Кроме инфраструктуры, на региональные и местные власти необходимо также возложить социально-значимые проекты по созданию малоприбыльных предприятий местного или регионального значения – например, модернизации хлебозаводов, молочно- и зерноперерабатывающих предприятий и т.п. Эти проекты не требуют больших капитальных вложений, а потому их логично финансировать из «инфраструктурной» статьи), так как их реализация позволит сразу же улучшить социальную ситуацию в регионах.
Одновременно силами государства осуществляются инвестиции в другие «узкие места» – например, на осуществление энергетической программы (широкое строительство новых АЭС и достройка новых блоков АЭС там, где это возможно, модернизация существующих тепловых и гидроэлектростанций, расширение масштабов использования других видов энергии (солнечной, ветровой, термальной, водородного топлива и др.). Страна должна быть готова к дефициту электроэнергии, который проявит себя при промышленном росте. Можно, например, положить, что инвестиции в энергетическую программу должны составить ещё одну пятую от общего объёма инвестиций.
Однако, основным направлением государственного финансирования инвестиций должно стать кредитование государством экономических проектов по всей России. Часть предпринимательских функций возьмёт на себя восстановленный Госплан, новосозданное Министерство технологии, но не менее одной пятой от общей суммы накопления должно распределяться в виде кредитов равномерно по стране. Кредитование можно поручить отделениям Госбанка, а можно – частным инвестиционным компаниям, которые будут брать кредиты у Госбанка и брать на себя риски невозврата кредитов. При этом отдача инвестирования в какой-нибудь местности в руки инвестиционных компаний и отход от этой функции Госбанка допустимы только тогда, когда в этой местности уже существуют много конкурирующих инвестиционных компаний, но не раньше. Главная задача новой системы кредитования – обеспечить одновременно достаточно низкий процент по кредитам, большую отдачу проектов и высокую возвращаемость кредитов. До тех пор, пока частные инвестиционные компании не станут выполнять эту роль в данной местности лучше Госбанка, пока они будут завышать процент по выдаваемым кредитам, кредитование надо поручить Госбанку. Однако, создание современных кредитных институтов, особенно в провинции, должно быть резко ускорено. За основу части этих институтов можно взять сегодняшние банки, но в дополнение к ним нужно искусственно выращивать конкурентную среду. При этом перевод нынешних банков в ранг инвестиционных компаний можно осуществить следующим образом. Все вклады населения и предприятий в данном банке переводятся в Сбербанк или Госбанк (которые должны резко повысить качество обслуживания, например, за счёт расширения сети своих отделений на базе отделений частных банков), а сам банк переводится в разряд инвестиционной компании, и ему на сумму вкладов предприятий выдаётся кредит. Тем самым удастся быстро отойти от частной денежной эмиссии.
Кредитование предпринимателей окажется малоэффективным, если само государство не будет настаивать, чтобы любая инвестиция в любой отрасли осуществлялась на основе самой современной из доступных технологий. Следить за этим вполне могут кредитующие инвестиционные компании (а они будут заинтересованы в наибольшей прибыльности любого проекта, который кредитуют), а также система воссозданных отраслевых министерств с отраслевой наукой и инженерно-техническими организациями, главной задачей которых станет распространение новейших технологий и передового опыта в отрасли. Кредитующие инвестиционные компании будут обращаться в отраслевые министерства за экспертизой бизнес-планов на предмет соответствия самому современному технологическому уровню.