Интернет против Телеэкрана, 19.07.2014
«Пиар» как искусство красиво лгать
Пономарев О.
Родиной «пиара» (PR — связи с общественностью) считают США, а в качестве объяснения называют американскую демократическую традицию, включающую право общественности знать все относящиеся к общественной жизни факты. «Пиарщики» всего мира, в том числе теперь и российские, пытаются представить свою деятельность не более чем услугой по просвещению общественности о действительном положении дел у клиента. Высшей целью «пиара» объявляется установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.

О правде в контексте PR хотелось бы рассказать подробнее. Слово «правда» с удивительной регулярностью встречается в каждой статье, книге или определении, посвященному PR. Особое место в подобной литературе занимают объяснения якобы имеющихся различий между «пиаром» и пропагандой. Буржуазный идеолог и пропагандист «пиара» Сэм Блэк, в своей книге «PR. Что это такое?» пытается убедить читателей, что PR «невозможно использовать для поддержки неправого дела». По его собственному определению, «PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». На этот счет так называемый Золотой Документ N 6 Международной Ассоциации Связей с Общественностью (IPRA) вторит утверждениям Блэка: «Цель PR — достижение согласия; цель пропаганды — создание движения. PR стремится к достижению честного диалога, пропаганда к этому не стремится. Методы PR подразумевают полную открытость; пропаганда при необходимости скрывает факты. PR стремится к пониманию; пропаганда — к привлечению сторонников».

Всем этим сказкам можно было бы легко поверить, если бы «пиарщики» ограничивались лишь их сочинением. Однако им приходится еще и работать. Действительные же дела «пиарщиков» выдают их с головой.

Возьмем пример, описанный в книге «Связи с общественностью» отечественного «пиарщика» А. Н. Чумикова, владельца PR-агентства «Международный пресс-клуб»:

«В 1997 г. Правительство РФ приняло решение о реорганизации и приватизации Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (ДПО ГА), на базе которого предполагалось создать три предприятия — государственное унитарное «Администрация аэропорта „Домодедово“» для управления всем федеральным имуществом, не подлежащим приватизации; ОАО «Авиакомпания „Домодедовские авиалинии“» на основе летно-технического комплекса и ОАО «Аэросервис „Домодедово“» на основе комплекса служб аэропорта.

У такой схемы нашлись противники, начавшие забастовку с требованием отменить решение Правительства, ликвидировать созданные в аэропорту АО и провести приватизацию по иной схеме. Забастовщики выдвинули версию: реорганизация нарушит нормальную работу аэропортовского комплекса, скажется на безопасности полетов, нанесет моральный и материальный ущерб как аэропорту, так и его пассажирам.

Агентство «Имиджленд PR» вместе с руководителями служб аэропорта сформировало иную версию: забастовку хотят использовать как способ шантажа для борьбы с решениями Правительства, а не как возможность урегулирования коллективных трудовых споров работников с работодателем. Требования, предъявленные стачкомом, призваны замаскировать истинные причины акции, имевшие криминальную подоплеку.

Большинство забастовщиков составляли грузчики, а теневой оборот почтово-грузового комплекса (ПГК) до реорганизации оценивался экспертами в 250—300 тыс. долл. в месяц. Реорганизации и компьютеризация ПГК позволяли тщательно контролировать прибытие и отправку грузов и наносили серьезный ущерб «левому» заработку.

Оперативное и широкое продвижение второй версии, подкрепленное соответствующими фактическими материалами, привело к тому, что именно она доминировала в СМИ, забастовочная ситуация была нейтрализована, а возможные потери от забастовки сведены к минимуму«.

В этом примере ясно просматривается истинное лицо индустрии обмана и клеветы с красивым названием «пиар». Ключевое слово в приведенной статье — «версия»: «Агентство „Имиджленд PR“ вместе с руководителями служб аэропорта сформировало иную версию». Все гениальное просто! Зачем искать правду, когда можно нанять агентство, чтобы последнее позаботилось о выработки «иной версии». О том, что иная версия — всего лишь миф, «почему-то» забывается. Причем миф не безобидный, посягающий на честь и достоинство бастующих. Попросту — клевета, уголовно наказуемое деяние.

Если присматриваться к деятельности PR-агентств внимательно, а не между делом, можно очень быстро прийти к выводу, что вся их деятельность базируется на элементарном принципе перекладывания проблем с больной головы на здоровую при помощи изобретения наиболее вероятной и правдоподобной версии в пользу тех, кто оплатил их услуги.

Конечно, методики PR многочисленны. Все тот же А. Н. Чумиков знакомит нас со следующими из них:

Но ни одна из методик не проходит теста на добропорядочность и тем более на правду… «Пиарщики», конечно же, не могут не беспокоиться о сохранении собственного реноме. С этой целью они проводят планомерное внедрение в сознание обывателя мысли об отсутствии «черного пиара» как явления природы. «Черной может быть лишь пропаганда» — заявляют они и снова лгут, т.к. именно «пиар», как мы увидели, может быть только черным, а пропаганда, напротив, является всего лишь распространением каких-либо идей.

Безусловно, у «пиарщиков» есть и более глубокие, но менее очевидные цели:

  1. узаконить профессию «жрецов правды» и заставить публику естественно воспринимать их присутствие как гарантию торжества истины и справедливости, тем самым ослабив сопротивляемость к проводимым манипуляциям с сознанием;
  2. снабдить господствующий класс эксплуататоров надежным средством обеления имиджа;
  3. отбить охоту у трудового народа объединяться в движения по борьбе за свои права, заранее обвинив любого лидера такого движения в пристрастии к пропаганде, являющейся, по определению «пиарщиков», недопустимым видом деятельности в «демократическом» обществе.

0.053180932998657