Детско–взрослые производства и академии
Сегодня необходимо интенсивно осваивать открытие А.С. Макаренко и на новых основаниях создавать систему школ–хозяйств или образовательных хозяйств.
Это следует делать в форме детско–взрослых производств и академий.
Детско–взрослое производство (ДВП) — это передовое наукоёмкое и прибыльное (рентабельное) производство, в котором детский коллектив в образовательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности и в их описании, проектировании и перепроектировании, а для выполнения наиболее сложных и ответственных работ и консультационных функций приглашаются взрослые профессионалы.
Формой ДВП может быть, в частности, научно–образовательно–промышленная группа (НОПГ), что требует привлечения научной организации и/или университета[7].
Соотношение «детскости» и «взрослости» в ДВП может быть разным. Интересно, что в колонии им. М. Горького А.С. Макаренко шел от «детскости» — т.е. сначала организовывал производство «силами подростков с постепенным подключением к нему взрослых (агронома, колёсного мастера, а в Куряже — мастеров швейного и столярного цехов). Такой же путь был вначале и в коммуне им. Дзержинского. Но настоящее производство электроинструмента и фотоаппаратов А.С.Макаренко в итоге организовал иначе: был построен завод (с полным штатом взрослого управления, инженерно–техническими отделами и вольнонаемными рабочими в пусковой период) и к нему постепенно подключались коммунары. В дальнейшем, как свидетельствуют официальные материалы из архива А.С.Макаренко, с ростом производственной квалификации коммунаров планомерно сократилось количество вольнонаемных инструкторов и рабочих на заводах коммуны, чем увеличивались доходы воспитанников коммуны за счет повышения их квалификации».
Для того, чтобы в детско–взрослых производствах обеспечивался действительно образцовый — т.е. самый передовой, высокорентабельный и правильно организованный — труд, необходима организация системы детско–взрослых академий.
Каждая академия занимается введением подростков в проблемы и процессы создания сфер приоритетного развития страны и мира. Примером может служить Детская ядерная академия (http://www.dqa.paideia.ru/), вокруг которой осуществляется складывание детско–взрослого сообщества построения и развития ядерной сферы и которая соединяет на основе проектной деятельности подростков разных регионов России и зарубежных стран с лучшими профессионалами ядерной сферы.
Такие академии должны быть созданы, как минимум, в следующих сферах (между прочим, выделенных министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко в апреле 2005 года): ядерной и космической сферах, сфере биотехнологий, а также сферах машино– и энергостроения и научного приборостроения.
Для создания академий необходимо понимать, что наиболее ценные работники передовых сфер деятельности всегда определяют свой жизненный «вектор» и цель служения в подростковом возрасте и в обязательном общении с выдающимися лидерами и личностями.
Таким образом, речь идёт не о советской системе профориентации, когда задача состояла в том, чтобы помочь старшеклассникам выбрать профессию, а о принципиально иной системе, когда старшеклассника надо увлекать фундаментальными проблемами, проектными идеями и личностями. Только в этом случае возникает готовность и опыт служения — служить можно тому, что любишь и бесконечно уважаешь.
Именно для введения подростков в самые перспективные сферы деятельности, в новые, только ещё возникающие, нарождающиеся науки и практики создаются детско–взрослые академии.
В основе деятельности академий лежит инициирование и реализация подростками и молодыми людьми образовательных проектов. Слушатели академий участвуют в проектных олимпиадах (конкурсах) и предлагают свои проекты по проблемам сферы. Авторы лучших проектов становятся финалистами конкурсов и вводятся в общение с лучшими профессионалами сферы. При этом идёт непрерывная многообразная работа с каждым проектом и даже проектной инициативой каждого участвующего подростка.
Метод детско–взрослых академий является одним из ключевых элементов персонального образования.
Академии вместе с производствами и могут составлять основу НОПГ.
Имеется и опыт подобных групп в виде образовательных фирм, специфику которых определяют четыре базовых производственных процесса:
1) обучение. Его результат — способные, знающие и умеющие выпускники.
2) производство продукции, пользующейся спросом. Особенность производственного процесса здесь заключается в том, что учащиеся могут применять знания, полученные в процессе обучения. Кроме того, технологическое производство представляет для них живой образец современного предприятия. При этом учащиеся должны принимать участие не только в производстве продукции, но и в управлении этим предприятием: проводить маркетинговые исследования, вести бухгалтерский учет, осуществлять снабжение производственного процесса сырьем и комплектующими изделиями, планировать производственную деятельность и контролировать исполнение планов.
3) комплексные разработки перспективной продукции и технологии ее производства. В этом процессе могут также принимать участие молодые люди, способные к изобретательству, конструированию и проектированию.
4) воспитание, ориентированное на формирование мировоззрения учащихся и базовых ценностей, задающих культурный смысл жизни. Воспитание должно пронизывать перечисленные выше три базовых процесса.
В основу управления образовательной фирмой должны быть заложены следующие принципы:
1) принцип единоначалия. Руководитель образовательной фирмы — генеральный директор. Его заместители — главный бухгалтер, главный экономист и руководитель отдела стратегического планирования. Кроме того, генеральному директору подчиняются директоры соответствующих производств, каждый из которых отвечает за некоторый базовый процесс и руководит соответствующими службами, обеспечивающими нормальное протекание процессов. В состав этих служб входят бухгалтеры, экономисты, технологи, снабженцы.
2) принцип соорганизации процесса функционирования и развития. В распоряжении генерального директора находятся два органа — совет директоров и отдел стратегического планирования. Первый отвечает за нормальное функционирование образовательной фирмы, второй — за ее развитие (отделу придается особая служба — лаборатория комплексных разработок).
3) принцип опережающего реагирования на изменение окружающей cреды. Структура образовательной фирмы такова, что в ней закладывается содержательное противоречие между процессами развития и функционирования. Отдел стратегического планирования должен отслеживать внешнюю ситуацию, выявлять позитивные и негативные тенденции, предлагать варианты стратегических решений на переорганизацию процессов функционирования. Совет директоров — орган, призванный принимать и реализовывать стратегические решения. Особенность позиции каждого директора производства заключается в том, что он: руководитель соответствующих служб, отвечающих за конкретный производственный процесс; член совета директоров; эксперт отдела стратегического планирования.
Иначе говоря, образовательная фирма должна представлять собою единство процессов функционирования и развития, быть жизнеспособным развивающимся социальным организмом. Это достигается за счет таких средств управленческой деятельности, как прогнозы, проекты, программы деятельности и планы.
План деятельности коллектива фирмы представляет собой результат сложного процесса принятия управленческого решения. Ближайшая задача, стоящая перед руководителями образовательных учреждений, заключается в том, чтобы разрабатывать эффективные планы. Функции главного бухгалтера и экономиста — активно участвовать в разработке планов и способствовать их эффективной реализации.
Отметим также, что планирование и реализация плана предполагает особый организационный механизм: в планировании принимают участие все руководители базовых производств. Таким образом, созданный план есть результат коллективного творчества. Особое место в плане занимает время исполнения каждой работы, оснащенность необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, особые требования к качеству результатов труда.
Особенность деятельности образовательной фирмы заключается в том, она должна ставить задачу сама себе, так как никто «сверху» задачи для фирмы не ставит. Откуда же появляются управленческие задачи? — из анализа состояния cреды, в которой существует фирма. Такой средой для образовательных учреждений является множество видов социальной деятельности, существующее на данной территории.
Но тут мы попадаем в целый комплекс социально–экономических и политических проблем, которые требуют своих решений. Очевидно, что ни людей, ни денег, ни технологий и оборудования в образовательной системе сегодня нет в необходимых количествах и качествах. Но тогда возникает вопрос: «Можно ли в сегодняшних условиях создавать образовательные фирмы?»
Не только можно, но и жизненно необходимо. Но при этом надо отказаться от старого стереотипа тотальной реорганизации образовательных учреждений и концентрировать ресурс в малых масштабах.
Образование располагает:
– различными финансовыми инструментами, например, казначейскими обязательствами;
– правом активного законодательного оформления образовательных инвестиционных идей;
– рядом участков земли со старыми зданиями, которые надо перевести в его собственность;
– возможностью разрабатывать взаимовыгодные схемы совместной деятельности с промышленниками и банкирами;
– возможностью привлекать высокопрофессиональных специалистов, оказавшихся сегодня без работы, к проектированию образовательных фирм и к стратегическому планированию;
– возможностью создавать межрегиональные образовательные фирмы, тем самым аккумулируя ресурсы сразу нескольких областей и районов страны;
– возможностью складывать сеть образовательных фирм, которые будут представлять принципиально новую образовательную индустрию XXI века.
Интегративной формой — своего рода инкубатором или питомником образовательных фирм и основой сети научно–образовательно–промышленных групп и фирм мог бы стать специальный научно–образовательно–промышленный технопарк, в котором предполагается воспроизводить наиболее продвинутые технологии всех развитых стран (в том числе и России), делая одновременно эти технологии предметом разностороннего изучения и передачи в массовое производство.
В структуре технопарка было бы весьма уместно создать систему прорывных (мирового уровня) высокорентабельных микропроизводств, включающих современную типографию, банк, телекоммуникационную студию дуплексного телевидения, компьютерные разработческие производства, фрагменты образовательной индустрии. Все эти производства должны быть детско–взрослыми, образовательными, а не чисто коммерческими. Это означает, что в штат этих производств должны быть включены обучающиеся и зарабатывающие деньги дети, одновременно осмысляющие устройство этих производств. Учредителями–попечителями образовательных производств должны быть лучшие предприятия региона и известнейшие мировые фирмы, концерны, консорциумы, развёртывающие в технопарке авангардные производства.
Одним из важнейших секторов интеграции в системе технопарка должен стать сектор средств массовой информации, поскольку именно от работы СМИ будет во многом зависеть действенность выработанной стратегии общего профессионального образования | © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |