Глуповский уезд невелик по размерам, поэтому на сход, по данным его устроителей, собралось свыше семидесяти процентов его населения. «Это и есть то благоразумное большинство уезда, на которое опирается партия, — заявили устроители в преддверии схода. — Измышления же отдельных злопыхателей о том, что такое стечение народа вызвано тем, что в местное сельпо завезли дешевые макароны, лишены всяких оснований. Обыватель идет к нам не за макаронами, а исключительно по зову сердца, иначе мы не видели бы среди собравшихся так много знатных купцов, скоморохов и гласных уездной думы».
Действительно, на сход собралась вся глуповская элита. Самые же достойные ее представители — волостные старшины заняли места в президиуме. Ждали даже самого градоначальника. Но тот ограничился приветственной депешей, выразив уверенность в том, что глуповское отделение Партии «Едим Россию» со своим уникальным кадровым потенциалом станет ядром политической жизни и будет определять стратегию развития уезда. Это приветствие, зачитанное околоточным надзирателем и по совместительству председателем отделения, его благородием Глодаловым, было с большим воодушевлением воспринято всеми участниками схода. Затем перед собравшимися выступило само его благородие, взошедшее на трибуну не в официальном мундире, а в демократическом пиджаке.
И хотя околоточному далеко до министра, его речь была столь внушительна и дерзновенна, что позволила сравнить малое с великим и вызвала в памяти бессмертные строки графа А. К. Толстого, написанные ровно 130 лет тому назад:
Вошел министр. Он видный был мужчина,Изящных форм, с приветливым лицом,
Одет в визитку: своего, мол, чина
Не ставлю я пред публикой ребром.
Внушается гражданством дисциплина,
А не мундиром, шитым серебром,
Отсутствие блестящего мундира было с лихвой компенсировано блеском произнесенного доклада:
Министр меж тем стан изгибал приятно:«Всех, господа, всех вас благодарю!
Прошу и впредь служить так аккуратно
Отечеству, престолу, алтарю!
Ведь мысль моя, надеюсь, вам понятна?
Я в переносном смысле говорю:
Мой идеал полнейшая свобода —
Мне цель народ — и я слуга народа!
Прошло у нас то время, господа, —
Могу сказать, печальное то время, —
Когда наградой пота и труда
Был произвол. Его мы свергли бремя.
Народ воскрес — но не вполне — да, да!
Ему вступить должны помочь мы в стремя,
В известном смысле сгладить все следы
И, так сказать, вручить ему бразды».
Яркими, образными мазками докладчик обрисовал успехи, достигнутые за последнее время авангардными слоями глуповского общества в деле проедания уезда. Успехи эти столь впечатляющи, что настало время облечь их в общеуездную идеологию, которая послужит образцом для всей России. Платформа отделения должна быть созвучной ожиданиям людей, одобряющих политику градоначальника. Вокруг него идет процесс становления нового большинства. Однако многие глуповцы, поддерживая градоначальника, не имеют еще четких идеологических взглядов. Их интересы нередко противоречивы. Вот почему отделению не подходит ни левая, ни правая идеология. Нужно новое слово — четкое и емкое, отражающее суть происходящих в уезде перемен. И такое слово найдено!
— Наша идеология, — сказал околоточный, — это идеология общенационального успения. Это успение каждой семьи, каждого гражданина в самом обычном житейском понимании этого слова. Мы намерены стать партией национального успения России. Мы заявляем, что в России есть партия, способная ставить и решать задачи, достойные этой цели. Задача амбициозная — но не утопическая. Тот, кто не ставит перед собой великих целей, неспособен достичь даже самых ничтожных. Поэтому страна остро нуждается в идеологии успения. В проекте усопшей России и программе ее строительства.
Но при этом — никаких революций, никаких безответственных экспериментов. Мы партия не сентиментального, а энергичного, социального консерватизма. Это значит — мы не против перемен, мы за перемены, идущие нам на пользу. Мы следуем принципу: «Сохрани все, что нельзя не сохранить! Тащи все, что нельзя не утащить!»
Для тех же, кому это еще не вполне понятно, сход единогласно принял развернутый манифест «Путь национального успения», сокращенно — «Пну!»
Находка исключительно удачная! Ведь нельзя не признать, что этот лозунг, с одной стороны, несравненно гуманнее и либеральнее лозунгов стародавнего глуповского начальства: «Не потерплю!» и «Разорю!», а с другой — выдерживает по отношению к ним полную историческую преемственность. Он опирается на традицию, столь прочную, древнюю, что содержание манифеста целиком совпадает по своей сути с программой одного из щедринских «помпадуров» — Феденьки Кротикова.
«Феденька рвался вперед, нимало не думая о том, какие последствия будет иметь его рвение. Он писал циркуляры о необходимости заведения фабрик, о возможности, при добром желании, населить и оплодотворить пустыни, о пользе развития путей сообщения, промыслов, судоходства, торговли, и изъявлял надежду, что земледелие»…
«Но увы! — продолжает Щедрин, — из всех этих либеральных затей Феденька достиг относительного успеха лишь по части пресечения бунтов и взыскания недоимок. Ко всем прочим его запросам общество отнеслось тупо, почти безучастно. Фабрики не учреждались, холера не прекращалась, судоходство не развивалось, купцы продолжали коснеть в невежестве, а земледелие, споспешествуемое сибирскою язвою, давало в результате более лебеды, нежели истинного хлеба.
Тем не менее Феденька не сразу уныл духом; напротив того, он сделал над собой новое либеральное усилие и по всем полициям разослал жалостный циркуляр, в котором подробно изложил свои огорчения и разочарования.
«Неоднократно замечено было мною,- писал он в этом циркуляре, — что в нашем обществе совершенно отсутствует тот дух инициативы, с помощью которого великие народы совершают великие дела… Я питал надежду, что голос мой будет услышан и что здоровые силы страны воспрянут от многолетнего безмятежного сна, дабы воспользоваться плодами оного. Скажу более: я был уверен, что отечество наше, искони превосходя государства Западной Европы беспрекословным исполнением начальственных предписаний и непреоборимым благочестием, станет наряду с ними и с точки зрения промышленности и полезных изобретений.
Но, к великому и душевному моему огорчению, я усматриваю, что наше общество продолжает коснеть в бездействии. А именно — путей сообщения не существует, судоходство в упадке, торговля преследует цели низкие и неблагородные, а при взгляде на земледелие единственная мысль, которая приходит в голову, есть следующая: всуе труждаются зиждущие! К сему, с течением времени, присоединились процветание кабаков и необыкновенный успех сибирской язвы».
Нотки неподдельного душевного огорчения тем, что дела идут не так, как предписано в циркулярах, прозвучали и в докладе околоточного надзирателя. Вскрыты и причины. Уездное правление оказалось явно не на высоте задач, поставленных перед ним градоначальником. «Правление утратило способность к энергичному решению наиболее актуальных и болезненных проблем уезда», — подчеркнул докладчик. Так, например тарифы на лучины и лампадное масло растут с каждым днем. Это обрекает обывателя на сидение в темноте,
Отдельные злопыхатели из числа нераскаявшихся сторонников произвола пытались задавать вопросы, почему же тогда именно гласные от «Едим Россию» провели в уездной думе закон, позволивший невозбранно драть с обывателя семь шкур за лучины и прочие продукты первой необходимости.
Однако эти неуместные вопросы были отвергнуты с благородным негодованием. Ведь репутация партии столь безупречна, что ее не в силах подмочить никакая клевета. Недаром же ее символом избран любимый герой наших народных сказок — серый волк. Сильный, храбрый и благородный — санитар леса, отар и стад. Пока он у власти и голоден, а голоден он, как известно, всегда, «Путь национального успения» — единственно реалистичная программа развития глуповского уезда.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |