Чем отличаются наши, доморощенные российские «акулы капитализма» или, по старорежимному попросту буржуи от своих забугорных, «цивилизованных» коллег? Многочисленные певцы Запада и его прелестей из желтых и трехцветных СМИ уверяют нас, что наши буржуи – неотесанная деревенщина в трико и малиновом пиджаке перед тамошними одетыми от Кардена и владеющими дюжиной языков выпускниками Гарвардов. Но это, мягко говоря, преувеличение. Полистайте книги западных писателей и философов – вы там без труда найдете едкие слова о безвкусии, бескультурье, вульгарности и пошлости среднестатистического западного буржуа, который не отличает Гегеля от Бебеля и за скидку в супермаркете готов удавиться, хотя имеет на счету суммы с шестью нулями. А что касается костюмов от Кардена и иностранных языков, то это ничего не значит при наличии больших и очень больших денег: теперь кажется, и наши «братки», начинавшие в 90-е годы в провинциальных бандах с автоматами наперевес, снимают потихоньку малиновые пиджаки и учатся балакать по разговорнику.
Но западные бизнес-мэны и бизнес-вумен гуманны по отношению к наемным работникам и почтительны по отношению к государству и его законам – воскликнет либеральный защитник западного капитализма, полжизни до этого в партшколе занимавшийся его разоблачением. Советую ему заглянуть в Интернет на сайты антиглобалистов, где постоянно отслеживаются случаи нарушения законов западными корпорациями в Третьем мире. Оказывается вне недреманного ока гражданского общества и его въедливых институтов – от независимых профсоюзов до разоблачительных СМИ с американских и европейских бизнесменов враз слетает лоск цивилизованности и гуманности и они перестают чем-либо отличаться от своих пращуров эпохи Маркса, которые морили рабочих голодом и заставляли их работать без перерыва по 16 часов в сутки. Или от своих российских коллег, обворовывающих рабочих своих предприятий, прокручивая их зарплаты в банках, в то время как рабочие кормят детей прошлогодней картошкой и черствым хлебом.
Однако существенное отличие российского буржуя от западного все же есть. Наш буржуй – непуганый. Цивилизованный европейский предприниматель позволяет себе подобные шалости разве что в Малайзии или в Африке, да и то отчаянно труся международных организаций и их изданий. А в своих родных пенатах – ничего подобного он не только не позволяет, но и подумать не смеет. На Родине его рабочим а вкупе с ними и пенсионерам, вэлфэрщикам, безработным гарантированы хорошие деньги, социальные льготы, вежливость и предупредительность в обращении… Потому что западный буржуй знает: стоит понизить зарплату на 1% - встанет целая отрасль, забастовку его рабочих подержат рабочие в других городах и странах, безработные разгромят пару кварталов в столице. И попробуй он уволь кого-нибудь… На улицы выйдут тысячи, жизнь целых городов будет парализована. А уж откровенно издеваться над рабочими, учителями, врачами, пенсионерами ни западный олигарх, ни западный буржуазный политик ни за что себе не позволит. Бабушка, качая его, когда он был еще ребенком, в кроватке в респектабельном доме, построенным еще его дедом – основателем семейного бизнеса, рассказывала, что она слыхала от своей бабушки - за такие курбеты можно оказаться и на фонаре. По Западу прокатилось в свое время столько революций, столько улиц были перегорожены баррикадами, стольких фабрикантов убили террористы, столько булыжников залетали в заводоуправления и окна банков, что страх перед этим в крови у западных капиталистов. Каждое 18 марта у них у всех начинают сильно дрожать руки и ноги – даже у тех, кто слыхом не слыхивал о Парижской Коммуне, так что они и сами удивляются сему диковинному природному факту. Они и не подозревают, что это просто генетическая память. Поэтому ничего им объяснять про права трудящихся не надо.
У нас же – страна непуганых буржуев. Наши капиталисты не имеют собственной традиции. Они и в капиталистов-то переквалифицировались из комсомольских работников и научных сотрудников в штатском. Оттого они и такие наглые и ни в чем себе не отказывающие. Теоретически они знают, что это очень больно, когда тебя бьет разъяренная толпа изголодавшихся горожан, они читали про это в советских книжках о темном прошлом. Умом они представляют, что чувствует капиталист, лишившийся своих капиталов и вышвырнутый революцией в заграничное прозябание. Но именно теоретически и умом, соответствующей генетической памяти у него нет. И пока что соответствующего личного опыта - тоже.
А жаль все-таки, что олигархи и их кремлевская «крыша» у нас, как выразился один писатель, жлобы и слов не понимают. Им подавай русский бунт, беспощадный, но не такой уж и бессмысленный. Чтоб кишкой последнего идеолога шоковой терапии да вокруг шеи последнего представителя крупного бизнеса…
Очень жаль, скажу я вам…