Во всей этой историей с мнимой амнистией капиталов настораживает отсутствие в ней логики, целесообразности и справедливости. Уж если надо было проводить амнистию капиталов, то, прежде всего для юридических лиц, то есть для фирм, которые, не опасаясь преследований, хоть как-то могли бы активизировать экономику, а не для взяточников и махинаторов. Или амнистию не следовало начинать совсем, так как у государства и без того достаточно финансовых накоплений и оно может позволить себе не заискивать с теми, кто скрыл свои доходы и уклонился от налогов. Проще говоря, действовать по принципу – украл – верни, строго следуя букве закона. Такая позиция хотя бы была понятной.
Если трезво оценивать сложившуюся ситуацию по схеме – нефтедоллары, не закаченные в промышленность – прямой путь к инфляции, то наше положение получается очень незавидным. Вряд ли российские предприятия смогут выйти на темпы развития, необходимые для поглощения лишней денежной массы, наплыв которой продолжает неуклонно расти. Вот и получается, что все сырьевые ресурсы, между прочим, не возобновляемые, изымаемые сегодня из недр, в ближайшее время превратятся в битые глиняные черепки из сказки про «Золотую антилопу». Правительство попало в довольно нелепое положение, при котором любые действия, направленные на привлечение дополнительных средств в бюджет, будь то повышение общей суммы собираемых налогов, за счёт закрытия оффшорных зон, самые, что не на есть крутые меры против олигархов, амнистия капиталов или продажа Украине и кавказским республикам газа по общемировым ценам, - политических очков ему не прибавит и широкой поддержки среди населения не найдёт, потому что простому населению от такой практики не горячо не холодно. Что толку любить богатую бабку, скопившую под матрасом целое состояние, которое в скором времени растащат крысы или сожрёт инфляция. Внукам от такой заначки нет ни пользы, ни радости, а поведение прижимистой старушки в лучшем случае тянет на статус старческого заскока. Одним словом, если правительство не научится правильно тратить свои сбережения, народ его не поймёт и заслуг не оценит.
В целом практика бездарного набивания государственной кубышки, методами под час далеко не либеральными, льёт воду на мельницу тех самых оранжевых ребятишек, которые готовятся в 2008 году показать оранжевую «кузькину мать». Поэтому, если правительство не хочет получить неожиданностей, то должно научиться тратить накопленные резервы с ясным пониманием того факта, что чёрный день, на который копили, уже настал. Тратить, слава Богу, есть куда, и об этом не единожды говорили ведущие экономисты страны, но правительство слушает почему-то не тех советчиков. Если отбросить всякие научные термины и вернуться к примеру с прижимистой старушкой, то накопленные средства в условиях риска их потерять, необходимо вкладывать в то, что можно пощупать руками, что не отнять и не украсть, то есть в инфраструктуру. Построенный дом, железнодорожный мост, дорогу, трубопровод, стадион, школу, детский сад и многое другое никакая инфляция и международная конъюнктура цен не съест. Правительство нашло очень удобную отговорку, наречённую господином Грефом – «нехваткой инвестиционных проектов», то есть обывателю рассказывается сказка про то, как Министерство экономического развития хотело бы дать денег российской промышленности, но из-за отечественного тупоумия в стране нет стоящих предложений, поэтому деньги лучше законсервировать или пустить на погашение внешнего долга государства. В эту сказку можно было бы поверить, если бы на фоне погашения государственного внешнего долга, не росла сумма частных заимствований за рубежом. А так неувязочка получается, ведь если частные компании берут деньги у западных банков, и те им дают, значит, инвестиционные проекты в стране всё же имеются. Так почему же российское правительство не инвестирует в российскую экономику, ставя её в зависимость от иностранного капитала, что в случае дефолта чревато серьёзными потерями собственности? Неужели эта линия сознательной сдачи государства?