Утописты-мечтатели, понятия не имеющие и никогда не имевшие о русском народе, вообразили, что за одно послушание золотых речей их народ этот отдаст и красное яичко в Христово Воскресение и братское целование при встрече друг с другом, - даже отдаленно знающих один другого людей, - и всю великую обрядность и наряд церковный и народный. 
Народ послушался было их на несколько месяцев, но уже теперь испытывает в тяжелых вздыханиях, что значит променять родную историю, скованную в груди этого самого народа, на клубную болтовню разных заезжих людей и туземных господ, подражавших этим заезжим людям . 
Прошло всего 14 месяцев и Россия испытала такой погром и разгром самое себя, перед которым бледнеют все бедствия, вынесенные нами в нашей многотрудной и терпеливой истории. 
Воистину, нет сил больше терпеть и переносить. Ни татарское жестокое нашествие, ни вхождение в Россию Наполеона, ни Крым и Севастополь, ни половцы и печенеги не вносили в Россию и малой доли того крушения сил ее, какое внесли эти всего 14 месяцев. Буквально, мы стоим как бы при начале русской истории, буквально - русская история как бы еще и не начиналась. Приходится опять заводить все сначала, приходится тысячелетнего старца сажать за азбуку, как младенца, и выучивать первым складам политической азбуки. 
Ни о каком красном звоне, ни о каком ВОСКРЕСНОМ событии не может идти речи в теперешнем населении России, которое забыло свою историю и веру, им же самим, этим населением взрощенную, - им же самим, этим населением, возделанную. 
Виноградарь сам вырвал лозу, им когда то посаженную, и пахарь затоптал поле, им вспаханное. Все это под трезвон разглагольствований, в которых была бездна злобы и не было никакого смысла. Кому то понадобилось возбудить эту злобу, - кому то понадобилось затемнить этот смысл. 
Понадобилось призвать русских людей друг на друга, возбудить сословную или так называемую "классовую рознь", хотя с чужого голоса русские люди впервые выучились или вернее начали выучиваться произносить слово "класс". Как будто князья русские не на тех же ворогов вели Русь, на которых шли и простые ратники, вчерашние хлеборобы; как будто вообще "езда" не состоит из ямщика, коней и саней... 
Но кому то понадобилось распрячь русские сани, и кто-то устремил коня на ямщика, с криком - "Затопчи его!", ямщика на лошадь, со словами - "Захлещи ее!", и поставил в сарай сани, сделав невозможною "езду". 
Кому-то понадобилось приостановить русское движение, кто-то, явно испугался его и начал нашептывать ядовитые шепоты о классовой розни. Кто-то давно начал мутить и возмущать Русь. Не "классовые интересы", занимали этого врага Руси. Ему нужно было ослабить всю Русь. 
И вот Русь повалилась и развалилась, как глина в мокрую погоду. 
Еще вернее будет сравнение, если мы скажем, что она развалилась под идущим железнодорожным поездом. 
Со временем история разберет и укажет здесь виновных. Хотя и теперь уже очевидно, что в Государственной Думе четырех созывов не было с самого же начала ровно ничего ГОСУДАРСТВЕННОГО; у ней не было самой заботы о Государственном и Государевом деле, и она только как кокотка придумывала себе разные названия или прозвища, вроде "Думы народного гнева" и тому подобное. Никогда, ни разу в Думе не проявлялось ни единства, ни творчества, ни одушевления. Она всегда была безталанною и безгосударственною Думою. 
Сам высокий титул: "Думы" - к ней вовсе не шел и ею вовсе не оправдался. Ибо в ней было что угодно другое - кроме "думанья". Образование так называемого "прогрессивного блока" в ней было крушение последних ГОСУДАРСТВЕННЫХ надежд на нее. 
Все партии соединились даже и националисты, даже и правые, чтобы ОБЕЗГОСУДАРИТЬ Россию, сделать из нее толчею так называемых "общественных элементов" или общественных сил, не руководимых болею одною государственною силою и национальным интересом. 
Завершающая формула этого общественного движения, выраженная в требовании "ответственного перед Думою правительства", была особенно интересна в виду того, что сама Дума обозначалась с тенденцией или с возможностью предать всю Россию врагу, с которым эта Россия находилась "в состоянии войны". Большего абсурда, большей нелепости, кажется, не встречается во всемирной истории и в игре политических сил и страстей. 
Последствием было то, чему мы были свидетелями эти 14 месяцев. 
Россия обезгосударилась, но и вышло кое-что непредвиденное: она перестала кому бы то ни было и чему бы то ни было повиноваться. Она начала просто распадаться, деформироваться, переходить в состояние первобытности и дикости. Так называемой "русской культуры", от имени которой было предъявлено столько требований, - как не бывало. Зовущий к ответу перед собою остался сам без имени и без лица. 
Россию нужно строить сначала, моля Бога об одном, чтобы это была летаргия, а не смерть. 
Так то мы встречаем праздничек Христов. И колокол зазвучал сегодня в двенадцать часов ночи так печально, с такими дрожащими в себе звуками, как он не звучал ни однажды в тысячу пятьдесят шесть лет изжитой нашим народом истории. Самое страшное из всего, что это оказался и не "народ", а какие то "люди". 
- "Чьи это люди?" - спрашивают иностранцы, и отвечают насмешливо: 
- "Мы не знаем". 
Вот поистине состояние, неизвестное еще в географии. 
Василий Розанов
Журнал "Вешние Воды", Пасха 1918 года
http://derzava.com/art_desc.php?aid=141
 
      



 
  
 