Будущее разоренной страны прогнозируется авторами исходя из предпосылки, что «мы стоим на пороге беспрецедентного роста национальной экономики, какого еще не знала мировая история». Коротко нарисовав картину ударного труда свободных россиян, реализовавших свои запросы «в полной мере», составители сообщают читателю, что сразу после победы на выборах в декабре 2003 г. под руководством партии «Единая Россия» начнется бурное строительство всего — жилья, транспортной сети, сельского хозяйства, энергетики и пр., в результате чего к 2017 г. Россия станет «лидером мировой политики и экономики».
С авторами Манифеста можно согласиться только в одном: сегодня в стране упадок. Напомним недавнее высказывание нобелевского лауреата Ж. Алферова: «Как же надо не любить Россию, наш многострадальный, терпеливый и добрый народ, чтобы довести за каких-то 10 лет до такого разрушения то, что было нами достигнуто, чем мы гордились? От нашего общего дома остались пепелище и руины… Кто ответит за все эти злодеяния?»
Обещая, что к 2008 г. под мудрым руководством победившей «Единой России», в распоряжение которой после победы на выборах поступит весь (еще не растащенный) ресурсный и человеческий потенциал страны, составители Манифеста умышленно не говорят о том положении, в котором оказалась Россия в результате реформ, за которые двумя руками голосуют в Совете Федерации и Госдуме их представители.
А положение таково, что страна последовательно скатывается на периферию мира, превращаясь в мировую провинцию. В индексах конкурентоспособности, вовлеченности в мировую экономику, темпов роста ВВП, прозрачности экономической системы, правопорядка Россия опускается все ниже и ниже, не вызывая к себе никакого интереса.
Яркий пример — Всемирный экономический форум Давос-2003, на котором впервые не было специальной российской пленарной сессии, но зато побывали такие «мастера» реформ, как А. Лившиц, А. Чубайс и др. Этот форум богатых стал подлинным триумфом КНР, и это понятно: 8% прирост ВВП, 54 млрд. долл. иностранных инвестиций в 2002 году. За аналогичный период в России мы имели виртуальные 4% роста ВВП, никак не сказавшиеся на благосостоянии населения (по данным Госкомстата, в 2002 г. 30% денежных доходов пришлось на 10% самых богатых и только 2% — на долю 10% самых бедных россиян), около 2 млрд. долл. иностранных инвестиций и в результате 90-е место в мире по ВВП на душу населения и 11-е место в СНГ по темпам роста этого показателя.
Забегая вперед, можно с уверенностью утверждать, что всякие призывы хорошо работать и таким образом обеспечить себе достаток (а не пьянствовать на Новый год, как кочегар в котельной, по циничному замечанию «главного энергетика» страны) лишены всякого смысла по той простой причине, что фискальная политика государства сконструирована таким образом, что основное бремя расходов несут на себе простые граждане. Так, за годы реформ доля оплаты труда в ВВП РФ сократилась с 50% до 23%, в то время как в США, например, она выросла с 50% до 70% за этот же период.
Скажите, какой российский предприниматель сегодня будет честно оплачивать труд своих наемных работников, если даже в РАО «ЕЭС России» на выплату дивидендов направляется только 10% прибыли, хотя по общемировым стандартам на это должно расходоваться около 50% доходов компании?
Возьмем сельское хозяйство. В 2002 г. при исключительном урожае зерновых — 92,6 млн.т. сельские труженики заработали на 30% меньше, чем в предыдущем, когда было собрано менее 80 млн. тонн. И все потому, что на внутреннем рынке зерно скупалось по себестоимости — 33 долл. за тонну при том, что мировая цена составляла 110-130 долл., а российское правительство ничем не помогло отечественным производителям зерна. Зато как большой успех реформ в сельском хозяйстве преподносится тот факт, что в производстве продуктов увеличилась доля крестьянских (фермерских) хозяйств. А что здесь странного, если коллективные хозяйства, оставшиеся с прежних времен, планомерно удушаются?
Мало того, что сегодня все граждане России без разбора — и бедные, и богатые — платят подоходный налог в размере 13% (такого нет нигде в мире), так в правительстве рассматривается вопрос о снижении по стране налоговой нагрузки на один процент ВВП в год, в результате чего государственные расходы все более будут перекладываться на рядовых граждан. Как утверждают, эта идея принадлежит РСПП, объединяющему новый крупный капитал. Вмешательство олигархов в государственную политику — одна из опасностей современной ситуации в стране. Недавно мы узнали шокирующую правду о российских миллиардерах, один из которых, М. Фридман, как-то пообещал, что на Великую Россию не даст ни одного рубля.
«Все ждут Российского чуда? Мы его создадим», — смело обещают сочинители Манифеста функционеры «Единой России». Той самой, которая образовалась из четырех парламентских фракций, сверху и при полном отсутствии собственной идеологии, рейтинг которой упал до 14% и которая срочно объявила набор в свои ряды известных хоккеистов, космонавтов и артистов, надеясь таким образом избежать позорного краха на предстоящих выборах. Кстати, принимая во внимание поведение московской т.н. творческой интеллигенции во все годы реформ, неизбежно приходишь к выводу, что ленинская характеристика этой категории российского населения была абсолютно верной.
Чтобы сотворилось чудо, необходимы определенные условия, финансово-экономический потенциал, человеческий фактор и пр.
Федеральный бюджет на 2002 г. составил (по доходам) 2198,5 млрд. руб., из которых 27% — 588 млрд. руб. дали таможенные сборы, т.е. страна фактически треть своих доходов имела от обирания купцов на своих границах. А что же промышленность, природные ресурсы, реализация интеллектуальной собственности — ведь мы только на торговле оружием в 2002 г. заработали около 150 млрд. рублей? Ответ напрашивается сам собой, если взглянуть на доходы частных компаний и отдельных физических лиц. Так, в 2001 г. чистые доходы «ЛУКойла» составили 2,11 млрд. долл., «Сибнефти» — 1,3 млрд. долл., ежегодные доходы М. Ходорковского достигают 35 млн. долл., а родственник Б. Ельцина О. Дерипаска в 2002 г. заработал целых 73 млн. долларов!
Как и в предыдущие годы, бюджет 2003 г. составит незначительную часть — 18,5% ВВП страны (соответственно 2,42 и 13,05 трлн. руб.), при оптимальном соотношении 40-60% в развитых странах с рыночной экономикой. Таких денег, естественно, не хватает для адекватного финансирования бюджетной сферы, тем более что в 2002 г. Россия, например, продолжала закупать за рубежом огромные партии совершенно ненужного нам продовольствия, выплатила по внешнему долгу 14 млрд. долл. (только одних процентов по долгам — 7,2 млрд. долл.), занесла в финрезерв 197 млрд. руб. и списала «безнадежных» долгов других стран на сумму 860 млн. долларов.
Монетаристская либеральная модель, которую насаждают Е. Гайдар и его товарищи, — а именно они до сих пор определяют экономическую стратегию правительства — подорвала производство страны. Институт проблем переходного периода Е. Гайдара и Госуниверситет — Высшая школа экономики Е. Ясина работают полным ходом, получая субсидии от разрушаемого ими же государства.
С маниакальным упрямством, не желая признавать своих ошибок, младореформаторы ставят над страной и народом одни и те же эксперименты, пытаясь доказать, что капитализм — это самый экономичный способ организации жизни, абсолютно пренебрегая особыми условиями России. А наш опыт показывает: чем больше у нас производителей и торговцев, тем выше цены; чем сильнее конкуренция, тем труднее рядовому гражданину решить свои житейские проблемы; чем многочисленнее службы охраны правопорядка, тем менее безопасной становится наша жизнь и т.д. Российский чиновник по своей природе не бунтарь, но выполнить поставленную перед ним задачу может так, что она превратится в свою полную противоположность.
Магические слова для либерал-реформаторов сегодня — «профессионализм» и «инвестиции». Пытаясь задушить оппозицию, обществу постоянно навязывают сказку про «крепких хозяйственников», «просвещенных патриотов» и «государственников», доказывают примат экономики над политикой. И многие уже поверили, что сначала надо разобраться с экономикой, ну а политика — политика потом, забывая, что разгром нашей страны начался именно после смены политического курса.
К нынешнему правящему классу, кажется, лучше всего подходит выражение У. Черчилля о том, что безделье вверху порождает бездельников внизу. «Крепкие хозяйственники» развели невиданную бюрократию, обычная картина — 10-15 заместителей у министра. Возьмем Минэкономразвития и торговли Г. Грефа. Во-первых, почему развития и при чем здесь торговля? Во-вторых, зачем потомку немецких колонистов в министерстве только основных 44 департамента и 5 управлений, в т.ч. отдельных: государственных инвестиций, инвестиционной политики, регулирования рынков алкоголя и табака, внешнеэкономической политики, мониторинга внешнеторговой деятельности, тарифного регулирования, нетарифного регулирования, стратегии экономического сотрудничества со странами СНГ, двустороннего экономического сотрудничества со странами СНГ и пр.? Подозреваю, что аналогичная картина наблюдается и в других российских ведомствах.
Что касается иностранных инвестиций, то, как представляется, они нужны только чиновникам, которые будут их оформлять и распределять по объектам. Сегодня в России избыток денег: золотовалютных резервов на 48 млрд. долл., денежных вкладов населения в рублях и валюте на 1,14 трлн. руб., другие активы. Суть проблемы заключается в том, что, во-первых, ни россияне, ни тем более иностранцы не доверяют государству, а во-вторых, российская экономика разрушена настолько, что не в состоянии осваивать значительные финансовые вливания, исключая, конечно, вариант их разворовывания. Как недавно заявил Г. Греф, 155 млрд. руб., которые бюджетополучатели не смогли израсходовать до 1 января 2003 г., пополнят профицит бюджета. В такой ситуации непонятно, почему вопреки своим неоднократным прежним заявлениям российское правительство производит все новые заимствования за рубежом. Впрочем, так же непонятно, почему в случае появления дополнительных средств должны исчезнуть неплатежи и «черный нал», возникнуть здоровая конкуренция, улучшиться сфера обслуживания, увеличиться капитализация российских компаний и т.д.
С таких стартовых позиций «Единая Россия» обещает своим избирателям в 2004 г. снижение платы за тепло и электричество в два раза, в 2005 г. — справедливое распределение доходов от природных богатств России, в 2006 г. — поголовную занятость, в 2008 г. — благоустроенное жилье, «достойное третьего тысячелетия», а к 2017 г. — полный коммунизм. И достичь этого «единороссы», во всяком случае их костяк, заседающий в Госдуме, собираются путем принятия новых законов.
Какие это законы, за которые единогласно голосовали центристы? Прежде всего это законы о реструктуризации МПС и РАО «ЕЭС России», реформе жилищно-коммунального хозяйства, валютном регулировании, регулировании тарифов на электро- и тепловую энергию, о техническом регулировании, о государственной службе и др.
Все они стряпались на скорую руку с главной целью — побыстрее избавиться от прошлого. Как правило, непопулярные законы излагаются эзоповым языком, маскирующим их суть, а общественность успокаивается обещаниями, что вводиться они будут постепенно, имея в виду, что большинство населения сегодня живет одним днем, не особенно задумываясь о будущем. Примеров хоть отбавляй. Закон о приватизации железных дорог носит скромное название «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». А вот уловка другого сорта: обещают снизить налог на землю, однако умалчивают, что начисляться он будет исходя из ее рыночной (коммерческой) стоимости.
Анализируя их, приходишь к выводу, что Кремль и правительство, разыгрывающие между собой на виду всей страны спектакль про борьбу добра и зла, устали от тяжелой работы и отпускают свой народ в свободное плавание. Другими словами, урезают функции государства, оставляя за собой политику, безопасность и распоряжение бюджетом, передавая все остальные заботы на региональный и муниципальный уровни, возлагая все надежды на свободную конкуренцию и полагая, что рынок все автоматически отрегулирует.
Действительно, за предлагаемой реструктуризацией РАО «ЕЭС России» стоит разрушение уникальной системы, приватизация торговли электроэнергией, сброс всей коммунальной энергетики на местные власти и в конечном итоге — рост тарифов в 5-7 раз. То же самое произойдет с МПС — расчленение единой функции, рост тарифов в 2 раза при сохранении всей затратной инфраструктуры на балансе государства и безработица на железнодорожных путях. Необходимость передела естественных монополий мотивируется их низкой экономической эффективностью, между тем доходы МПС, например в 2002 г., составили 419 млрд. рублей, что на 98 млрд. рублей больше доходов предыдущего года и свидетельствует совершенно об обратном.
Распиской в бессилии правительства, не способного остановить развал коммунального хозяйства, выглядит закон о реформе ЖКХ, означающий ликвидацию льгот и переход в конечном итоге к 100-процентной оплате жилья. Какое уж тут «достойное» жилье, если предусматривается выселение неплательщиков, передача ответственности за жилые здания насильственно создаваемым т.н. «товариществам собственников жилья» и, более того, ежегодное обязательное повышение тарифов на газ и электроэнергию.
Среди других планов правительства, полностью исключающих достижение целей, изложенных в Манифесте партии «Единая Россия», значатся: распродажа земли (в ЮФО на этой почве уже идут столкновения между коренным населением и турками-месхетинцами); приватизация ФГУПов (из 10 тыс. должно остаться 800-900); дальнейшая коммерциализация науки (об этом недавно шла речь в Совете по науке и высоким технологиям с участием президента В. Путина); реформа, точнее, примитивизация наших систем образования и здравоохранения (по данным ВОЗ, по эффектиности системы здравоохранения РФ уже скатилась на 127-е место в мире); вступление во Всемирную торговую организацию (по признанию Г. Грефа, Россия уже потеряла свою нишу в мировом экспорте услуг и примерно половину экспорта высокотехнологичных товаров). О безработице и справедливом распределении природных богатств России речь вообще не идет.
Вот такие сегодня у России основания для того, чтобы в соответствии с Манифестом партии «Единая Россия» стать к 2017 году «ведущей мировой державой». За 15 лет реформ Россия утратила почти все атрибуты великой державы. И быть ли ей могучей — зависит не от подобных манифестов.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |