Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу...
Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Не прагматиками, а русским Солдатом-Личностью, воспетым Александром Твардовским, был определён и ялтинский миропорядок.
И следующий – послеялтинский - миропорядок может и должен быть определён не прагматиками.
Но и не абстрактными фантазёрами-идеалистами, конечно, поскольку принцип личности задаёт не идеализм, а абсолютный реализм.
Ведь личность есть высшая и абсолютная реальность любого человека, в которой он напрямую соприкасается, взаимодействует и совпадает с любым другим человеком, со всеми живущими, жившими и с теми, кому ещё предстоит жить, с человечеством, а в христианстве ещё и с ангелами и Богом.
Не случайно по определению ряда православных богословов личность есть динамический «кусочек Бога» в каждом без исключения человеке. В рамках данной мыслительной традиции, берущей начало от Платона, личность была создана до начала мира и мир исходно «спроектирован» как личностный, организуемый вокруг личности, что и делает человека и человечество сопричастным божественной природе. Разумеется, этот образ «кусочка» или «частицы» необходимо понимать не натурально и, тем более, не в смысле хоть какого-нибудь тождества человека с Богом, а как образное представление метода реализации заповеди быть по образу и подобию божьему.
Идея личности для православного человека собственно и есть внеконфессиональная форма присутствия Христа в этом мире, утверждения образа Христа, согласно которому Он есть Тот, Кто «смертию смерть поправ». Личность есть тот, кто знает и верит, что «больше сея любве никтоже имать, да аще кто положит душу свою за други своя».
Важно при этом то, что идея личности, рождённая и выработанная в лоне христианства является именно внеконфессиональной и имеющей абсолютные аналоги во всех религиях и культурах мира и, следовательно, носит универсальный характер. Более того, только принцип личности, утверждаю я, может выступать механизмом объединения стремительно разделяющегося человечества.
После того, как СССР-России принёс себя в жертву ради избавления мира от нацизма, предлагавшего неарийскому человечеству от имени якобы избранных людей «первого сорта», этих «белокурых бестий» свой «Ordnung», никто не имеет права делать вид, что напяливаемый ныне на мир «Order» не является столь же рассекающим и разделяющим человечество, столь же античеловеческим и преступным в основе своей. То есть, не мировым порядком, а глобальным концлагерем.
Такой порядок, вполне вероятно, для многих станет сносным, достаточно сытым и даже комфортным. Но он принуждает людей быть не личностями, а вещами и объектами, поскольку не даёт возможности определять этот порядок и менять его со стороны тех, кого он упорядочивает. Альтернативой мировой державе России и порядку вокруг принципа личности в XXI веке может быть только гиперимперия с таким «порядком» для огороженной от «золотого миллиарда» «периферии», где личность и своеобразие не нужны и даже противопоказаны.
Этот порядок, собственно, и пытаются установить сегодня в виде торжественного марша по земле «демократии и свободы».
Ещё 1 июня 2002 года, выступая перед выпускниками Вест-Пойнта – главной Военной Академии США, Дж. Буш заявил, что к началу нового века «выжила и оказалась дееспособной только одна-единственная модель прогресса человечества» и что Вест-Пойнт является «стражем тех ценностей, которые формируют солдат, которые, в свою очередь, формируют историю мира».
Эта самоуверенность, подтверждённая всей политикой США за последние десять лет и, в частности, последними выступлениями избранного на второй срок президента Буша, напрямую ведёт к указанному разделению человечества на два разных неравных человечества – «первого», избранного, и «второго», которому отводится роль своего рода субстрата для первого, состоящего, согласно официальной американской терминологии, из «стран с тиранами» («Вашингтон Пост» на днях причислила сюда и Россию), «стран-изгоев», «несостоявшихся» и «обанкротившихся» государств.
Всем хорош этот порядок, кроме одного – он строится на унижении и уничтожении личности людей, народов, стран и цивилизаций.
«Человечество не примет свободы в стиле Буша, - заявило руководство Северной Кореи в виде комментария, переданного 21 января сразу после речи Дж. Буша о свободе на церемонии его инаугурации, поскольку «свобода, о которой говорил Буш, это - свобода господства силы и превращения всего мира в огненное море войны». Разве это не так?
И вслед за главным героем романа Ф.М. Достоевского «Подросток» весь мир и мы не можем сегодня не восклицать: «И за всё за это, за ту маленькую часть серединной выгоды, которую мне обеспечит ваша разумность, за кусок и тепло, вы берете взамен всю мою личность!».
Да, потрачены гигантские и умопомрачительные по размерам средства на то, чтобы дискредитировать вклад СССР-России в освобождении человечества и ялтинский миропорядок. Но это не даёт права руководству России забывать о своей истории, о реальной роли СССР-России и о российской версии мирового порядка.
Как раз сейчас наступает тот момент, когда мы обязаны выступить как мировая держава и заявить, что разных человечеств и разных порядков быть не должно. И что Россия предлагает в качестве всеобщего свой традиционный порядок, построенный на признании своеобразия и самобытности каждого без исключения человека, народа, страны и цивилизации на Земле.
Именно личность является тем, что даёт возможность каждому человеку быть умственно и нравственно самостоятельным и определять собственное достоинство или, по А.С. Пушкину – самостоянье человека. Именно личность даёт возможность каждому человеку, народу, стране, цивилизации в наивысшей степени реализовывать своё своеобразие и свою миссию, вносить свой уникальный и неповторимый вклад в мировое развитие и человечество.
Личность в самом первичном проявлении состоит в том, что всё, что уничтожает или унижает другую личность, рушит её достоинство, - тут же автоматически уничтожает и унижает мою собственную личность.
Лучших людей в России и мире унижает голод в Африке и бездомные дети на московских вокзалах, массовая бедность в России, где ещё вчера не знали, что это такое, уничтожает и разрушает отстрел беспризорных детей в ряде стран Латинской Америки, унижает агрессия вооружённых до зубов против отдельных стран, беспомощность человека и целых городов и стран перед беспощадной стихией природы, унижает вымирание народов и языков, невозможность развития для неразвитых, слаборазвитых или развивающихся стран.
Отсюда личность есть мера грядущего мирового порядка и «определитель» всеобще значимых мировых проблем, на постановке и решении которых новый единый миропорядок и должен строиться с точки зрения России как мировой державы.
Отсюда, кстати, и следует невозможность противопоставления личности и государственности, поскольку правильно понимаемая государственность есть не антитеза личности, а единственно возможная форма исторической жизни и движения любого мирового народа и, таким образом, метод выявления и поддержки личности, которая не существует вне своего народа, страны, цивилизации и всемирной отзывчивости.
Приходит время миропорядка по-российски, когда, по Ф.М. Достоевскому, «не отдельная личность, не Я должна хлопотать о праве своей равноценности и равновесности со всем остальным, а все-то это остальное должно бы было само прийти к этой требующей права личности, к этому отдельному Я, и само, без его просьбы должно бы было признать его равноценным и равноправным себе, то есть всему остальному, что есть на свете».
Первый шаг к объявлению нового миропорядка с позиции мировой державы России был сделан президентом Путиным 3 декабря в Нью-Дели, когда он заявил: «Представляются крайне опасными попытки перестроить созданную Богом многоликую, многообразную, современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира».
Именно российский проект единого для всего человечества порядка на основе принципа личности и следует предложить для обсуждения США через неделю в ходе встречи президентов России и США в Братиславе. Тогда эта встреча может стать исторической, а мировой порядок, который придёт на смену ялтинскому, потом, возможно, станут называть братиславским.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |