне цивилизованной (совсем её уничтожать чиновники не станут – не враги же они себе, такой лакомый кусок выбрасывать!), а с другой – ни одна копейка мимо всевидящего ока «футбольных олигархов» уже не проскочит. А учитывая суммы, крутящиеся в этом бизнесе (спорт давно перестал быть собственно спортом), можно не сомневаться – за такой куш гости программы Познера будут биться до последнего.
Кстати, к партии власти это имеет самое непосредственное отношение. И появление этого обсуждения в купе с рекламой «Единой России» отнюдь не случайно. Во-первых «Единая Россия» предстаёт в роли «борца с коррупцией», что само по себе уже неплохо.
А во-вторых сейчас футбол подконтролен этой самой «партии» и она, вероятнее всего, своим административным ресурсом поддержит усилия футбольной верхушки. Централизация при такой «помощи» пройдёт успешно, деньги сосредоточатся в одних руках а «руки» эти буду тесно связаны с той же «партией власти». И в любой момент эти деньги можно будет использовать в её интересах. Получится своего рода «резервный фонд», весьма мощный и подконтрольный только тем, кто им распоряжается – перспектива весьма заманчивая для представителей «партии власти»… Вот откуда «ноги растут» у сюжета про «борьбу с футбольной коррупцией».
Но, повторимся, это тема вспомогательная – главная всё же реклама «Единой России».
Реклама СМИ
Последнее высказывание Познера про «ужасы антисемитизма» преследует несколько вспомогательных целей
а) ведущему необходимо хоть как-то разгрузить программу от рекламы. Если только ею и заниматься – люди «Времена» вообще смотреть перестанут…
б) обсуждение «антисемитизма» прекрасно укладывается в один ряд со известными взрывами плакатов. Это – один из способов держать аудиторию в напряжении, «поддерживать градус» передачи. Антисемитизм вообще в этом отношении тема благодатная – орать можно громко и никто не рискнёт одёрнуть горлопана…
в) «антисемитская» риторика очень уж удачно совпадает с одной стороны с арестом Ходорковского, а с другой – с очередным «открытия» Г. Павловского. Речь идёт о его утверждении про «православных чекистов». Противопоставление «веками угнетаемых евреев» и «православных черносотенцев» (Познер о них упомянул не случайно), на самом деле «высосано из пальца», но вполне может на какое-то время отвлечь аудиторию (как евреев, так и не евреев) от реальных проблем, стоящих перед нашей страной…
Вообще – антисемитизм (как и коррупция, хоть на футболе, хоть где) – это тот рекламный слоган, которым дезориентируют элиты во всём мире. Теперь его применяют и у нас.
Всё бы ничего – да вот в связи с тем, что мы узнаём из передач Познера, возникают вопросы. Первое: является ли сегодня Кремль тем местом, где сосредоточена политика восстановления и развития России?
Или это место пребывания тех, кто занят совсем другим? Например, обслуживанием процесса глобализации и интересов «мировой развитой цивилизации»?
Или, как минимум, задачей собственного выживания, сохранения власти и продления собственного нахождения во власти ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ?
И второе. Не заиграются ли политтехнологи и политики настолько, что созданная ими игрушка-Голем пожрёт своих создателей?
Хочется понять: постоянно использование всех событий в исключительно политтехнологических (пиаровских) целях – в Грузии, в футболе и пр. и пр. – не приводит ли к тому, что проблемы жизни, безопасности и развития страны «решаются» точно так же виртуально, как и «пиарятся» с телеэкранов?
То есть не клюнет ли один знаменитый жареный петух этих чрезмерно увлекающихся политтехнологиями взрослых дядей?..