Интернет против Телеэкрана, 19.07.2014
Как и почему умрет государственный наземный общественный транспорт в Москве.(Рассуждения на экономические темы)
Морозов А.
Побудило меня написать это маленькое рассуждение вот что.

Во-первых: как-то прошлой осенью попался на глаза телерепортаж о том, как водителям автобусных парков Москвы выдали зарплату талончиками, срок действия которых заканчивался на следующий день (продать за день здоровенную пачку талонов на несколько тысяч рублей, естественно, невозможно).

Во-вторых: довелось мне проехаться сначала в маршрутке, а потом на троллейбусе, в следствии чего образовалось некоторое свободное время, в которое и было измыслено нижеследующее.

Итак, многие из нас еще помнят те светлые, хотя кому как, времена, когда в лексиконе горожанина слова «маршрутка» не было. Вот так вот. Не было. Были автобусы, троллейбусы, трамваи. Все государственное, все по одной и той же цене. Сначала пять копеек, потом — вслед за уровнем инфляции. Появление первых маршруток лично я не могу точно отнести к какому-то конкретному временному периоду, но именно оно, по моему мнению, стало началом конца московского наземного общественного транспорта.

В экономических терминах это объясняется так — началось изъятие платежеспособного спроса из сферы общественного транспорта. На первый взгляд автобус выгоднее маршрутки, потому как перевозит больше людей, удельные затраты на перевозку одного человека меньше, стало быть автобус может снизить (или просто не повышать) плату за проезд. Но, как оказалось, все ровно наоборот. Маршрутка на базе ’Газели’ окупается гораздо проще и быстрее, потому как деньги в ней собираются с каждого сразу после

посадки, зайцем не проедешь, и льготы в маршрутке никакие не действуют, а в общественном транспорте льготных категорий, как выяснилось, десятки.

Вот, как обычно опередив медлительный автобус на один поворот, белый микроавтобус подъезжает к остановке. Кто из заждавшихся и, конечно же, опаздывающих пассажиров, сядет в маршрутку? Ответ прост: тот, у кого есть деньги. И если раньше была существенная разница в цене проезда не в пользу маршрутки — 3 рубля против 6, 4 против 7 или 8, то теперь ее почти нет. Можно проехать в маршрутке за 8 рублей, а автобус обойдется в 10 (это если брать талон у водителя, а так — 7, все равно почти одно и то же).

Подобная нелепая ситуация, когда автобусные цены задраны до небес, сложилась именно из-за того, что маршрутки очень расчетливо сняли все сливки отрасли, и общественный транспорт вынужден брать больше с тех, кто в нем платит, чтобы возить зайцев и льготников, которые только общественным транспортом и ездят. В час пик, например, зайцы могут ездить спокойно — контролеры в переполненные автобусы особо не лазали и не лазают, отлавливают нарушителей днем, а днем их маловато, чтобы серьезно пополнить казну транспортников.

Последними двумя отчаянными мерами в прошлом году были повышения штрафа до 100 рублей и, несколько раньше, повальная ’кондукторизация’ автобусов. Обе меры запоздали. Число маршруток растет, цена перевозки в них сравнялась с автобусной, а это означает начало совсем уж неприличного периода в истории автотранспорта. Теперь тот самый ’платежеспособный спрос’ будет изъят полностью, абсолютно все те, кто способен заплатить, предпочтут автобусу маршрутку, если, конечно, в ней еще будет место.

Водителям автобусов, троллейбусов и трамваев придется еще хуже, чем сейчас, как и всему начальствующему над ними ведомству.

Картина, вроде бы, мрачна только для транспортников. Для нас, любимых, для пассажиров, кайф — будут сновать юркие маршрутки по 8 рублей, удобные, теплые и прочее. Гарантированное сидячее место и радио «Шансон» над ухом. Однако ж нет.

Что будет делать наше любимое государство, когда узрит все это?

Может оно, конечно, сделать наземный транспорт бесплатным, раз уж почти все, кто в нем ездит, и так ездят даром. Но тогда на линиях автобусов останется еще меньше, чем сейчас, и в этот бесплатный транспорт будет набиваться народу выше крыши. Бесплатно ж. И придется снова вводить плату.

Может государство и отречься от общественного транспорта, взять, да и сбыть его в частные руки, приватизировать. Отдать на откуп тем же владельцам маршруток или их конкурентам. Одна проблема — если продавать маршруточникам, то возникнет негосудартсвенная монополия, а это черевато отменой всех льгот и подъемом платы за проезд, а если продавать их конкруентам — то отменой льгот и отменой самых поздних и

самых ранних рейсов, как не окупающих себя. Никому не захочется работать себе в убыток, уж извините, дорогие пассажиры. Ходите, бабушки и дедушки, от метро до дома пешком, здоровее будете.

Не стал бы я писать эти размышленьица, кабы не одна забавная вещь. Общая ситуация в нашей стране отражается в этой истории как в капле воды — все наше государство в последнее время разделяется точно таким же образом, каким был разделен пирог городских пассажирских перевозок. В частные руки отдаются вкусные съедобные вершки, а в государственных остаются корешки — сплошные затраты. И если раньше государство могло покрывать эти затраты из суммы всех доходов с вершков, то теперь — только из суммы собранных налогов, которых постоянно не хватает. Итого, весь этот опус можно смело озаглавить: «Как и почему умрет сегодняшняя Россия».

Хотелось бы, очень хотелось верить, что маршруткам «дали добро» за некую мзду, ибо это означало бы, что бравшие мзду разумны(пусть и враждебны народу) и, после соответствующей «санобработки» их в принципе еще можно использовать как разумных людей на работе, требующей этого самого разума. Если же все произошло спонтанно, то увы, власть, разрешившую такое без «отката» в свой карман, иначе как полностью деградировшей интеллектуально (вопрос с совестью мы тут в силу очевидности ответа опускаем) не назовешь.

Впрочем, события, происшедшие уже после написания большей части этой статьи (это было в конце декабря 2002 года), подтверждают первый вариант. События эти следующего характера — в Москве начался эксперимент с введением в автобусах турникетов, обеспечивающих проход внутрь только льготникам и тем, кто может оплатить свой проезд. Исходя из заявлений властей следует ожидать повальной турникетизации Москвы не то чтобы очень скоро, но уже в ближайшем будущем. Чем это кончится — показал опыт в Зеленограде. Там, благодаря турникетам, у автобусов выстраиваются очереди, время стояния в которых подчас равно времени поездки и примерно половину времени рабочего дня водителя теперь занимают именно такие простои. После этого что уж говорить о частоте и регулярности рейсов. Проводя такой же эксперимент в Москве, московские власти хотят получить наконец-то деньги с тех, кто ездит в автобусах, но дождутся они только одного — все, у кого будут деньги окончательно пересядут на маршрутки, а в очередях будут стоять только пенсионеры и прочие льготники. Естественно, маршрутчики, люди свою копейку считающие хорошо, тут же увеличат парк маршруток, чтобы справиться с новым потоком пассажиров, что приведет к еще большей загруженности москвских улиц. Хотя сейчас кажется, что дальше уже нельзя. Ну, это только кажется.

В общем итоге в плюсе от этого проекта останутся только те, кто продвинется по службе, проводя «турникетизацию» в жизнь и те, кто будет ставить эти турникеты по заказу города. Самим же автобусникам и прочим работникам наземного общественного транспорта грозит участь весьма незавидная, ибо эта инновация выгребет последнее из закромов, ничего не дав взамен. Придется всем водителям переучиваться на машинистов электропоездов метро, которому пассажиров только прибавится. Хотя, опять же, куда уж больше-то! И так в час пик не протолкнутся… Увы. Придется проталкиваться.


0.048320055007935