«Советская Власть плюс компьютеризация всей страны»
Краснов П.
Это полушутливое название не зря вынесено в заголовок. Предположим пока для упрощения, что народная власть, назовём ее Советской, уже имеется. Теперь надо решать проблему вырождения исполнительной власти. Нужны две составляющие – уменьшение скорости вырождения и контроль за человеческими единицами, составляющими исполнительную власть. В предыдущих статьях показывалось, что имеет смысл рассматривать мероприятия, направленные против вырождения власти как противоэпидемиологические. Самое первое, что нужно сделать в данном случае – максимально изолировать человека от враждебной среды, в которой люди могут «перезаражать» друг друга разложением. Необходимо также отфильтровывать профессионально непригодных и «заболевших». Человек в процессе работы может «портиться»:
1. В результате контактов с другими людьми, как коллегами по управленческой деятельности, так и «народа». Упрощённо говоря? коллеги – источник сговора, «просители из народа» — коррупции; 2. В результате негативных психологических составляющих при исполнении власти как таковой.
Применение компьютерных сетей и построенных на их основе систем позволяет резко повысить качество управления, максимизировав человеческие достоинства и минимизировав недостатки. Компьютерные системы позволяют сделать то, что вообще было невозможно или возможно с огромными издержками на более ранних стадиях технического развития. Они позволяют решить сразу несколько проблем. Первая из них – изоляция управленцев, где это возможно. Таким образом, в основном решается первая задача по изоляции человека от враждебной среды. Компьютерные системы позволяют также тестировать управленцев, частично решая вторую составляющую.
Когда говорят о компьютеризации, то обычно имеют в виду компьютер на столе и хорошие программы в нём. Это принципиально ложная модель. Точно также нельзя сказать, что армия – это солдат. Армия — это единый организм с очень чётким управлением и взаимодействием родов войск. Только так можно достичь максимальной эффективности. Какими бы подготовленными и храбрыми отдельные солдаты не были, они никогда не устоят против хорошо организованной армии, пусть и укомплектованной посредственными бойцами. Как бы ни был совершенен отдельный компьютер, его возможности крайне ограничены, пока он не объединён в единый организм с другими компьютерами и их операторами. Суть компьютерных систем совсем не в учете количества материала на складе, не в подсчёте нужд общества и даже не в прогнозе, хотя всё это тоже, конечно, важно. Суть компьютерных сетей в реальной возможности построения прогрессивных способов управления обществом как единым организмом.
Главная проблема России на протяжении последних полутысячи лет — ордынская (восточная) система управления, подразумевающая всевластие начальников. Она эффективна в случае войны и прихода на ключевые позиции людей, способных решать соответствующие задачи, но она неустойчива к вырождению и приходу несоответствующих людей на ключевые должности. При всём прочем кто платит, тот и заказывает музыку. Платит начальник, что он прикажет, то и будет, хочет – казнит, хочет — помилует. Это по вполне понятным причинам, создает идеальную среду для извечной проблемы — коррупции.
В конце 30-х – начале 40-х гг. в США и Канаде остро встала проблема коррупции государственного аппарата и крайней неэффективности его работы. Выход был найден в 50-60-гг ХХ века — принцип разделения задачи, который был последовательно применен для исполнения важных для государственных функций – иммиграционной службы, таможни и пр. С 70-х годов он эффективно применяется в американской армии, канадских иммиграционных службах и ряде других. В 80-е годы компьютерные системы придали ему новые возможности. Смысл системы распределённых задач в том, что создаются общие для выбранной системы обязательные писаные стандарты, выбор производится исключительно в их рамках и не может быть осуществлён работником произвольно. Принципы жесткой нормализации были предложены еще Эмерсоном в начале 20 века, но последовательно применялись намного позже.
Согласно принципу разделения задачи, конкретный чиновник ничего не решает. Он только принимает документы, делает ксерокс или электронные копии и вводит их в систему, которая сама проводит перекрёстную проверку вводимых данных. Давать ему (а равно как и любому другому) взятку столь же бессмысленно, как и пытаться дать взятку автомату, продающему газеты. Он же (но нередко и другой клерк) выдаёт документы назад и объявляет о принятом решении, но ничего изменить или как-либо повлиять на дело он в принципе не может. Занимается документами совсем другой человек, который обычно выбирается самой системой и вводящий данные клерк не имеет понятия кто это. Часто решение принимает автоматически сама система на основании введённых данных или автоматического запроса других систем (например банковских и полицейских данных). Проверяет систему на случай абсурдных решений дежурный менеджер и выносит сложные случаи на рассмотрение небольшой рабочей группе (обычно 3 чел.), что также фиксируется системой. В случае несоответствия введённых данных и принятого решения система автоматически подаёт сигнал тревоги в вышестоящие инстанции и службу безопасности, которые должны немедленно принять меры. Каждый шаг фиксируется в деле и, кроме того, в личных делах сотрудников и электронных журналах работы подразделений. Введение заведомо ложных данных – серьёзное преступление. В Америке за это запросто можно получить 10 и более лет тюрьмы. Используется важное преимущество автоматизированных систем управления (АСУ) – возможность распределённости системы. Иными словами, не играет роли, где на самом деле находятся документы, операторы и управление – служащий видит перед собой только экран монитора, что исключает возможность сговора между служащими. Поскольку люди работают в разных местах, контакты между ними резко ограничены. Данные физически хранятся опять таки в различных местах, так что даже пожар в здании ничего не изменит. Транзакцию нельзя переписать – только отменить следующей транзакцией, а все отмены фиксируются. Даже в случае отключения электроэнергии, теряются только данные, которые оператор вводит в настоящий момент. С момента подтверждения оператором ввода данных они становятся практически неуязвимыми. Система устроена так, что работник «залезть» в неё и что-либо изменить практически не может, уровень современного развития техники это позволяет. Все разговоры о «всемогущих» хакерах – не более чем сплетни, серьёзно защищённые системы не нарушались ни разу. Зачастую они вообще являются изолированными от внешнего доступа и вторжение возможно, если только физически «врезаться» в канал правительственной или государственной связи. Но это крайне непросто, риск весьма велик, наказания — соответствующие. Теоретически это, конечно, возможно, но издержки на проникновение в систему высоки, а ценность быстро меняющейся информации весьма относительна.
Распределённые системы управления обычно планируются таким образом, чтобы избежать корпоративной концентрации и ненужного общения сотрудников госаппарата между собой, что может приводить к их близкому знакомству и дальнейшему сговору. Например в иммиграционных службах Канады часть документов на первом этапе может рассматривается в Оттаве, на втором – в Ванкувере, а окончательное решение о предоставлении канадского гражданства принимается где-нибудь на острове Ньюфаундленд. Чиновники физически не могут знать тех своих коллег, кто решает дело и соответственно, никак не могут «повлиять» и «поделиться». Несанкционированные контакты между работниками различных рабочих групп и подразделений категорически запрещены. Территориальное разделение также решает важную проблему чрезмерной централизации государственной власти и существования развращенной и бюрократизированной столицы. При обычном, почтовом сообщении это делает власть неповоротливой, но компьютерные сети ускоряют процесс до более чем приемлемой степени. Указанная система в значительной мере делает чиновника не более чем «винтиком», но для общества уж лучше «винтиком», чем песком в часовом аппарате.
За прошедшие полтора десятилетия не было зарегистрировано ни одного случая обмана компьютерной системы канадской иммиграционный службы. Единственный эффективный способ обмануть в данном случае — это предоставить исходно подложные документы. Однажды система была обманута на одном из этапов. Высокопоставленный начальник одной из зарубежных служб ввел ложные данные на несколько тысяч азиатских иммигрантов, но впоследствии был выявлен в результате перекрёстных проверок. Можно ввести ложные или непроверенные данные в систему, но они там сохранятся навсегда, поэтому навсегда сохранится и риск быть раскрытым. Конечно, теоретически взломать можно любую систему, но отказ от ее внедрения принесет намного больше проблем, чем последствия возможного взлома.
Что интересно, современные системы управления применяются в странах Запада очень ограниченно, несмотря на показанные ими блестящие результаты. Интересно, что они были применены только к среднему и низшему управленческому персоналу. Высший менеджмент государства и корпораций – неприкасаемые небожители. Естественно, они должны быть вне контроля и сами «винтиками» быть не хотят, а напротив хотят управлять подчинёнными-винтиками. Государственные и корпоративные системы, не применяющие АСУ в положенной мере (а таких большинство) вырождаются и нашумевший случай «Энрона» лишь один из многих. Разработчики и специалисты по внедрению лидирующих в мире систем АСУ — SAS и SAP с горечью говорят, что высший государственный аппарат западных стран и менеджмент корпораций оказывает яростное сопротивление внедрению, несмотря на все достоинства систем. На вопрос, почему это происходит, следует вполне предсказуемый ответ: «Они не хотят быть под контролем. Это нужно обществу, но не нужно руководителям». Суть в том, что западно-капиталистическая система управления корпорациями и государством уже является прямым тормозом прогресса в управлении обществом и интеграции его усилий. Прогресс в этой области впрямую угрожает их бесконтрольной власти. В полной мере применить новые технологии управления может только народная власть, которая действует в интересах всего общества, а не кучки олигархов.
Интересно, что подобные системы разрабатывались и в СССР (например, система «Кунцево», хоть она была акцентирована на несколько иные возможности), но также встретили яростное сопротивление управленческого аппарата ЦК КПСС и директорского корпуса. В результате дальше многообещающих экспериментов дело не пошло. Было несколько попыток учёных-энтузиастов массово внедрить перспективные советские системы АСУ в 60-80 годы, но, не имея поддержки верховной власти и системы контроля госаппарата, они были обречены на провал.