Интернет против Телеэкрана, 18.07.2014
Цель обучения в школе — какова она?
Григорян Л.
Кажется, первым этот вопрос поставил Ян Каменский в XVII веке. Его ответ: целью земной жизни является подготовка к жизни вечной, а этому надо учиться с детства и юности. Без прочных навыков, полученных в школе, подготовка будет неудовлетворительной. Советская школа имела целью воспитать строителей коммунизма, людей с устойчивыми моральными установками и знаниями. Цель западной школы — из небольшой привилегированной части детей готовить будущих хозяев, управляющих, а из остальных — людей, умеющих разбираться в расчетных книжках и служебных инструкциях, водить «мышкой», заполнять анкеты на бирже труда, понимать слова политических деятелей, команды сержантов — вот, пожалуй, и все.

Цель обучения определяет весь комплекс обустройства образования. Прежние цели устарели, так как мир изменился. Изменился характер войнû, производства, управления, связи, преступления. Изменилось все. Каковы же цели обучения в школе XXI века?

Нынешний способ обучения удачно назван предметно-классно-урочным: массив знания поделен на «предметы», соде ржание каждого делится на куски, соответствующие «классам», материал преподается на «уроках». Эта система успешно работает. Но! С одной стороны, уже наблюдаются признаки пробуксовки, множатся попытки реформирования. С другой стороны, если будут переосмыслены и изменены цели обучения, а это, видимо, неизбежно, подходящая к прежним целям система обучения работать не будет.

Нижеследующее может показаться преувеличением, но то, о чем пойдет речь, наблюдают все причастные к школе и заинтересованные люди.

Любопытство, наблюдательность, мужество, женственность, терпимость, умение ценить радость и не поддаваться горю, любовь, гнев, взаимопонимание, воля к победе, жертвенность, доблесть, национальное самосознание, умение формулировать и скрывать свои мысли и чувства, умение врать, честность — словом, все то, что делает человека человеком, все это развивается и оттачивается в школе, но как «побочный» продукт, а не результат целенаправленного обучения. Всему этому нужно учить и можно учить, так как задатки есть у всех. Между тем все эти важнейшие в жизни вещи выносятся из школы скорее вопреки школе, чем благодаря ей. Важное, здоровое, способствующее формированию цельного мировосприятия как бы нарочно затушевывается.

Взять хотя бы разделение Космоса Знания на отдельные «предметы». Мир един, и это одна из граней его чудесной прелести. История, география, математика — это не острова, а части материка. Они неразделимы и неслиянны, и в этой неразделимости и неслиянности их сущность и величие — так сказать, душа, а не скелет.

Школа сегодня дает знания. Честь ей и хвала. Но стройная система знаний — это сооружение искусственное, как башня, а не естественное, как дерево, — она не исходит из заложенных в каждом задатков, т. к. в ребенке есть предрасположенность учиться, но нет предрасположенности к таблице Менделеева или к биному Ньютона.

Великий делателü принципов Гейзенберг сказал: «Образование — это то, что остается, когда забыто все, чему учили в школе. Образование, если угодно, — это не только яркое сияние, окутывающее в нашей памяти школьные годы и озаряющее всю нашу последующую жизнь, но это и свет, исходящий от занятия чем-то значительным — учебой».

Наша версия цели среднего образования: подготовка умеющего учиться жизнерадостного человека с цельным мировосприятием. Предпосылка успеха в достижении цели — это в первую очередь наличие от рождения соответствующих задатков. Эти задатки можно и нужно развивать.

Сейчас более или менее обозначенной целью обучения в школе является поступление в институт, а служба в армии многими расценивается как досадный перерыв в «образовании», удел неудачников, не сумевших поступить или откупиться, почти катастрофа. Если принять в качестве цели обучения в школе подготовку умеющего учиться жизнерадостного человека с цельным мировосприятием, человека, который может и учиться дальше, и работать, и вообще жить, то служба в армии станет не катастрофой, а этапом образования.

В армии юноша занимается мужским делом в мужской среде, в нормальных жизненных условиях: видит примеры подлости и достойного поведения, приспособленчества и бескорыстия, мелочности и барства, трусости и смелости, выбора между необходимостью смириться или постоять за себя и вообще всего, что бывает в мирной жизни, в спрессованном 1-2 года виде. Все это — не досадный перерыв в образовании, а как бы практические занятия по теоретическому курсу, изученному в школе, этап образования.

Сделаем два допущения:

1) кто не кормит свою армию, тот кормит чужую;

2) мужчина не воин — не совсем мужчина

Знакомство с Калашниковым, воинской дисциплиной и средствами ПВО для юноши никак не менее важно, чем знание особенностей фитоценоза и признаков параллельности.

Несколько слов о соотношении между знаниями по предмету и Знанием. Учителями физики произносятся и в учебниках написаны тысячи слов и десятки формул. В этом океане теряется, тонет, остается за бортом, пожалуй, главное — то, что формирует мировосприятие, может и должно остаться на всю жизнь, когда забудутся термины и формулы: все, что известно в физике, известно из опыта и только из опыта. Используемые абстрактные понятия, термины и формулы — лишь средства оформления, конкретизации сведений, полученных из наблюдений и опытов, ими создается иллюзия «объяснения», «понимания».

Предлагается примерный перечень предметов, по которым будут выставляться оценки в свидетельстве об окончании школы XXI века:

Всему этому учатся и сегодня, но как бы незаконно, в тени тангенциальной составляющей центростремительного ускорения. Выйдем же из подполья на свет жизни, во славу Жизни и Знания, а не «знаний по предметам». Умеющий учиться усвоит и тангенциальную, и радиальную составляющие, когда ему вздумается, вместе со свойствами аммиака и солей аммония.

Профессионал может преподавать и знания, и Знание. Выбор соотношения между ними зависит от общей установки, целей обучения и соответственно программы и конкретных задач. Надо определиться.


0.054440021514893