Интернет против Телеэкрана, 19.07.2014
Господин Гексоген
Дзябченко А.
Так уж получилось, что книга Александра Проханова «Господин Гексоген» — это единственное литературное событие российского настоящего. Единственная книга, которая, что называется, наделала много шума сама по себе, без рекламы, раскрутки в СМИ и искусственных скандалов. Проханов — фигура хорошо известная в политической жизни страны, один из идеологов патриотического движения, главный редактор газеты «Завтра», пылкий публицист и мастер ядовитого политического памфлета.

В 70-е, 80-е годы, в качестве сотрудника ведущих советских газет Проханов побывал во всех «горячих точках» земного шара, он был военным корреспондентом в Афганистане и Эфиопии, в Кампучии и Анголе — везде, где сталкивались интересы двух великих сверхдержав. В 90-е годы он близко наблюдал трагические события уже внутри страны: 91-й год — распад СССР, 93-й год — расстрел Верховного Совета, и многие другие «локальные войны» пост-советской политики.

Роман «Господин Гексоген» посвящен событиям осени 99-го года, когда телеэкраны и газетные полосы заполонила просто какая-то вакханалия грязных политических игр. Могущественные олигархи, высшие правительственные чиновники, политические лидеры схлестнулись в борьбе за власть, почувствовав политическую и физическую слабость президента Ельцина. Страна с изумлением наблюдала небывалый размах интриг, войны компромата, лихорадочный карнавал масок и марионеток. Газеты были переполнены версиями событий, происходящих за пределами телеэкранов.

Герой романа — отставной генерал разведки, ушедший на тревожный покой в 91-м году, находившийся в стороне от политической жизни страны много лет. Неумолимое движение судьбы вносит его в самый центр масштабного заговора. Он узнает, что за спинами олигархов, политиков, чиновников стоят его бывшие коллеги из КГБ, ловко управляющие ходом политических событий. Цель заговора — приход к власти легко узнаваемого Избранника, который должен сменить больного президента на его посту, гарантируя тому безопасность и достаток.

И тут мы приходим к поразительной черте нашего времени. Роман, посвященный современным событиям, вчерашнему дню, написан по законам фантастического жанра. Никто не знает, как происходили события на самом деле. Мы не знаем, какие решения на самом деле были приняты за кулисами политической сцены. Автор, таким образом, предлагает нам цельную и логичную версию событий, в которую встраиваются все публичные факты той осени. Виртуальность нашей жизни достигла такой степени, что роман, посвященный нынешнему дню, может быть только фантастическим!

Вместе с героем, интелектуалом и провидцем, профессионалом высочайшего класса, мы вынуждены с отвращением проникнуть в самую сердцевину мрачного заговора, управляющего жизнью страны. Нам откроются пышные пиры в Георгиевском зале Кремля, кабинеты загадочного Фонда, созданного спецслужбами, съемочные площадки и тайные алхимические лаборатории Останкино, беззаботные праздненства московской элиты и кровавое поле боя в дагестанских горах. Герой присутствует там, где сильные мира сего принимают решения, стоящие десятков тысяч жизней. Перед нашими с ним глазами проходят все видные фигуры нашего общества, скрытые псевдонимами и прозвищами, но легко узнаваемые.

Книга пронизана духовным и мистическим поиском героя, не понимающего, не умеющего найти нового смысла жизни. Принимая участие в событиях, меняющих судьбу его страны, он видит в них борение сил добра и зла, но не может разобраться, какой из переплетающихся секретных проектов на его стороне. Его личная борьба обречена на поражение, но высшие силы хранят его для мучительных испытаний.

В тайном разгуле нечистой силы, свидетелями которого мы становимся, есть что-то безумное, булгаковское. Мелькает на страницах книги отрезанная голова, предатель, отпивающий из чаши смерти, огонь, сметающий дома, и безумный пророк, погибающий на Красной площади в искупительном жертвоприношении.

Книга написана мастерски, каждое слово в каждой фразе на своем месте. Повествование размеренное, но захватывающее. Красочные описания умелого и опытного художника, цельные, яркие образы героев, точные картины мест действия. По сути это не исторический роман, он больше напоминает древнегреческую трагедию с длинными страстными монологами злодеев и праведников, властителей и цареубийц. Герои говорят не обыденными словами, мы слышим их так, как будто читаем их мысли, заглядываем в их души, наверное так слушает людей Бог.

Книга эта была необходима, как попытка осмыслить нашу реальность, сущность власти, обнаружить смысл нашей жизни. Проханов сделал попытку пробиться через информационный хаос, чтобы заглушить белый шум обывательского существования трагедией высокого духовного поиска. Автор воспел личный вызов человека, побывав военным корреспондентом на линии фронта, проходящей через душу каждого из нас.


0.04905104637146