воспринимали также.
Жертвами лекторов становятся обычно два типа предпринимателей: это либо лица с недостатком качеств лидера, отсутствием способности увлечь подчиненных, либо те руководители, которые привыкли вести свой бизнес с опорой на знания, даже если эти знания не всегда научны. Впрочем, жертвами их назвать вряд ли возможно, т.к. они получают то, что хотят, а именно гарантированную возможность управлять психикой своей и чужой. Дело в том, что практически все семинары успешной жизни, о которых идёт речь, выстроены на учении Хаббарда - отца основателя секты саентологов. Данное учение включает в себя очень жёсткие приёмы давления на психику, вынуждая её подчиниться экономически эффективной модели поведения. Личность в данном случае рассматривается лишь как управляемый экономический субъект.
Следует признать, что учение Хаббарда качественно отличается от типичных для сектантов пророчеств о конце света, в преддверии которого следует расстаться с имуществом, оно напротив, призывает к обогащению и преумножению личного успеха. В силу своего цинизма и стояния на эгоистических ценностях, оно действительно работает, принося материальный успех тем, кто им овладел в полной мере. Поэтому у посетивших семинар нет причин обращаться в суд или разбираться с проповедниками агрессивного менеджмента американского образца иными методами.
Опасность состоит в другом, бизнес-семинары, проводимые сейчас по всем уголкам необъятной России, как минимум, угрожают её национальной безопасности. Ведь по-сути, ведётся массовая вербовка экономически и политически активной части общества, от которой зависит курс государства. Ценности, которые прививают хаббардисты предпринимателям, лежат вне контекста национальной культуры, вне государственности, вне национальной психологии и ментальности. Более того, к лекциям успеха, как уже говорилось, прибегают личности с ослабленной волей, сильными они становятся только в силу приобретенных знаний, но при этом остаются зависимыми от своих учителей.
Соответственно миллиардер Хаббард имеет психологический ключ к воле созданной им общности, а вот российская власть, российское общество этого ключа не имеет. Секты тем и опасны, что психология их адептов, во-первых, принципиально отличается от традиционной, во-вторых, она закрыта от простых смертных до тех пор, пока не обратится против них и не аукнется какой-нибудь катастрофой, вроде взрыва в токийском метро. Вот и получается, что в недрах экономической элиты нашей страны, а бизнес рано или поздно всегда приходит к власти, воспитываются инородные существа, не поддающиеся визуальной идентификации, что-то вроде инопланетян, с иным сознанием и иными ценностями. В любом случае ценностные расхождения бизнеса и общества всегда опасны по той причине, что бизнес, придя к власти, получает возможность переиначивать страну по своему усмотрению, но если ценности расходятся слишком кардинально, то общество может взбунтоваться. В результате пострадает экономика и обороноспособность государства, в случае с Россией это случалось не раз, очередной переворот она вряд ли перенесёт.
Запретить вредоносную практику бизнес-семинаров, проводимых на базе учения Хаббарда, сегодня не представляется возможным, т.к. нет заявлений в суд о причинении вреда здоровью или имуществу. Однако прецедент наводит на мысль о необходимости организации альтернативных образовательных программ для бизнеса, выстроенных на традициях российского предпринимательства, подготовленные действительно дипломированными специалистами, а не выходцами из сектантских кружков.
Россия только тогда станет экономически развитым государством, когда в ней будет крепкий хозяйственник, руководствующийся не только интересами личной выгоды, но и национальными интересами государства. Собственно только тогда и начинается строительство качественного, социально ответственного капитализма, когда слой предпринимателей-консерваторов становится весьма распространённым и влиятельным. Позитивное срастание национальных интересов государства с интересами бизнеса всегда начинается с определения общей системы ценностей, близких базовым ценностям общества. После определения ценностного вектора начинается определение геополитических, сырьевых и промышленных возможностей национальной экономики, разрабатываются конкретные программы отраслевого развития, где бизнес и власть становятся партнёрами. Так и только так создаётся монолит национальной воли, способной отстаивать свои интересы на международных рынках. Поэтому сегодня власть и ведущие политики страны обязаны задуматься над тем, как привести идеологию бизнес в соответствие с национальными ценностями и традициями, как разработать созидательную программу экономического развития, где власть, бизнес и народ не будут врагами, но будут равными партнёрами.
Николай Бобров
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |