Интернет против Телеэкрана, 26.07.2014
Торговая политика благосостояния
Ленц Г.
Обозначив неэффективность и свободы торговли, и протекционизма в чистом виде, перейдем к анализу предлагаемых альтернатив. Пол Робертс предлагает политику трех торговых блоков. Отдельно для Третьего, Второго и Первого мира соответственно, причем по мере роста уровня жизни страна переходила бы из блока в блок. Проблемы такого подхода состоят, во-первых, в исчезновении значительных выгод от торговли как для развитых, так и для развивающихся стран и соответственно снижения совокупного богатства. Во — вторых, в проблематичности наличия значительного выигрыша от торговли между развивающимися странами из-за низкой покупательной способности потребителей этих стран в результате чего они не получат ни необходимых им темпов экономического роста, ни значительного улучшения благосостояния населения от внешней торговли.

Второй вариант — теория справедливой торговли. Суть её заключается в установлении сопоставимых цен на продукцию развивающихся стран для более равномерного распределения выигрыша от торговли и выравнивании социальных и экологических стандартов в различных странах за счет предоставления развивающимся странам помощи через международные организации. Эту теорию поддерживает Лаура Тайсон. Недостаток этой теории состоит в том, что подобное вмешательство в ценовой механизм слишком дорого обходится и снижает эффективность функционирования экономики, не достигая в долгосрочной перспективе поставленных целей. Кроме того, предлагаемое создание и увеличение полномочий международных организаций нарушает суверенитет независимых государств.

Ресурсоориентированная теория экономического развития — одна из школ экономики развития — находится в процессе разработки своей теории международной торговли для развивающихся стран. Называемая торговой теорией благосостояния, эта теория основана на ряде положений. Прежде всего, торговая теория благосостояния считает основной причиной существования принципа таможенной защиты издержки структурной перестройки экономики при свободной торговле. Эмпирические исследования результатов введения свободы торговли показывают, что издержки структурной перестройки экономики нередко превосходят выигрыш от внешней торговли в краткосрочном периоде. Это верно и для развивающихся стран, чьи условия торговли значительно хуже условий торговли развитых стран из-за проводимых последними политики ограничения импорта товаров, производящихся в развивающихся странах. С другой стороны, полное закрытие рынка для иностранных товаров при помощи тарифной политики приводит к монополизму, высоким ценам для потребителей и, в конце концов, к неконкурентоспособности отечественного производителя по сравнению с зарубежными. Поэтому для иностранных производителей должна быть открыта часть рынка, объем которой определяется по условию оптимальности: выигрыш от торговли не меньше 120% издержек структурной перестройки экономики для данного уровня производства и экспорта. Эмпирические исследования определяют эту долю, называемую оптимальным уровнем открытости рынка примерно в 25% (для ее определения обычно используется объем производства товара в национальной экономике и объем экспорта в прошлом году). Для товаров, ввозимых в границах оптимального уровня открытости рынка, следует использовать средний уровень таможенной защиты, перекрывающий большую часть выгод от демпинга и государственного субсидирования экспорта другими странами (примерно 10% от средних внутренних цен на товар национального рынка в прошлом году). Такая же тарифная политика должна проводиться и в отношении иностранных товаров, которые невозможно или неэффективно производить в стране. Поступления от этой части тарифной политики экономики благосостояния должны идти в бюджет. Для товаров, импортированных в страну сверх оптимального уровня открытости рынка, нужно использовать тарифную квоту со ставкой таможенного обложения примерно 50% от средних внутренних цен на товар национального рынка в прошлом году. Полученные средства должны направляться в Фонд поддержки национальных производителей (через предоставление льготных 2% 25 — летних кредитов на создание и расширение производства, на что должно направляться примерно 75% полученных средств).

Особое внимание следует уделять развитию качества человеческих ресурсов (через предоставление грантов на профессиональное обучение, на что должно направляться примерно 25% полученных средств) в данном секторе экономики или их переход в другой сектор экономики, где организация новых производств экономически эффективна, со свертыванием неэффективного сектора экономики. Достаточно высокая тарифная квота с одной стороны обеспечит достаточную степень защиты новых и стратегических отраслей, с другой стороны не станет серьезной преградой экономическим стимулам по свертыванию неэффективных отраслей без значительного ущерба для занятых в них человеческих ресурсов. Управление данной частью средств Фонда должно осуществляться Министерством внешней торговли и промышленности.

0.05000901222229