15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
Архив материалов
 
Каждому свое...

«…Это не означает, что ничего не осталось делать в экономике, это не означает, что ничего не осталось делать в образовании. … В этих сферах, я убежден, мы движемся в правильном направлении и дальше будем двигаться правильно. Я говорю сейчас о том, где нужен радикальный, принципиальный прорыв. …Расширяться, не отдавая ни одной пяди позиций, необратимо завоеванных нами и … радикально продвигаться в оборону, в разведку, в военную сферу, во внешнеполитическую сферу - туда, где будет определяться лицо России в следующий пяти-семилетний период…».

Эти слова принадлежат Анатолию Чубайсу и сказаны им в его программной речи на съезде СПС в декабре 2001 года.

Удивительно, как никто не видит очевидного. Нынешнее правительство и Госдума в лице «Единой России» исправно реализуют программу «проигравшей» СПС. Это касается и сферы образования, где в данный момент намечается очередная «монетизация», должная доделать то, что, согласно Анатолию Борисовичу, «осталось делать в образовании». Что именно? Внедрять рынок, который, как известно, всё как надо отрегулирует.

Поразительно и то, что образование не рассматривается комплексно – как напрямую связанное с экономикой и с обороной, и с внешнеполитической сферой – т.е. со статусом и судьбой страны. Чубайсу же ещё три года назад, до провалов России в Грузии, на Украине, в Киргизии было ясно: решающая схватка лежит в сфере обороны и дипломатии, т.е. возвышения или сдачи страны.

В итоге никто сегодня, кроме, пожалуй, Чубайса, не понимает той истины, которую формулировала ещё Надежда Константиновна Крупская: «Хочешь взять общество – бери образование».

Образование – это вопрос будущего. Сугубо материальный вопрос.

Как сегодня обучим и воспитаем тех, кому, скажем, от 5 до 20 – такую страну и получим через двадцать пять лет, когда первым будет 30, а вторым – сорок пять.

И наоборот. Какую страну хотим получить через двадцать пять лет, такое и будем организовывать образование.

На всякий случай поясню, что 25 лет – это средний срок поколенческого обновления страны и общественного воспроизводства. Отсюда все проблемы образования легко проясняются и понимаются через анализ того, какую страну мы собираемся строить.

И Чубайс знает это. И делает всё необходимое в данном направлении.

Вот и получается, что единственным на сегодня в Российской Федерации политиком является Анатолий Чубайс.

Все остальные являются чиновниками и занимаются какими-то мелкими, частными, третьестепенными вопросами.

Нельзя без слёз и насилия над логическим слухом воспринимать то, что предлагается сегодня в качестве обоснования «модернизации образования» (от слова «реформы» заблаговременно отказались ещё пять лет назад, дабы не дразнить). Но это уже как раз и не удивительно – элита строит Россию по Чубайсу, но вслух об этом признаться боится и поэтому приходится произносить несусветные нелепости.

Россия по Чубайсу – это очень просто. Продление в бесконечность нынешней экономической модели, которая давно стала притчей во языцех – только ленивый сегодня не констатировал вслед за президентом и премьером наличие в стране «сырьевой экономики» и ситуации «сырьевой ловушки» из чего для страны следует «сырьевой тупик».

Эту модель, в которой в структуре экспорта машиностроение и хай-тек не превышают 10 % и в несколько раз ниже соответствующего показателя того же Китая, не говоря уже о странах «семёрки», я называю «экономикой трубы».

Вся «модернизация образования» и означает приведение остатков советского образования в соответствие к «экономике трубы», в которой «элита трубы» проблемы с образованием уж как-нибудь решит сама, а остальным много образования и не требуется.

Вот две недели назад министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил в Красноярске: «Сейчас на образовательном рынке, особенно в регионах, окончившие вузы ребята не могут найти себе применение». А потом из констатации данного факта, свидетельствующего о неспособности или нежелании элиты создавать высококвалифицированные рабочие места, строить развитую экономику и развитие страны, делает внешне странный, но в рамках строительства РФ по Чубайсу абсолютно закономерный вывод: дело, оказывается в том, что работодатели, мол, «не участвуют в образовательном процессе и молодежь не понимает, что нужен один инженер, а не десять экономистов».

А на встрече с Президентом В.В. Путиным 4 марта А. Фурсенко формулирует ещё яснее: «… Мы считаем, что одна из наших задач – это показать, что вообще жизненный успех вовсе не обязательно связан исключительно с получением высшего образования. … Каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто-то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину».

То есть, если проще – высшее образование и вообще образование в целом в стране избыточное, его надо уменьшать.

Потому что «каждый должен получить то, что ему надо». Над воротами Бухенвальда было написано то же самое: «Каждому своё»…

Ну, а чтобы не было каких-либо эксцессов по типу китайской культурной революции или молодёжной революции в Европе 1968-года, для этого нужна соответствующая молодёжная политика, где особый упор будет сделан, как определяют решения закрытой коллегии Министерства образования и науки от 22 марта, на создании в России «социально-положительных молодежных объединений».

Не стоит, строя Россию по Чубайсу, опасаться и нехватки кадров.

Квалифицированных и так, получается, в избытке.

А низкоквалифицированных завезём из-за границы. Именно в этом смысл утверждения уже самого президента В. Путина, который во вступительном слове на заседании Совета Безопасности по миграционной политике 17 марта заявил, что «за период с 1989 по 2001 год Россию покинули более ста тысяч ученых, занятых в таких традиционно сильных для России областях, как математика, химия, физика, биология».

Это, по мнению тех, кто готовил данное заседание Совета Безопасности и текст выступления президента, обусловлено следующим: страны, в которые уезжают наши лучшие кадры, имеют, оказывается, «эффективную миграционную политику» (да, главную и единственную причину назвали именно эту, не было и речи о невозможности реализовать себя для умной и активной молодёжи в стране, в которой промышленности и науки уже почти не осталось, а образование лишнее). Стало быть, делает вывод первое лицо страны, руководству государства надо «работать над тем, чтобы иностранные специалисты и квалифицированные рабочие могли получать адекватный ответ на свои запросы жизни здесь, в России. И сегодня нашей важнейшей задачей является стимулирование миграционных процессов».

И здесь вывод очевиден. Не надо развивать образование, поскольку нам не нужны образованные люди, а демографический провал на уровне вахтовиков восполним иммиграцией. Или президент вместе с Советом Безопасности полагают, что к ним в страну после организации «эффективной миграционной политики» поедут выпускники Беркли, Йеля, Гарварда?..

В общем, всё ясно.

Есть только один пункт, который правящий класс – наша «элита трубы» - всё никак не может, увлёкшись «модернизацией» всего и вся, доформулировать.

Пункт этот состоит в том, что для экономики трубы катастрофически избыточным является не только образование, но и само население даже в его нынешней снижающейся численности.

В направлении избавления от бремени лишнего населения делается немало. Страна устойчиво вымирает с темпом в 0,7 процентов в год (а Центральные регионы Европейской части России и того больше – 1,0 процента). Смертность в целом на неплохом уровне – более 16 смертей на тысячу человек по РФ (а в Костромской области, к примеру, и все 21,7) – сравните с 7 в 1964 году. Реформы в области монетизации льгот, подъёма стоимости жилья, платности образования и здравоохранения внесут и уже вносят свой весомый вклад в эти показатели.

Но этого всего явно недостаточно.

Бывший министр экологии (с 1991 года, когда он входил в правительство Е. Гайдара, до 2000 года), член-корреспондент РАН и поклонник А. Чубайса В.И. Данилов-Данильян авторитетно утверждает: «Сырьевая экономика предполагает концентрацию трудовых и прочих ресурсов только там, где расположены эксплуатируемые природные объекты… А остальное население в сырьевой экономике не нужно. И чем меньше его будет, тем для сырьевой экономики лучше, тем меньше с нее будут драть налогов, потому что меньше будут социальные затраты государства. С этой точки зрения можно сказать, что сырьевая экономика заинтересована в депопуляции».

По различным подсчётам специалистов, включая таких авторитетных как Маргарет Тэтчер и Егор Гайдар, 50 – 80 миллионов человек для РФ достаточно. И значительную их часть можно всегда завести из-за границы.

Поэтому нужно быстрее уходить от старых схем управления страной и напрямую приступать к разработке и реализации плана ускоренной депопуляции страны. Вероятно, следует провести несколько внеочередных Советов Безопасности на эту тему.

Выгоды очевидны.

Во-первых, удвоение ВВП пойдёт невиданным темпами – ведь считают это удвоение в расчёте на душу населения. При снижении количества этих самых душ, ВВП будет расти. Только лень значительной части нашей «элиты трубы» не позволяет им сообразить, что таким образом можно не только удвоить, но и утроить, да что там, учетверить ВВП в ничтожные сроки.

Во-вторых, можно будет ещё больше сэкономить на образовании – ведь потребуется меньше классов и аудиторий (вдобавок высвобождающиеся можно будет с «наваром» приватизировать) и преподавателей, зарплаты которых, конечно, и без того нищенские, но, всё одно, объедают бюджет и ежемесячно наносят урон «элите трубы». Да и пенсионная нагрузка на бюджет резко снизится.

Наконец, в-третьих, можно будет существенно поубавить число тех, кому отчего-то не нравится жить в стране по Чубайсу и которые не хотят за него голосовать. И тогда прекратится, наконец, позорная для нынешней «элиты трубы» ссылка действительного отца «нации трубы» в РАО «ЕЭС» и его триумфальное возвращение в Кремль.

И мы, наконец, станем Грузией или Киргизией. А если повезёт, то, по Грефу, и Португалией.

Каждому своё…

Сокращённый вариант опубликован в «Литературной газете» № 12 – 13, 30 марта – 5 апреля 2005 года;


0.14378881454468