По словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, причиной отключения электричества в Москве стал пожар на подстанции РАО «ЕЭС России» в Чагино (юго-восток столицы). Из-за пожара разрушился трансформатор, и автоматика сработала на отключение. Калужская и Тульская области полностью перешли на резервное энергообеспечение.
Президент России Владимир Путин считает, что руководство РАО «ЕЭС России» виновно в сегодняшних проблемах в энергоснабжении Москвы. «Вполне можно говорить о недостаточном внимании РАО «ЕЭС» к текущей деятельности компании. Нужно заниматься не только глобальными проблемами по политике компании и ее реформированию, но и уделять внимание текущей деятельности», — сказал глава государства, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС.
Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс будет допрошен в связи с массовыми отключениями электроэнергии. Официальный представитель Генпрокуратуры Наталья Вишнякова подчеркнула, что в ходе следствия будет дана правовая оценка работы каждого руководителя РАО и каждого должностного лица, отвечающего за подачу электроэнергии потребителям. Обещают в прокуратуре оценить и размер нанесенного ущерба.
В августе 2003 северо-восток США и юг Канады остались без электричества. Произошло крупнейшее в истории Соединенных Штатов отключение электроэнергии, в результате которого остановились почти 100 электростанций, среди них 9 АЭС и 12 ГЭС. Сбой затронул более 50 млн. человек. По меньшей мере, три человека погибли. Пришлось остановить свыше 100 электростанций.
Тогда, как только стало известно об аварии в Северной Америке, российские энергетики поспешили заявить, что на территории бывшего СССР столь масштабных аварий никогда не было. «Ничего подобного в России не случалось и случиться не должно», — уверенно заявлял Анатолий Чубайс. Последние события в Москве наглядно продемонстрировали преждевременность такого заключения.
Первые аварийные симптомы в Чагино были зафиксированы еще во вторник вечером: произошло возгорание электротехнического оборудования на одном из узлов подстанции. Как сообщила начальник департамента по связям со СМИ РАО «ЕЭС» Маргарита Нагога, сотрудники своими силами потушили пожар, всю ночь велись ремонтные работы, однако в среду утром, в период суточного максимума, авария получила развитие. Начались отключения ЛЭП, сработала противоаварийная автоматика.
За порогом системного кризиса
На основании предварительных данных, причиной аварии РАО «ЕЭС» объявило износ оборудования на подстанции Чагино. Версия вполне правдоподобна, ведь подстанция была построена еще в 1963 году. Жителям Москвы повезло, что крупномасштабный сбой энергоснабжения не произошел зимой. Тогда бы подобный оборот дел мог привести к разморозке теплосетей и гибели системы теплоснабжения многих районов.
Отметим, что подобные аварии давно ожидались в России. Прогнозы об инфраструктурном кризисе, вызванном износом основных фондов, будоражат страну не первый год. В 1990-е много говорилось о «проблеме 2003» — предполагаемой дате начала системного кризиса энергетики. События зимы 2002-2003 годов как будто подтверждали этот мрачный прогноз. Аварии прокатились по всей России. В школьных классах Алтайского края температура не поднималась выше 15 градусов. В Пензе в результате прорыва теплотрассы оказались отключены от тепла сразу 384 многоквартирных дома. К счастью, из-за начавшейся оттепели не вышли из строя многокилометровый трубопровод и несколько тысяч батарей в квартирах. Однако, по подсчетам властей, и без того городскому бюджету был нанесен ущерб, сопоставимый с годовой платой всех жителей Пензы за тепло.
В трех районах Карелии была объявлена чрезвычайная ситуация. К тому же массовое использование электрических обогревателей «порушило» электросети, в результате чего многие жители Карелии встречали Новый год при свечах и закусывали всухомятку (газ в Петрозаводске «пропал» в конце декабря). Полопались водопроводные и канализационные трубы, и жителям 450 домов — и пожилым, и детям — в сильный мороз пришлось срочно озаботиться поиском мест на улице для отправления естественных надобностей.
Замерзал Тихвин. Схожие аварии происходили в Валдае Новгородской области, где детское отделение местной больницы пришлось эвакуировать в наркологический диспансер. Младенцев в родильном отделении отогревали грелками! Во многих домах температура в рождественскую ночь упала ниже нулевой отметки. Даже в относительно благополучном Нижнем Новгороде жители большинства многоэтажных домов вынуждены были мерзнуть в своих квартирах — температура там не поднималась выше 14 градусов.
В некоторых регионах — особенно на Дальнем Востоке — отсутствие нормального теплоснабжения зимой и круглогодичные перебои с горячей и холодной водой — многолетняя печальная практика, вызвавшая массовую миграцию населения в центральные районы России. Но большого общественного резонанса эти события не вызывали. Замерзала провинция — не столица.
Последние две зимы оказались неожиданно теплыми, и старые советские (так ведь других нет!) системы теплоснабжения пережили их относительно «бескровно». Но пренебрежение состоянием основных фондов ударило с другой стороны. На сегодняшнем примере столицы жители России лишний раз почувствовали свою уязвимость перед техногенными катастрофами.
Разбитая лампочка Чубайса
Высокие доперестроечные темпы ввода мощностей генерирующего и электросетевого оборудования (6-7 млн. кВт/год в 1976-1985 гг. и 4,5 млн. кВт/год в 1986-1990 гг.) снизились до 0,6-1,5 млн. кВт/год в период 1991-2000 гг. В результате сокращения финансирования резко уменьшилось число объектов нового строительства, возросло число законсервированных и временно приостановленных строек. Это сопровождалось еще более резким уменьшением заделов для ввода новых мощностей в будущем. В настоящее время выработали свой 16% мощностей электростанций России.
По словам Анатолия Чубайса, объем инвестиций в модернизацию сетей в последние 2-3 года ежегодно почти удваивался, однако, это лишь частично компенсировало недофинансирование, имевшее место на протяжении последних 10 лет.
Стране остро необходима государственная программа ускоренной модернизации систем тепло- и энергоснабжения. Вместо этого основной вопрос, который занимает умы чиновников от энергетики — как создать наиболее либеральный рынок электроэнергии. Задача, прямо скажем, непростая. Единая энергетическая система страны создавалась именно как единый хозяйственный комплекс, и разбить его на куски так, чтобы он сохранил свою работоспособность — дело практически невозможное.
Менеджеры РАО «ЕЭС» в один голос убеждают общественность: для недопущения подобных аварий необходимо значительно повысить «убыточные» на сегодняшний день тарифы. Глава «Ленэнерго» Андрей Лихачев напомнил, что авария, подобная московской, произошла три года назад в Петербурге на Васильевском острове, но была вовремя локализована. «Возможность такого рода аварий нельзя исключить по всей России, — считает Лихачев. — На надлежащий ремонт сетей не хватает средств, но когда мы говорим, что тарифы необходимо оплачивать, нас пытаются напугать прокурорами и Счетной палатой. Когда мы хотим быть услышаны и говорим, что сами тарифы убыточны, нас пытаются «брать горлом» и стращать. Но ремонты невозможно делать бесплатно». Однако с таким подходом согласны далеко не все.
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, реформа электроэнергетики отвлекает все силы РАО «ЕЭС» и многих сопряженных бизнес-структур на передел активов, «распил» финансовых потоков и отвод их в свой карман. Все остальные вопросы остались на периферии внимания руководства РАО «ЕЭС» — не потому, что оно плохое, а потому что так была задумана и устроена реформа электроэнергетики.
Кроме того, считает Делягин, из РАО «ЕЭС России» последовательно и целенаправленно изгонялись все специалисты в области энергетики. «Поскольку реформа изначально была безграмотна, люди, которые хоть что-то понимали в энергетике, объективно становились противниками реформы — и от них избавлялись», — напоминает Михаил Делягин. В частности, руководителем «Мосэнерго» (что в свое время вызвало шок как у аналитиков, так и у энергетиков) был назначен Аркадий Евстафьев, известный «пиарщик», самое известное «достижение» которого — вынос легендарной «коробки из-под ксерокса» из Белого дома в ходе президентской кампании 1996 года. «При таких «специалистах», которые руководят российской энергетикой, удивительно, как не подобные катастрофы не произошли раньше», — отметил Делягин.
Учитывая огромную политическую и социальную значимость столицы, не приходится сомневаться: последствия аварии будут ликвидированы быстро, и власти предпримут все усилия, чтобы подобного в Москве не повторилось. Но проблема ветшания основных фондов энергетики в стране так и остается нерешенной. Какой регион станет следующим в открывшемся списке техногенных катастроф? К сожалению, ответ на этот вопрос может прийти очень скоро.
Андрей Фадеев, ИА «Росбалт»