Одна из граней проблемы Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ)
Григорян Л.
Экзамены по разным предметам не могут быть одинаковыми, т.к. предметы ощутимо отличаются друг от друга. Рассмотрение ЕГЭ как такового, независимо от предмета, означает, что речь идёт о политическом, в сущности, денежном, аспекте проблемы. Я не встречал в публикациях даже намёка на научно — методическую особенность ЕГЭ. Речь пойдёт об этом. Математика свойственна определенность, как вопросов, так и ответов. Всё сводится к известным определениям и теоремам. Обсуждение основных понятий, как, например, точка, натуральное число или аксиом, выходит за рамки математики и не имеет отношения к курсу. Язык, на котором формулируются как вопросы, так и ответы, не допускает разных толкований сказанного. Физика отличается принципиально. Нет ответов на вопросы почему, например, почему падает выпущенная из рук вещь или почему вокруг движущегося заряда образуется магнитное поле. Можно подробнейшим образом описать как движется падающее тело и каково магнитное поле. Рассмотрение любого вопроса почему переводит разговор в плоскость философии, теологии, чего угодно, но не физики. Единственный ответ на подобные вопросы в рамках физики: это показывает опыт. Причём этот ответ выражает корневую особенность физики — все утверждения физики основаны на опыте и только на опыте. Выбор излагаемых в курсе опытов и наблюдений допускает произвол в смысле личных предпочтений преподавателя. (Кроме, конечно, классических опытов). Любая задача из задачника предполагает известной читателю её множества сведений, не написанных в тексте, например, постоянство g на всей траектории движения тела и множество других допущений. (В задаче по математике перечислено всё и ничего лишнего). В изложении тем физики неизбежно наличествует много, так сказать, бытовых слов и, значит, возможна неоднозначность их толкования. В физике возможны два одинаково правильных изложения, отличающихся друг от друга и, следовательно, разные оценки содержания в зависимости от личных предпочтений, особенностей восприятия «потребителя» изложения. Указанные (и не указанные) принципиальные отличия физики и математики исключают единообразие экзамена по этим предметам. Другие предметы имеют свои особенности. Значит, видимо, надо говорить не только о том, ЕГЭ это хорошо или плохо, но и о том, какой ЕГЭ хорош или плох по тому или другому предмету. Тех людей, которые принимают решения о ЕГЭ всё это не ебёт. Здесь намеренно использовано грубое слово, это слово из лексикона этих людей, слова «интересует», наверное, нет в их словаре. «Интересует» их не интересует, они занимаются делом: «стригут бабки». Но ведь не все участвующие в обсуждении причастны к «делу»,хотелось бы почитать и затронутой научно — методической грани проблемы.