08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
Архив материалов
 
Человек - это одомашненный примат
Список терминов:

1. Импринты. Болееили менее жестко заданные программы, которые мозг генетически обязанпринимать только в определенные моменты его развития, известные вэтологии как моменты импринтной уязвимости.

2. Кондиционирование.Наложение определенных поведенческих программ на импринты. Такиепрограммы заданы менее жестко и достаточно легко изменяютсяконтркондиционированием.

3.Нейроконтур (контур)- определенный уровень нейросистемы человека, накотором происходит обработка информации (внешнего раздражения) иопределяется реакция организма на это раздражение. В данной статьерассматриваются 4 основных контура, а всего их выделяют восемь.

А. «Оральный контур (биовыживание).Импринтируется матерью или первым схожим с матерью объектом икондиционируется последующим питанием или заботой. Первоначально связанс кормлением (в частности, с сосанием материнской груди) ибезопасностью (в частности, с прижиманием к матери). Обеспечиваетмеханическое избегание всего вредного или хищного - или всего ассоциирующегося (благодаря импринтированию или кондиционированию) с вредным и хищным.

B. Анальный эмоционально-территориальный контур.Импринтируется на этапе, когда ребенок поднимается на ноги, начинаетходить и бороться за власть в пределах семейной структуры. Этот контур,свойственный в основном млекопитающим, отвечает за территориальныеправила, эмоциональные игры, или хитрость, иерархию в стае и ритуалы доминирования или подчинения.

C. Времясвязывающий семантический контур.Импринтируется и кондиционируется человеческими артефактами исимвольными системами. "Обрабатывает" и "упаковывает" окружающий мир,классифицируя все в соответствии с локальным туннелем реальности. Егофункциями являются изобретение, вычисление, предсказание и передачасигналов через поколения.

D. "Моральный" социо-сексуальный контур.Импринтируется первыми опытами оргазма в период полового созревания икондиционируется племенными (общественными) табу. Отвечает засексуальное наслаждение, локальные определения "морального" и"аморального", продолжение рода, взрослую родительскую личность(половую роль) и воспитание потомства.

Развитиеэтих контуров по мере эволюции мозга и по мере повторения этой эволюциимозга у каждого отдельного одомашненного примата (у человека) впроцессе взросления делает возможным выживание генофонда и передачукультуры из поколения в поколение. Эти четыре основных контураприсутствуют у каждого человека. Рассмотрим их подробнее.

Любоймногоклеточный организм должен, в целях выживания, содержать жесткозаданный контур биовыживания, который попросту программирует выбор"или-или": ИДТИ ВПЕРЕД к пище, к защитнику, или ИДТИ НАЗАД, от угрозы,от хищника.

Любое млекопитающее привязывает контурбиовыживания к первому импринтированному объекту биовыживания:материнскому соску. Биовыживание и оральность тесно взаимосвязаны увсех млекопитающих, включая одомашненных приматов (людей). Вот почему,несмотря на угрозу рака, примерно тридцать миллионов американцевпродолжают курить... Другие жуют жевательные резинки (мятные, фруктовыеи даже без сахара - на любой вкус), обкусывают ногти, сосут пальцы,грызут кончики ручек, едят больше, чем необходимо (как насчеткартофельных чипсов? а может, батончик "Марс"? печенье, орешки,жевательные конфеты; эй, хочешь сыра с крекерами к пиву? обязательнопопробуйте эти пирожные!). Некоторые покусывают губы, жадно глотаюттранквилизаторы и витамины и даже жуют усы. Насколько важно этооральное импринтирование? Известен случай с маленьким жирафом, чью матьслучайно сбил джип сразу же после его рождения. Новорожденный, следуяжестко заданной генетической программе, "импринтировал" первый жеобъект, который более-менее вписывался в архетип жирафа, - сам джип. Онповсюду следовал за машиной, подавал ей голосовые сигналы, пыталсянайти у нее вымя, а повзрослев - совокупиться с ней.

КонрадЛоренц приводит подобный случай с гусенком, который случайноимпринтировал мячик для игры в пинг-понг и затем всю свою взрослуюжизнь оставался равнодушен к гусыням, направив всю свою сексуальнуюэнергию на мячики для пинг-понга.

Древние изображаливеликую богиню-мать Диану Эфесскую с множеством грудей, восторженновоспевая ее, по свидетельству св. Павла, как "Великую Диану". Наверное,нет ни одного великого художника, который не оставил бы нам хотя быодно изображение женщины с обнаженной грудью; даже в сценах, гдеотсутствует изображение человека, живопись повсеместно используеткривые линии.

Архитекторы, отвергая евклидову прямую,вводят кривые линии где только это возможно - арки, мавританские куполаи т. д. Дугообразная форма подвесов мостов определяется законамиНьютона ("радугой тяготения", по выражению Пинчона), однако эти двойныеизгибы цепей также доставляют эстетическое удовольствие по причине,описанной Дарвином. Что касается музыки - где мы услышали ее впервые,кто тихо пропел ее нам и у какой части материнского тела мы в это времянаходились?

Альпинисты, объясняя свое стремление покорятьконические вершины, ограничиваются, как Мэллори, краткой фразой:"Потому что это там".

Наши столовые приборы (инструментыорального удовлетворения) обычно имеют закругленную или изогнутуюформу. Квадратные тарелки и блюдца кажутся нам "ненормальными" илистранными.

НЛО прилетают в самых разных формах, но наиболее популярны овальные и конические.

Фрейдистыпредполагают, что опиатная наркотическая зависимость является попыткойвернуться в материнское лоно. В нашей теории ее можно объяснить тем,что опиум и его производные возвращают нас в "безопасное место" контурабиовыживания: теплое, уютное место биобезопасности; опиаты могутактивизировать нейропередатчики, характерные для кормления грудью.

Подытожим:контур биовыживания запрограммирован на уровне ДНК на поиск зоныкомфорта и безопасности вокруг материнского организма. Если матьотсутствует, вместо нее будет импринтирован ее близкий заменитель изокружающего мира. Для осиротевшего жирафа четырехколесный джип стал заменителем четвероногой матери.

У гусенка, который не смог найти круглое, белое тело матери-гусыни, произошла фиксация на круглом, белом мячике для пинг-понга.

Жесткоезадание этого контура в примитивной форме проявилось в первыхорганизмах, 3-4 миллиона лет назад. В современном человеке этаструктура находится в стволе головного мозга и связана сэндокринной и другими жизненно важными системами организма. Вот почемунарушения в этом контуре влияют "сразу на весь организм". Они обычно принимают форму физических, а не "ментальных" симптомов и относятся к компетенции врачей, а не психиатров.

Необходимоотметить, что мы все еще находимся на примитивной стадии эволюции иусловия жизни на этой планете довольно жестки. Радикально настроенныепедиатры настаивают, и не без оснований, что стандартная процедурапринятия родов в обычной больнице для ребенка почти всегда связана стравмой, или, на нашем языке, создает плохой импринт. А насилие вчеловеческих обществах - войны, революции, гражданские войны и"необъявленная гражданская война", которую хищный преступный классведет в каждой "цивилизованной" стране, - держит первый контурбольшинства людей в напряженном состоянии слишком большую частьвремени.

В 1968 году исследование здоровья населения СШАпоказало, что 85% американцев имеют один или более симптомов, которыемы бы назвали "плохим импринтированием или кондиционированием первогоконтура". К этим симптомам относятся приступы головокружения, учащенноесердцебиение, потение ладоней и частые ночные кошмары.

Этозначит, что 85 из 100 встреченных вами людей можно рассматривать как, втой или иной степени, "ходячих больных". Это - первый смысловой уровеньнашего грубого, циничного предположения, что большинство людейдействует почти так же механически, как роботы. Когда в неожиданнойситуации в мозгу взрослого человека начинают активизироватьсяхимические вещества беспокойства напуганного ребенка, он вряд лиспособен наблюдать, судить или решатьчто-либо с большой точностью. Необходимо отметить, что этот контур,имеющий самую долгую эволюционную историю, является наиболеемеханическим и наиболее быстрым. В контуре биовыживанияотсутствует понятие времени. Оцените скорость, с которой ваша собакареагирует на первый же звук постороннего: угрожающий лай и мгновенноеприведение всего тела в состояние готовности происходят автоматически. Затем собака начинает воспринимать другие сигналы, чтобы определить свое отношение к незнакомцу.

Роберт Ардри приводит замечания приматолога Рэя Карпентера, которые помогают лучше понять функционирование этой части мозга:

«Представьтесебе, что вы - обезьяна и пробегаете по тропе мимо большого камня.Вдруг за ним вы встречаетесь нос к носу с другим животным. Прежде чемпринять решение о том, нападать ли вам, убегать или не обращатьвнимания на это животное, вы должны принять серию других решений.Обезьяна это или не обезьяна? Если это не обезьяна, то как ононастроено по отношению к обезьянам - дружелюбно или враждебно? Еслиобезьяна, то самец или самка? Если самка, то брачный ли у нее период?Если самец, то взрослый или молодой? Если взрослый, то из какой онгруппы - своей или чужой?.. На все эти решения у вас имеется не большеодной пятой секунды, иначе вы можете быть атакованы».

Программабиовыживания вначале привязана к безопасной области вокруг матери(оральный импринт), а затем по мере роста начинает охватывать все болееширокие области, определяя, что опасно, а что - нет. Без жесткозаданных генетических (т. е. автоматических) программ второй этап былбы невозможен и ни одно млекопитающее никогда не покинуло быматеринскую грудь. Жестко заданные программы выполняются автоматически(БЕССОЗНАТЕЛЬНО), так как, если бы вы в каждой ситуации останавливалисьи начинали думать, вас бы съел первый же хищник.

Безусловно, импринт закрепляется случайно- обстоятельствами в момент импринтной уязвимости. (Вспомните гусенка,который импринтировал шарик для пинг-понга.) У некоторых импринтируютсяхрабрость, любознательность и стремление к исследованиям; у других -робкость, инфофобия (страх непредвиденного) и замкнутость, крайнимпроявлением чего является импринт, называемый аутизмом илидетской шизофренией. Конечно, на жесткое импринтирование контурабиовыживания накладывается "более мягкое" кондиционирование. Этопозволяет раздвинуть безопасный периметр от материнского тела до границстаи или племени -"расширенной семьи".

Каждоеобщественное животное имеет, в дополнение к дарвиновскому "инстинкту"(генетической программе) самосохранения, инстинкт защиты генофонда. Это- основа нашего человеческого альтруизма, а общественные животные безэтого инстинкта просто не смогут выжить.

Дикие собаки (иволки) лают, чтобы предупредить остальную стаю о приближениипостороннего. Ваша домашняя собака воспринимает вас как вожака стаи;она тоже лает, чтобы предупредить вас о приближении постороннего. (Лай,конечно, также предупреждает и постороннего - о том, что собака готовазащищать свою территорию.)

С развитием цивилизации стайность (племя, расширенная семья) была разрушена. В этом корень широко распространенной аномии враждебности, или экзистенциальной драмы, которую так красноречиво описывают многие социальные критики. Произошло вот что; кондиционирование биовыживательной связи кондиционированием биовыживателъного стремления к обладанию особыми кусочками бумаги, которые мы называем "деньгами".

Выражаясьболее конкретно, современный человек не ищет биобезопасности вгенофонде, стае, расширенной семье. Биовыживание зависит от кусочковбумаги. "А без денег жизнь плохая, не годится никуда". Если эти бумажкиотобрать, у человека сразу же возникает острое биовыживательноебеспокойство.

Представьте себе как можно отчетливее, чтобы вы почувствовали и как бы вы поступили, если бы завтра иссякли всеваши источники биовыживательных бумажек (денег). В точности то жеощущает человек из племенного общества, будучи отрезанным от своегоплемени; вот почему изгнание или даже остракизм на протяжении всейчеловеческой истории были достаточными средствами для укреплениявнутриплеменных связей. Еще во времена Шекспира угроза изгнаниявызывала у человека сильнейший ужас ("Изгнание! Изгнанье - выраженье,Встречаемое воплями в аду", - восклицает Ромео).

Втрадиционном обществе принадлежность к племени была биобезопасностью, аизгнание - ужасом и смертельной угрозой. В современном обществебиобезопасностью является обладание бумажками (деньгами), а ужасом -лишение их.

Вэлфэризм, социализм, тоталитаризм и т. п.представляют собой попытки (с разными соотношениями рациональности иистерии) восстановить племенную связь путем замены генофондагосударством. Консерваторы, заявляющие, что ни одна из форм вэлфэра дляних неприемлема, на деле требуют, чтобы люди жили в тотальномбиовыживательном беспокойстве и аномии (проще говоря, в постоянномстрахе).

С.X. Дуглас, инженер и экономист, однаждыпостроил диаграмму, которую представил Комиссии Макмиллана, когда в1932 году обсуждались вопросы денежного и кредитного регулирования. Наней были изображены две кривые - динамика процентных ставок со времениразгрома Наполеона в 1812 году и динамика уровня самоубийств за эти жесто двадцать лет.

Эти две кривые практически совпадали.Уровень самоубийств рос каждый раз, когда повышался уровень процентныхставок, и наоборот. Это вряд ли можно назвать "совпадением". Когдапроцентные ставки растут, определенное число бизнесменов становитсябанкротами, определенное число рабочих оказывается на улице, а такжерастет общее биовыживательное беспокойство. Марксистам и другимрадикалам хорошо известны подобные факторы "ментального здоровья",поэтому они презирают все виды академической психологии, не учитывающиеэти биовыживательные аспекты. К сожалению, лекарство марксистов -сделать каждого зависимым от прихотей государственной бюрократии -оказывается еще хуже болезни.

Второй контур -эмоционально-территориальная система мозга - занимается исключительносиловой политикой. Этот "патриотический" контур присутствует у всехпозвоночных и имеет возраст от 500 миллионов до миллиарда лет. Всовременном человеке он, по-видимому, сосредоточен в таламусе - "заднем", или "старом мозге" - и связан с мышцами.

Этотконтур проявляется в каждом новорожденном, когда матрица ДНК отправляетпосланцев-РНК для запуска процесса обучения прямостоянию и ходьбе.Обучение ходьбе, овладение гравитацией, преодоление физическихпрепятствий и освоение политического манипулирования другими людьми -все это точки уязвимости, в которых возникает импринтирование илитяжелое кондиционирование. Мышцы быстро программируются на выполнениеэтих силовых функций, обретая устойчивые, пожизненные рефлексы.

Каквсегда, в зависимости от событий окружающего мира - того, чтопроисходит в точках нейрологической уязвимости, - этот контур определитлибо сильную, доминирующую роль, либо слабую, подчиненную роль в стае(семье). Чтобы в этом убедиться, вовсе не обязательно отправляться вджунгли с этологами: процесс импринтирования можно наблюдать в любомпомете щенков. У них очень быстро определяется, кто будет доминировать,а кто - подчиняться.

Статус в стае или племени определяетсяна основе превербальной сигнальной системы, в которой эти мышечныерефлексы играют главную роль. Все эмоциональные игры, или схемы,перечисленные в популярных книгах д-ра Эрика Берна о психологическихиграх и трансакционном анализе, являются импринтами второго контура,или стандартными тактиками млекопитающих.

Стандартный"авторитарный" рефлекс в эмоционально-территориальном контуре -раздувание мышц и вой. Его можно наблюдать у птиц, млекопитающих, атакже на собрании членов правления вашего местного банка. Стандартныйрефлекс "подчинения" заключается в сжатии мышц, опускании головы и"отползании". Его можно наблюдать у собак, приматов, домашней птицы иклерков, которые во что бы то ни стало стараются удержаться на работе.

Еслипервый (биовыживательный) контур в основном импринтируется матерью,второй (эмоционально- территориальный) контур в основном импринтируетсяотцом - ближайшим к ребенку альфа-самцом.

СоциологДж. Раттрэй Тэйлор выдвинул предположение, что общество поочереднопроходит через периоды "матризма", когда доминируют материнскиеоральные ценности, и периодами "патризма", когда доминируют ценностиотцовские, анальные.

Предложенная Тэйлором таблица характеристик этих "матристских" и "патристских" периодов выглядит следующим образом:

МАТРИЗМ

ПАТРИЗМ

Одобрение секса

Неодобрение секса

Свобода женщин

Ограничение свободы женщин

Женщины имеют высокий статус

Женщины имеют низкий статус

Целомудрие не ценится

Целомудрие высоко ценится

Эгалитарность

Авторитарность

Прогрессивность

Консервативность

Отсутствует недоверие к науке

Недоверие к науке

Непосредственность

Сдержанность

Половые различия минимальны

Половые различия максимальны

Страх инцеста

Страх гомосексуальности

Гедонизм

Аскетизм

Богиня-мать

Бог-отец

Незнаю, справедлива ли эта теория Тэйлора по отношению к обществу, ноона, безусловно, справедлива по отношению к отдельным индивидам.Приведенные выше характеристики являются всего лишь последствиями (а)тяжелейшего импринта в оральном (матристском) контуре биовыживания или(б) тяжелейшего импринта в анальном (патристском) территориальномконтуре.

Если не употреблять этологических терминов, то эмоционально-территориальный контур - это то, что мы обычно называем "эго". Эго - это просто осознание млекопитающим своего статуса в стае;это, как сказали бы социологи, "роль", отдельный контур мозга, которыйошибочно принимает себя за личность, механизм "мозг-сознание" в целом."Эгоист" ведет себя, по общепринятому выражению, "как будто ему всегодва года" потому, что эго представляет собой импринт этапа, на которомребенок обучается ходьбе и туалетным процедурам.

Третийсемантический контур имеет дело с артефактами и создает "карту"(туннель реальности), которую можно передавать Другим, даже черезпоколения. Такими картами могут быть картины, проекты, слова,концепции, инструменты (сопровождаемые вербальной инструкцией поприменению), теории, музыка и т.д.

Человеческие существа (одомашненные приматы) относятся к созданиям, использующим символы. Это значит, как заметил основоположник семантики Кожибский, что те, кто правит символами, правит нами.

ЕслиМоисей, Конфуций, Будда, Мухаммед, Иисус и св. Павел до сих пороказывают живое влияние - а это действительно так, если взглянуть наокружающий мир, - то только потому, что их Сигнал был донесен до насчеловеческими символьными системами. Эти системы включают в себя слова,произведения искусства, музыку, ритуалы и неосознанные ритуалы("игры"), при помощи которых передается культура. Маркс и Гитлер,Ньютон и Сократ, Шекспир и Джефферсон продолжают "править" частямичеловечества тем же способом - при помощи семантического контура.

Ещев большей степени и еще менее осознанно мы подвергаемся управлению состороны изобретателей колеса, плуга, алфавита и даже римских дорог. Таккак слова одновременно содержат детонации (ссылки на сенсорно-экзистенциальный мир) и коннотации(эмоциональные оттенки, поэтические и риторические аспекты), людейможно заставить действовать даже при помощи слов, которые не имеют низначений, ни соответствий в реальном мире. В этом заключается механизмдемагогии, рекламы и большинства организованных религий.

Контурбиовыживания делит проявления окружающего мира только на два вида: то,что для меня хорошо (полезно), и то, что для меня плохо (опасно).

Эмоционально-территориальныйконтур также делит мир на две половины: то, что сильнее меня (выше виерархии стаи), и то, что слабее меня (ниже в иерархии стаи). На этойоснове развиваются социобиологические системы.

Семантический контур позволяет нам по желаниюподразделять и заново соединять вещи. Его беспокойному навешиваниюярлыков и сортировке опыта нет конца. На персональном уровне - это"внутренний монолог", переданный Джойсом в "Улиссе". На историческомуровне - это времясвязывающая функция, описанная Кожибским,которая позволяет каждому поколению добавлять новые категории к нашейментальной библиотеке - вечно соединять и разделять все новые и новыевещи, переклассифицировать и перетасовывать их. В этом времясвязывающемизмерении Эйнштейн заменил Ньютона еще до того, как большая часть мирауслышала о Ньютоне; простая арифметика привела к рождению алгебры,которая вылилась в математический анализ, который, в свою очередь,произвел на свет тензорный анализ, и т. д. Гайдн и Моцарт подготовилипуть Бетховену, который вторгся в сферы, принадлежащие романтикам ивагнерианцам, что дало жизнь современной музыке.

Такназываемый "шок будущего" всегда был с нами, с тех пор, как вдоисторические времена в человеке впервые начал функционироватьсемантический контур. Для вида, который обладает способностью ксимволизированию, вычислению, абстракции, время всегда будет "временемперемен". Процесс этот ускоряется со временем, так какспособности символизировать свойственно самостоятельно развиваться. Наобычном языке семантический контур называется "умом".

Нейрологическиекомпоненты первого контура восходят к древнейшим частям мозга; КарлСаган назвал их "рептильным мозгом". Возраст этих нейроструктурнасчитывает по меньшей мере миллиарды лет. Структуры второго контурапоявились вместе с первыми млекопитающими где-то миллиард или 500миллионов лет назад; Саган поэтому называет их "маммальным мозгом", или"мозгом млекопитающих". Семантический контур появился, вероятно, 100тысяч лет назад; Саган называет его "человеческим мозгом". Не следуетудивляться тому, что большинство людей большую часть времениуправляется в большей мере двумя древними контурами, чем человеческимсемантическим (рациональным) контуром, или тому, что семантическийконтур так легко впадает в ложную логику (невежество, нетерпимость,фанатизм любого рода), когда контур биовыживания сигнализирует обугрозе жизни или эмоциональный контур - об угрозе статусу.

Циники,сатирики и "мистики" (контуры 5-8) сто раз говорили нам, что "разум -это продажная девка", т.е. что семантический контур открыт дляманипуляций со стороны более древних, более примитивных контуров. Какбы упорно Рационалист ни отрицал это утверждение, в ближней перспективеоно всегда оказывается истинным - то есть, пользуясь одним изизлюбленных слов Рационалиста, оно всегда прагматическиистинно. Тот, кому удастся в достаточной мере напугать людей (вызватьбиовыживательное беспокойство), сможет быстро навязать им любуювербальную карту, которая, на их взгляд, принесет им облегчение, т. е.избавит от беспокойства. Пугая людей Адом и затем обещая им Спасение,самые невежественные и извращенные индивиды могут навязать им целуюфилософскую систему, которая не выдержала бы и двух минут рациональногоанализа. А любой альфа-самец одомашненных приматов, как бы он ни былжесток или испорчен, может повести за собой всю стаю приматов,закричав, что альфа-самец соперничающей стаи собирается напасть на ихтерриторию. Эти два рефлекса млекопитающих известны соответственно какРелигия и Патриотизм. Они срабатывают у одомашненных приматов точно также, как у диких, так как являются Относительными ЭволюционнымиДостижениями (на определенном этапе).

Эмоционально-территориальный,или "патриотический", контур также содержит программы статуса, илииерархии стаи. Действуя в тандеме с биовыживательным беспокойствомпервого контура, он всегда способен извратить функционированиесемантического рационального контура. Все, что может привести к потерестатуса, и все, что вторгается в "пространство" индивида (включаяидеологическое "пространство"), представляет угрозу для среднегоодомашненного примата.

Социополовой контурактивизируется и импринтируется в юности, когда сигнал ДНК пробуждаетполовой механизм. Подросток становится растерянным обладателем новоготела и нового нейрального контура, который ориентирован на оргазм ислияние сперматозоидов с яйцеклеткой. Достигший половой зрелостичеловек, как любое другое животное в брачный период, бродит вполубезумном состоянии, задыхаясь в поисках сексуального объекта.

Импринтнаяуязвимость в этот момент необычайно велика, и первые сексуальныесигналы, запускающие юношескую нервную систему, запоминаются на всюжизнь и до самой смерти определяют сексуальную реальность индивида.

Неудивительно, что в эти чувствительные моменты могут приобретаться самые разнообразные фетиши.

Можноточно определить, в какой период тот или иной человек был сексуальноимпринтирован, выяснив, какие фетиши до сих пор его "заводят". Черные подвязки, выпивка, кул-джаз и стрижка под ежик - это сексуальные сигналы, так же жестко определяющие одну импринтную группу (поколение), как длинные волосы, марихуана, тяжелый рок и облегающие джинсы - другую.

Какотмечают Мастере и Джонсон, большинство сексуальных расстройствзакрепляется в нервной системе именно в юношеские моменты импринтнойуязвимости; архетипическим является случай, когда юноша собирался впервый раз заняться любовью на заднем сиденье автомобиля и в этотмомент его психику травмировал полицейский, который осветил фонарикомего и его пассию. Импринт этого ужасного момента закрепился надесятилетия: мужчина оставался импотентом до тех пор, пока не подвергсяпереимпринтированию в клинике Мастерса и Джонсона.

Гетеросексуальностьили гомосексуальность, безудержное распутство или робкое безбрачие ит.д. - все это обычно импринтируется в моменты импринтной уязвимоститочно так же, как биовыживательное беспокойство импринтируетсясобытиями, произошедшими в период кормления грудью, эмоциональноедоминирование или подчинение - событиями в период обучения ходьбе,символическая смышленость или "тупость" - событиями в период изученияокружающего мира.

Так называемым "примитивным" народамизвестны эти факты, поэтому они окружают моменты импринтной уязвимостиритуалами, "испытаниями", "обрядами посвящения" и т. д., специальноразработанными для импринтирования черт характера, необходимых длянормального члена данного племени в данное время. "Пережитками" этихимпринтных церемоний являются обряды бар-мицвы [01], крещения, конфирмации, церковного бракосочетания и т.п.

Важнознать, что "события", создающие импринты в моменты импринтнойуязвимости, относятся к сферам случая, генетики и злобы (гнева).

Большинстволюдей в силу подобных событий не импринтируют в точности тусоциосексуальную роль, которая требуется в их обществе. Четвертыйконтур с почти полным правом можно назвать контуром вины:почти все почти везде занимаются тем, что скрывают свой истинныйсексуальный облик и играют на людях некую сексуальную роль,"общепринятую" для их пола в их племени.

В обычном языкеимпринт в социополовом контуре обычно назыается "зрелой личностью" или"сексуальной ролью". На жаргоне трансакционного анализа это -"Родитель".

Любопытно, что Фрейд считал первый контуроральным этапом, второй - анальным, а четвертый - генитальным. При этомон упустил из виду третий, семантический контур. Возможно, Фрейд,одержимый рационалист, был так поглощен вербальными и концептуальнымипрограммами, что просто не замечал их - как рыбы не замечают воду. Юнгописал первый контур как способность ощущать, второй - как способность чувствовать, третий - как способность мыслить.Но социополовой контур из его схемы начисто выпал. (Юнга раздражало топовышенное внимание, которое Фрейд уделял четвертому контуру, и онпостроил свою собственную, менее сексуальную психологическую систему.)Все высшие контуры Юнг просто свалил в одну кучу под вывеской"интуиция".

Функция нервной системы заключается в том,чтобы фокусировать, избирать, сужать; выбирать из бесконечностивозможностей те биохимические импринты, которые определяют тактики истратегии, обеспечивающие выживание в одном месте, статус в одном племени.

Младенец генетически подготовлен к изучению любого языка, овладению любыми навыками, исполнению любойсексуальной роли; через очень короткий срок, однако, он (или она)начинает механически, роботически воспринимать ограничения своейсоциальной и культурной среды, следовать им и воспроизводить их. В этомпроцессе каждый из нас платит очень дорого. Выживание иподдержание статуса даются ценой утраты бесконечных возможностейнеобусловленного сознания. Одомашненный примат, пребывающий всоциальном туннеле реальности, является лишь мелким фрагментомпотенциала, заложенного в 110 миллиардах клеток человеческогобиокомпьютера.

Пока мы остаемся во власти древнихконтуров, мы мало чем отличаемся от насекомых. Точно так же, какнасекомые из поколения в поколение повторяют свои четырехэтапныепрограммы (яйцо, личинка, куколка, взрослая особь), мы повторяем нашичетырехэтапные циклы. Древние контуры генетически консервативны: ониобеспечивают выживание и продолжение рода, но не более того. Будущееэволюции - в футуристических контурах.

Рейхианцы,последователи доктора Спока и Саммерхильской школы и т. д. нетерпеливопытались привлечь наше внимание к грубости и тупости многихтрадиционных методов воспитания детей. Эти методы оказываются "грубыми"и "тупыми", только если видеть, подобно вышеуказанным еретикам, цельвоспитания в формировании нормального, уравновешенного, творческогочеловека. В реальном мире это никогда не было целью ни одного общества.Традиционные методы воспитания совершенно логичны, прагматичны издоровы для достижения истинной цели общества, котораясостоит не в том, чтобы создать идеальную личность, а в том, чтобысоздать полуробота, который максимально близко подражает общественномуидеалу - как в рациональных, так и в иррациональных аспектах, перенимаякак мудрость веков, так и всю накопленную человечеством жестокость иглупость.

Причина очень проста: полностью сознательная, пробужденная(избежавшая промывания мозгов) личность не сможет точно вписаться ни водну из ролей, предлагаемых обществом; изувеченные же, роботизированныепродукты традиционного детского воспитания прекрасно вписываются в этиниши.

Получается, что существует нейросоциологическая"логика" алогичного. Не напоминают ли современные школы мини-тюрьмы? Недушат ли они воображение, не давят ли они ребенка физически и ментальнои не практикуют ли различные формы явного и скрытого терроризма? Ответ,конечно же, однозначен: да; но подобные школы необходимы,чтобы обучить людей исполнению ролей в офисах, на фабриках или вкаких-нибудь других организациях, которые также очень напоминаютмини-тюрьмы, душат воображение, давят физически и ментально и держатсяна страхе (угрозе лишения биовыживательных бумажек - денег).

"Разрешительное"движение в педагогике получило лишь ограниченное распространение, таккак общество всегда нуждалось и считает, что нуждается до сих пор, вроботах. Утопическая система воспитания будет развиваться дальше толькотогда, когда общество освободится от оков авторитарности. Рано илипоздно это обязательно произойдет, так как современный темп изменений вобществе ведет нас к периоду наиболее быстрой социальной эволюции завсю историю человечества. Тогда нам потребуются люди, которые не являются роботами, которые способны творить, которые не способны на тупую покорность, которые способны проявлять инициативу, которые не являются узколобыми фанатиками, которые являются исследователями во всех смыслах этого слова.

Традиционнаясистема воспитания начинает давать сбои только сейчас, когда обществовступило в фазу ускоренных изменений и технологической трансформациивсех традиционных ценностей.

Сбои коммуникациипроисходят, как правило, из-за того, что сообщение направляется не поадресу. Так, например, у вашего мужа возникают проблемы с эго, а выпосылаете сообщение в его мозг. Приведем диаграмму трансакционного анализа, иллюстрирующую этот процесс:

Первоесообщение направлено от первого контура к четвертому. Оно значит: "Ячувствую себя слабым; поддержи меня". Если ответ поступает от третьегоконтура к третьему контуру - "Что ж, давай проанализируем этупроблему..." - оно поступает по неправильному адресу.

Конечно же, мы намеренно выбрали нетипичный, хотя возможный пример. Он нетипичен, потому что женщин традиционно учат неделать подобной ошибки - быть "эмоционально чувствительными", уметьоказать "поддержку" и т. д. С точки зрения статистики болееправдоподобен обратный случай - жена сигнализирует: "Помоги!", а мужобращается к ее третьему контуру: "Давай проанализируем проблему..."

Мысказали, что импринтирование контуров содержит значительный элементслучайности (в пределах генетических параметров). Любое общество, дажебез понимания этой теории, понимает импринтные процессы достаточно прагматически,чтобы постараться запрограммировать каждого его члена напредназначенную ему роль. Поэтому традиционное воспитание девочеквсегда отличалось от традиционного воспитания мальчиков - так, чтобывыработать у женщин большую "чувствительность" второго контура.Феминизм, как и современные методы детского воспитания, появился толькотогда, когда мы эволюционно готовы или почти готовы к этому. Традиционная система годилась только для традиционных обществ.

Точнотак же классовая структура, как и кастовая структура муравейника,производит "правильные" для каждого класса импринты. Третий контуркласса слуг, или пролетариата, импринтируегся в основном для мануальнойловкости, тогда как тот же контур у среднего или правящего классовимпринтируется для вербальных, математических или других навыков,связанных с использованием символов.

Демократия непривела к успеху - и стыдливый цинизм интеллектуалов по отношению кдемократии оправдан - в том смысле, что традиционное общество ненуждалось, не умело использовать и всячески тормозило развитие высшихвербальных ("рациональных") навыков у большей части населения. Этозначит, что общество не поощряет развитие интеллекта у большинствалюдей, а скорее жестко программирует их сравнительную тупость, чтонеобходимо для их максимального соответствия наиболее традиционнымвидам деятельности. Их контур биовыживания работает так же, как и убольшинства животных, их эмоционально-территориальный контур являетсятипичным контуром приматов, кроме того, у них имеется немного "ума"третьего контура, необходимого для вербализации (рационализирования).Естественно, они обычно голосуют за какого-нибудь шарлатана, которомуудается активизировать их примитивные биовыживательные страхи итерриториальную ("патриотическую") воинственность. Интеллектуал, видяэти печальные результаты, все же продолжает верить в "демократию"слепой верой, подобной вере католиков, коммунистов или змеепоклонников.

Традиционная система срабатываетв традиционном обществе. Масса людей, которые живо интересуются, почемуБетховен после Девятой симфонии перешел к струнным квартетам,действительно ли Кант убедительно опроверг Юма и каким образом могутбыть связаны последние достижения квантовой теории с детерминизмом исвободой воли, - это не та масса, которую легко заставить заниматьсяскучным и отупляющим будничным трудом.

Роберт Антон Уилсон


0.25552797317505