Южная Осетия отказалась признать власть Тбилиси после распада Советского Союза в 1991 году, и с тех пор в этой провинции находились российские миротворцы. До нападения грузинских войск на Южную Осетию между Тбилиси и южноосетинами было перемирие. Отчёты дипломатов из американского посольства показывают, что США знали о том, что грузинская армия "перебрасывала войска на позиции на грузинской территории к югу от зоны конфликта и что войска Тбилиси находились в "повышенной боевой готовности, чтобы продемонстрировать решимость". В телеграмме сказано, что наблюдатели посольства США были очевидцами того, как 30 правительственных автобусов "везли людей в форме в направлении севера" в сторону Южной Осетии в день грузинского нападения.
Грузинская атака на Южную Осетию, начавшаяся 7 августа, включала артиллерийский обстрел основного города - Цхинвали, за которым последовало наземное вторжение войск. Во время этой операции были разрушены сотни гражданских объектов и погибли примерно 160 южноосетинцев и 48 российских военнослужащих. Несмотря на то, что посол США Джон Теффт знал о военных приготовлениях Грузии, он, как только война началась, просто передавал заявления грузинского президента Михаила Саакашвили, что Россия является агрессором. Газета "Нью-Йорк Таймс", получившая документы Госдепартамента, обнародованные на сегодняшний день WikiLeaks, прокомментировала в среду, что эти отчёты посольства США в Тбилиси основывались не на каких-либо данных войсковой разведки, а исключительно на информации, полученной от источников внутри грузинского правительства.
"В телеграмме не было свидетельств о том, что осетинские атаки вообще имели место после перемирия, и в ней преуменьшалось значение единственного независимого сообщения, полученного от военных наблюдателей в Цхинвали из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, сообщила "Таймс". В последующем заявлении для международной комиссии по расследованию конфликта бывший офицер британской армии Райан Грист, являвшийся высокопоставленным представителем ОБСЕ в Грузии в момент начала войны, сказал, что грузинская атака была "совершенно без выбора определённых целей и несоразмерной любой провокации, если таковая вообще имела место" со стороны южноосетинцев. Зная, что нападение 7 августа на Южную Осетию, где находился российский гарнизон, вызовет большой конфликт, Теффт посоветовал грузинским министрам иностранных дел и обороны, чтобы они "сохраняли спокойствие, не горячились и уменьшали напряжённость ситуации", как показывают документы WikiLeaks.
То, насколько Ващингтон был заранее предупреждён или даже замешан в нападении на Южную Осетию, приказ о котором отдал Саакашвили, остаётся неизвестным, хотя WikiLeaks опубликовали лишь небольшую часть документов Госдепартамента, которые у них имеются. У грузинского правительства были очень тесные связи с Вашингтоном до начала войны 2008 года. Саакашвили пришёл к власти в результате так называемой "революции роз" в 2003 году - поддержанного США переворота, который сверг давнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе и ознаменовал собой установление твёрдо проамериканского и проНАТОвского режима в Тбилиси. При Саакашвили Грузия получала от США военную и обычную помощь на миллиарды долларов, и американские военные были в значительной степени вовлечены в обучение своих грузинских коллег в качестве вводной части предложенного вступления бывшей советской республики в НАТО. Когда Москва отреагировала на атаку на её войска в Южной Осетии нанесением превосходящего вооружённого удара 9 августа, Вашингтон включил на полную мощь режим пропаганды с тем, чтобы изобразить Россию агрессором, а Грузию - невинной жертвой.
В другой телеграмме посольства США в Тбилиси, отправленной незадолго до российского контрнаступления, сообщается, что " президент Саакашвили сказал послу во время телефонного разговора утром, что русские хотят захватить Грузию и установить там новый режим". В сообщении снова не было предоставлено никакого независимого подтверждения этого заявления. Основываясь исключительно на сообщениях грузинской стороны, американское посольство послало в Вашингтон серию сообщений с описанием "разрушенных больниц", "русских", стреляющих в местных грузин и насилующих женщин/девушек, вертолётов Москвы, "сбрасывающих авиабомбы на национальный парк Боржоми, чтобы вызвать пожары", и русских войск, стреляющих в "мирное население в Гори". Единственное признание посольством ненадёжности их грузинских источников было сделано в телеграмме, отправленной через несколько дней после начала войны, в которой было сказано, что "Всё более трудно получить точный анализ военной ситуации из-за неясной боевой обстановки и того факта, что система управления и руководства Грузии развалилась".
Документы, которые предположительно были переданы журналу "Русский репортёр" добровольцем WikiLeaks, предоставляют другие свидетельства того, что посольство США проводило политику преднамеренного введения в заблуждение. Согласно московскому журналу, в телеграмме посла Теффта в Госдепартамент после начала войны утверждалось, что следует подготовить согласованную позицию для реагирования на вопросы тех, кто не уверен в "абсолютной невиновности Грузии". Позиция посла Теффта в поддержку Саакашвили полностью совпадала с точкой зрения администрации Буша. После контрнаступления России 9 августа бывший тогда вице-президентом Ричард Чейни предупредил, что "российская агрессия не должна остаться без ответа", добавив, что действия Москвы будут иметь "серьёзные последствия" для отношений с Соединёнными Штатами. Через несколько дней подразделение ВМС США отправилось к черноморскому побережью Грузии, явно пытаясь вынудить Кремль отказаться от захвата Тбилиси и свержения ставленника Вашингтона, Саакашвили.
Бывший тогда сенатором Барак Обама, проводивший предвыборную кампанию, осудил российскую "агрессию" и повторил как попугай заявления администрации Буша, что Грузия действовала лишь в целях самообороны.Американская пресса и телеканалы быстро согласились с официальной позицией, осуждая российское вторжение в Грузию, одновременно усердно игнорируя заявления о том, что конфликт был начат Тбилиси. Эта единая позиция в отношении войны, происходившая из сообщений режима Саакашвили, поступавших через посольство США в Тбилиси в Вашингтон, резко контрастировала с тысячью страниц свидетельств, собранных независимой международной миссией Европейского Союза по установлению фактов в отношении конфликта в Грузии. Это расследование, которое возглавляла швейцарский дипломат Хайди Тальявини, представило свой отчёт в сентябре 2009 года - при почти полном молчании правительства США и его союзников в СМИ.
В отчёте сказано, что "Ни одно из объяснений, представленных грузинскими властями в качестве некого юридического обоснования атаки", не было состоятельным. "В частности, не происходило никакого масштабного российского военного вторжения, которое грузинские военные силы должны были остановить", подтвердила Тальявини.
"Артобстрел Цхинвали грузинскими войсками в ночь с 7 на 8 августа 2008 года знаменовал собой начало широкомасштабного вооружённого конфликта в Грузии", сказано в отчёте ЕС. "Есть вопрос о том, было ли применение силы Грузией в ночь с 7 на 8 августа оправданным по международным законам. Оно не было оправданным... невозможно согласиться с тем, что обстрел Цхинвали реактивными миномётами "Град" и тяжёлой артиллерией может отвечать требованиям необходимости и соразмерности", установило расследование.