1. Усовершенствования продукта труда. Качественное усовершенствование продукта, например, путем выполнения более красивого рисунка на ткани. Если трудоёмкость рисунка та же, добавочный продукт создан за счёт художника-технолога. Возрастает полезность продукта без изменения себестоимости (он будет давать добавочный продукт потребителю или удовлетворять больше потребностей в субъективном понимании потребителя).
2. Усовершенствование средства производства. Например, снижается количество случаев обрывности нитей на ткацком станке за счет усовершенствования его конструкции. Но это требует инвестирования капитала, т.е. получение добавочного продукта происходит за счёт увеличение капиталоемкости.
3. Усовершенствование рабочей силы путем повышения его квалификации. Работник становится опытнее и искуснее. Многие экономисты называют это усовершенствованием человеческого (культурного) капитала. Скажем, ткачиха стала быстрее вязать узлы при обрывах нитей. Получение добавочного продукта происходит за счёт работника.
4. Снижение цены на ресурсы (по причине увеличения предложения или из-за усовершенствования добычи, открытия нового месторождения). Происходит за счёт владельца земли с месторождением.
5. Организационные находки, позволяющие добиться лучшего распределения ресурсов.
6. Культурное (психологическое) воздействие на потребителя: внушение престижности или полезности товара.
7. Культурное (психологическое) воздействие на работника, снижающее в его представлении тяжесть труда.
Добавочный продукт происходит за счёт предпринимателя, сумевшего внушить потребителям необходимость платить больше. Тем самым, идёт создание «виртуального» добавочного продукта путём внушения потребителю мнения о сверхполезности товара и создания новых потребностей с помощью рекламы, массового и индивидуального информирования потребителей о свойствах нового (или старого) товара. Использование реклама началось в эпоху олигопольных рынков. На совершенных рынках ей нечего было делать – все товары были примерно одинакового качества. Реклама часто дезинформирует потребителя, манипулирует полезностью товара, что (как мы увидим позже) ведёт к накачке «полуобеспеченных» товарами денег. Ту же роль выполняет поп-искусство. Постоянное сочинение новых и новых шлягеров (или производство фильмов) подстёгивает продажи дисков. Новые фильмы становятся основой для производства новых товаров, например, компьютерных игр с символами, внесёнными в сознание с помощью фильма и т.д. Надо сказать, что возможна и другая интерпретация происходящего в данном случае – речь идёт не столько о создании нового добавочного продукта, сколько о перераспределении существующего основного продукта к тем, кто произвёл товар с повышенными представлениями потребителей о полезности.
Для того чтобы ответить на вопрос, что такое технология, разберём несколько простейших примеров. Допустим, что группа первобытных людей собирает орехи. Один из них нашёл участок в лесу, где растёт больше орехов. Если один человек не знает, где надо искать грибы, коренья или орехи, а другой знает, то производительность второго будет больше, причём при снижении физических усилий по их сбору. Знание, информация о том, где растут грибы или орехи, и есть технология. Второй пример – из известного анекдота о том, как технарь пришёл ремонтировать телевизор. Осмотрел его, а затем ударил сбоку. Телевизор заработал. В счёте за услугу он указал. Удар. Один рубль. Поиск места, куда ударить – 10 рублей. Умение определять место, куда ударить, тоже является технологией. Технологией является умение держать и использовать всех домашние животных, прирученных человеком, а также умение создавать и использовать новые устройства, повышающие производительность труда. Иногда и сами эти объекты (животных и технические устройства) относят к технологии, а не просто к физическому капиталу. Иными словами, технология – это информация и устройства, повышающие производительность труда
Технология (в узком смысле), организация и управление, знания и умения по получению новой технологии, организации и управления, наконец, трудовые навыки – обязательные составляющие любого процесса труда. Мы относим к технологии в широком смысле слова все эти элементы. В понятие технологии необходимо также включать мероприятия по организации оптимального, наиболее выгодного для общества потребления. Об этом свидетельствует опыт Римской империи и СССР, добивавшихся высокого благосостояния населения за счёт организации общественного потребления целого ряда услуг. В последнее время к понятию технологии в быту присоединилось представление о машинах и механизмах, т.е. орудиях труда. Но ведь все эти машины и механизмы созданы на основе знания того, как сделать эти устройства! Итак, технология – это, прежде всего, информация, знание, опыт. Общество, обладающее информацией и умеющее её использовать, владеет технологией.
Что же такое технология? Определим её как совокупность приёмов (способов) и устройств, позволяющих увеличивать эффективность использования полезных ресурсов для производства жизненных благ, а также облегчать труд человека и приносить большую полезность товара при тех же затратах труда (в субъективной оценке того и другого). Представления о ценности используемых ресурсов и полезности результата, учитываемое при определении эффективности, может разниться от общества к обществу и изменяться со временем даже для одного общества.
По мнению В.Найшуля, доступные обществу технологические знания предлагают ему широкий спектр годных к целенаправленному употреблению технологий. Система хозяйственного управления (всё равно – административная или рыночная) должна соединить их народнохозяйственными связями, обеспечивая каждой применяемой технологии использование исходных ресурсов и направляя другим технологиям производимые ею продукты. Общественное производство можно представить как "технологическую карту или пирамиду", на которой "городами" обозначены технологии отдельных производств, а "дорогами"-стрелками между ними – ресурсные потоки. Для производства определённого вида продукции по данной технологии требуются входные ресурсы. В свою очередь, для производства каждого из них – новый набор ресурсов. Таким образом, каждому производимому продукту на технологической карте соответствует "дерево сборки", которое отражает многоступенчатый процесс переработки исходных материалов в готовую для употребления продукцию. Задавшись целью осуществить производство определённого продукта, мы по необходимости будем вынуждены наладить изготовление всех продуктов, входящих в его дерево сборки. Вопрос – в каких количествах? Большинство используемых в современном производстве технологий характеризуются ресурсной жёсткостью. Это значит, что для таких технологий должны выдерживаться определённые пропорции между объёмами поступающих на вход ресурсов. Если хотя бы по одному компоненту, далеко не самому "существенному", как, например, маленькой резиновой прокладке для автомобиля, будет допущена недопоставка в два раза, то и всё производство автомобилей сократится вдвое. Все остальные входные ресурсы "омертвятся", по крайней мере, на данный момент. Таким образом, каждая технология определяет, сколько ресурсов должно быть затрачено на изготовление единицы готовой продукции. Эти коэффициенты мы везде в дальнейшем будем именовать "технологическими нормативами". Они определяются конкретными техническими особенностями объекта вне сферы экономики как науки принятия экономических решений (решений о максимизации полезности). Технологическая карта общественного производства не является полностью замкнутой. С одной стороны, на ней обозначены производства, продукция которых является конечной (например, потребительские товары или военное производство), а значит, наличествуют стрелки, ведущие «в никуда». С другой стороны, Мать-Природа поставляет нам ресурсы, которые произведены ею самой и, следовательно, имеются и ресурсные потоки, идущие «ниоткуда». Кроме того, как известно, внешнеэкономическая деятельность позволяет обменивать товары, произведённые в другой стране, на товары собственного производства. Внешний рынок можно рассматривать как "черный ящик", входные и выходные потоки которого "не являются технологически связанными", как бы уходят в никуда и приходят ниоткуда (по В. Найшулю, 1990).
Всякое изделие, выходящее на конце технологической цепочки, есть вершина технологической пирамиды, в основании которой лежат технологии и производства комплектующих материалов, оборудования, приборов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации и предприятия, системы подготовки кадров и т.д. Высокие технологии отличаются от низких, прежде всего, размером этой пирамиды. Чем выше технология, тем больше должен быть размер этой пирамиды. И часто размеры одной страны, а, следовательно, и возможности экономики, оказываются недостаточными для формирования всей инфраструктуры высокой технологии. Современный «хайтех» (от англ. High-tech, high technology – «высокие технологии») – это технологическая пирамида. Нет пирамиды – нет «хайтеха». Размерами экономик, достаточных для формирования инфраструктур достаточно широкого спектра высоких технологий, до 90-х годов обладали всего 2 страны. После уничтожения СССР остались США, но необходимую единую инфраструктуру очень быстро строит Евросоюз, целенаправленно и с пониманием сути проблемы такую инфраструктуру создаёт Китай. У него для этого есть и размерная возможность.
Никакая передача, продажа или воровство и прочие единичные акты (приобретение отдельных кирпичиков пирамиды) не приводили и не приведут к обладанию высокими технологиями. Высокие технологии – это целенаправленная, систематическая и многосторонняя работа по созданию и постоянному развитию всей промышленной, научно-исследовательской и внедренческой инфраструктуры. Для понимания сути вышеизложенного приведём один пример. В 1945 году Сталин вызвал Туполева и поручил ему разработать стратегический бомбардировщик по образцу Б-29, абсолютно идентичный. Срок – один год. В качестве образцов были использованы 3 экземпляра, залетевшие на территорию СССР после бомбежек Японии. Для серийного выпуска этого самолета было необходимо наладить производство большого ассортимента материалов, комплектующих и оборудования, которые до этого никогда в СССР не производились, да и в ближайшее время и не планировались. Задание было выполнено, правда, не за год, а за два. В результате была создана производственно-технологическая пирамида для почти самого передового в мире изделия, особенно в области производства оборудования самолёта («почти» – т.к. авиапромышленность США не стояла на месте и за это время смогла на 3 года уйти вперёд). Всего за два года авиапроизводство СССР приобрело новое качество. Что это было – воровство, заимствование? Нет, это было то, что сейчас называется формулированием грамотного и полного технического задания. Экземпляры Б-29 и были таким техническим заданием на разработку конструкции и технологии. Разработчики новой техники хорошо понимают, что такое грамотно составленное техническое задание. А уж более грамотного технического задания, чем работающий образец, и трудно вообразить.
Следовательно, можно украсть единичное технологическое решение, но нельзя украсть технологию. В современном мире передовая технология и технологические пирамиды не передаются. Более того, делаются все возможные усилия, чтобы технология не передавалась, прежде всего, возможному геополитическому противнику, а если и передавалась, то с наибольшей задержкой. Распространять и внедрять технологию можно только путём покупки технологии целиком или тщательного копирования и воссоздания всей технологической пирамиды (которая неизбежно приобретёт новые особенности). Нужна базовая индустрия, металл, нефть и т.д. При этом вопрос воровства зависит от того, что понимать под собственностью над технологией. Обычно отвечают: то, нарушение чего закон признаёт воровством. Но законы могут быть разные, их нормы могут не признаваться от страны к стране. Так, если сделать плату за патент, т.е. за защиту технологии (а точнее, интеллектуальной собственности) от воровства очень высокой, то платить за защиту технологии на территории отдельно взятой страны будет невыгодно, не будет смысла и патентовать. Значит, её копирование в этой стране уже не будет воровством.
Не всегда крупномасштабное производство выгоднее мелкотоварного. Как продолжает В.Найшуль (1990), процесс перестройки технологической карты можно уподобить развитию дорожной сети на пересечённой местности. Широкие шоссе могут оказаться настолько эффективными, что крюк с выездом на них потребует гораздо меньше времени, чем проезд напрямик. С другой стороны, наличие развитой сети высококачественных мелких дорог может сделать супермагистрали малоиспользуемыми. Имеет ли смысл создавать в данной местности несколько крупных автомагистралей или много мелких, определяется особенностями местности, её заселённостью и т.д. Широкое использование стандартизации и массовости производства приносит большую выгоду, чем потери от необходимости «подгонки» массового товара под конкретные нужды. Но при наличии множества уже созданных высокомобильных мелких производств стандартизация и массовое производство теряют преимущества.
Очень сложно заранее предвидеть параметры технологического развития и, следовательно, определить целесообразную степень стандартизации в конкретном случае. Увеличение масштабов производства далеко не всегда является универсальным ключом к повышению его эффективности. Каждая крупномасштабная технология требует стандартизации используемых ресурсов и не способна утилизировать их индивидуальные свойства. Конвейер, например, не сможет двигаться быстрее оттого, что только отдельные операции на нём выполняются быстрее из-за наличия более квалифицированных работников, а другие операции – нет. Следовательно, потенциальные возможности квалифицированных работников окажутся нереализованными при такой попытке использования их на крупномасштабном производстве. Кроме того, крупномасштабная технология производит изделия для некоторого несуществующего в природе среднего потребителя или с учётом возможности их применения для различных областей, и потому их полезность для ряда потребителей может быть значительно ниже, чем аналогичных изделий, изготовленных по индивидуальному заказу. Наконец, крупномасштабная технология значительно хуже, чем средне- и маломасштабная, приспосабливается к народнохозяйственным изменениям. Следовательно, без развитого механизма стоимостных оценок невозможно определить, в каком именно направлении выгоднее развивать экономику.
Предположим теперь, что величина городов и ширина дорог на технологической карте соответствуют объёмам производства и интенсивности ресурсных потоков. В этом случае технологическая карта оказывается способной иллюстрировать этапные изменения, происходящие в общественном производстве. В домашинную эпоху в экономике отсутствовали интенсивные технологии, и карта представляла собой как бы сеть городов и просёлочных дорог, однородных по своей пропускной способности. В следующую эпоху машинного и, особенно, крупномасштабного производства (ХIХ век и первая половина ХХ века) появляются большие города и широкие магистрали, соответствующие интенсивным производственным процессам. Затем мелко- и среднесерийная индустриализация второй половины нашего века строит сеть малых городов и дорог с большой суммарной пропускной способностью, и относительная значимость магистралей снижается, хотя в абсолютном масштабе крупное производство не упало. Поэтому можно сказать, что в доиндустриальном и т.н. постиндустриальном обществе в технологическом укладе господствуют "дисперсные" технологии, а в индустриальном – "крупномасштабные" (по В.Найшулю, 1990).
Каждое поколение человечества, как правило, вооружено намного большими капитальными запасами, в которых материализован труд его предков. Но главное наследие предков – это накопленное знание о природе и обществе. Поэтому труд каждого поколения может быть ещё более производительным и оставит следующему поколению ещё больший объём накопленных знаний и труда. Наследуемые капитальные блага и знания образуют, таким образом, материальную связь всей истории человечества.
Технология, будучи основным фактором роста производства благ, кем-то создаётся. Мозг – это орудие труда по созданию технологии. Создание новой технологии происходит не на пустом месте и требует определённых затрат. Так, например огромные затраты требуются на создание рабочих мест, обучение работников. Технологию можно разработать самому или вложить деньги в разработку технологии другим человеком. С другой стороны, предприниматель может технологию просто купить у её разработчиков. В США, когда меньшая компания разрабатывает новую технологию, большая компания, купив её акции, приобретает над ней контроль. Покупка технологии позволяет получить право на владение добавочным продуктом.
Есть несколько путей создания новой технологии. Самый простой, даже примитивный – это накопление мастерства по мере работы над одними и теми же трудовыми операциями. Существует даже концепция развития технологии на основе обучения на опыте. Она основана на интересном явлении, обнаруженном в авиационной промышленности: число часов сборки одного самолёта постоянно уменьшается по мере роста числа собранных самолётов. Это происходит за счёт накопления и оттачивания мастерства сборщиков. То есть технология накапливается уже в результате накопления опыта во время работы. Например, чем больше серия самолётов, тем дешевле становится самый последний самолёт.
Технология может создаваться путём целевых затрат на разработку технологии (активное создание технологии). Второй путь – это целевой поиск путей повышения производительности данной трудовой операции или всего производственного цикла. Для этого выделяются специальные люди, которые могут, например, сидеть рядом с работающим и записывать его действия, а затем предложить усовершенствование его рабочих приёмов. Сюда же относятся небольшие усовершенствования орудий труда и т.д. Другими словами, хотя есть специализация в виде работника, который должен выработать новый алгоритм труда или усовершенствовать орудия труда или создать новый материал, тем не менее, по большому счёту всё происходит в рамках той же технологии, совершенствование идёт как бы «в мелочах».
Наконец, третий путь – свободный поиск нового и его внедрение без уверенности, что поиск и внедрение дадут повышение производительности труда. Этот путь достаточно рискованный, и те, кто выделяет средства на это, могут потерять свои деньги, если данное направление разработок не даст такого роста производительности труда, которое обеспечит не только покрытие расходов на разработку, но и прибыль. Умение – это единственный источник долговременного преимущества.
Приоритеты технологического развития можно задавать решением правителя страны или руководителя (владельца) большой фирмы. В этом случае при ошибке правителя убытки могут быть большими. Например, фирма ЛЕО совершила ошибку, уйдя с рынка дешёвых электронных микроскопов. Другой вариант – «политика всех цветов», т.е. вести развитие технологий сразу на многих направлениях (что само по себе очень дорого) и дожидаться, пока одно из направлений не проявит свою особую перспективность, и тогда сконцентрировать инвестиционные усилия на этих проектах. Это возможно путём развития технологии силами многих независимых фирм. Однако, если фирм очень много, то резко растут издержки на объединение их усилий в результате переговоров, очень трудно сконцентрировать средства на создании дорогой технологии, не говоря уже о дублировании и убытках от неверно принятых решений (убытки в каждом конкретном случае могут быть и небольшими, но их очень много).
Этот путь оказывается пригодным для стран (или больших корпораций) лидирующего развития, настолько богатых, чтобы позволить себе поиски по многим направлениям.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |