Один из явно не продуманных до конца вопросов - это порядок ее пересмотра и внесения поправок. Глава 9 Конституции России декларирует порядок пересмотра конституции и внесения конституционных поправок. При этом пункт 2 статьи 135 предусматривает, что для изменения конституции созывается специальный орган Конституционное Собрание, деятельность которого регламентируется федеральным конституционным законом. Хотя с момента принятия Конституции прошло более 12-ти лет, федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании” не только не принят, но даже отсутствует более или менее приличный его проект, соответствующий принципам действующей Конституции. И глава 9 Конституции и предлагаемые проекты этого закона не дают ответа на один простой вопрос: каким должен быть срок действия Конституции страны? Из этого вопроса логически вытекает следующий вопрос: как часто можно менять или вносить поправки в конституцию страны?
Исторический опыт свидетельствует, что слишком частые и поспешные корректировки основного закона государства приводят лишь к хаосу во внешней и внутренней политике. Так, бесконечные конституционные реформы во времена Великой французской революции привели Францию к диктатуре и закончились реставрацией монархии.
Не менее вредна и опасна и другая крайность при решении этой проблемы – «искусственное» продление срока действия конституции. Такая недальновидная политика в отношении конституции может проводиться в угоду господствующему классу, олигархическим группировкам или в интересах иностранных государств. В конечном итоге это создает угрозу для социально-политической безопасности России и может закончиться гражданской войной. С учетом бурного протекания во всех развитых странах мира научно-технической революции, ее возрастающего воздействия на социальную, повседневную жизнь людей и их мировоззрение, резко сокращается срок адекватности конституции страны общественному сознанию ее граждан. Это увеличивает вероятность возникновения в обществе социальных конфликтов различной природы из-за несвоевременного принятия новой конституции или внесения в нее отдельных поправок.
Так каким же должен быть срок действия конституции России? Ответ на этот вопрос фактически оставлен на усмотрение элиты российского общества. Элиты политический в лице федеральных и региональных парламентов, органов исполнительной власти и т.д. И элиты интеллектуальной, прежде всего, в лице представителей юридической и других наук. Но такой подход отстраняет от оценки «качества” работы Конституции России ее народ, являющийся в соответствии с той же Конституцией основным и единственным источником власти в стране. Для устранения такого ненормального положения представляется крайне полезным установить в соответствии с новым федеральным законом «О Конституционном Собрании” не только порядок пересмотра Конституции, но и ее срок действия. А также предусмотреть порядок принятия новой Конституции путем референдума с постатейным голосованием (одобрением) каждой статьи. Срок действия Конституции должен быть установлен в 12-16 лет. Это позволит каждому среднестатистическому гражданину в течение своей жизни принять участие в 3-4 референдумах по утверждению проекта Конституции. И он последовательно пройдет, по крайней мере, три возрастные стадии: молодой избиратель, избиратель среднего возраста, избиратель зрелого или пенсионного возраста. Можно ожидать, что последовательно и условно примерив на себя эти три возрастные «одежды”, избиратель будет более ответственно и осмысленно голосовать на референдуме за ту или иную Конституцию. Для более прямого и жесткого воздействия граждан на процесс подготовки проекта новой Конституции целесообразно проводить текущие консультационные референдумы по одобрению действующей Конституции. Опять-таки с постатейным голосованием. Такие консультационные, промежуточные референдумы удобно совмещать с федеральными выборами в Госдуму РФ или с выборами Президента РФ. Это позволит «элите» общества лучше учитывать мнение различных слоев населения и отдельных регионов при работе над концепцией и текстом основного закона России. Чтобы подчеркнуть значимость процесса утверждения новой Конституции на референдуме по ее одобрению, эту процедуру можно назвать как конституционный плебисцит. Все текущие консультационные референдумы могут носить название консультационный опрос.
Для того чтобы исключить возможное широкомасштабное мошенничество при подведении итогов референдума по этим вопросам необходимо предоставить каждому избирателю право ретроспективного контроля за правильностью учета его голоса при установлении общих итогов голосования. Технологии тайного голосования, реализующие механизм ретроспективного контроля, разработаны в России и использовались на выборах в Казахстане.
Б.Макаров | © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |